Инфоурок Всеобщая история КонспектыРазработка урока по теме "Курская битва: сплав мужества и стали" (9 класс)

Разработка урока по теме "Курская битва: сплав мужества и стали" (9 класс)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области

 

 

Урок истории

 по теме:

«Курская битва: сплав мужества и стали»

 

 

9 класс.

 

 

                                         Урок подготовил и провёл:

                                         учитель истории Языков С.Н.

 

 

Тема:  “Курская битва: сплав мужества и стали”

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

-  образовательные:

1. рассмотреть ситуацию на фронте накануне битвы;

2. выявить силы и планы сторон;

3. изучить основные события Курской битвы;

4. показать значение Курской битвы в Великой Отечественной войне;

5. составить характеристику завершающего этапа коренного перелома;

6. сформировать у обучающихся представление о войне;

- воспитательные: оказать влияние на формирование у обучающихся патриотических чувств, показав мужество и героизм советских солдат;

- развивающие: продолжить формирование у обучающихся навыков работы с историческими документами.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта «Великая Отечественная война», исторические документы.

Опережающее задание: доклад «Подвиг земляка Черешнева Г.Е.»; 2 группы обучающихся готовят проекты «Вооружение Красной Армии и вермахта в Курской битве», «Соотношение сил на курском направлении».

 

Ход урока.

 

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.      Орг.

момент.

Проверка наличия обучающихся и их готовности к работе.

 

 

2. Подготовка обучаю-щихся к изучению нового материала.

 

Сегодня наш урок мне хотелось бы начать с отрывка из стихотворения Юрия Белаша «Сухая тишина»

Шли танки... И земля дрожала.
Тонула в грохоте стальном. 
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнем.

На батарее - ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам.

 

Эти строки автор посвятил  посветил одному из самых грандиозных сражений II мировой войны – битве на Курской дуге.

Действительно, Курская битва по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям занимает одно из ключевых мест в Великой Отечественной войне. Как образно отметил Л.И. Брежнев: «Гигантская битва на Орловско-Курской дуге летом 1943 г. сломала хребет гитлеровской Германии…» И именно ее изучению мы посвятим наш сегодняшний урок.

(Слайд №1) Запишем тему «Курская битва: сплав мужества и стали». (Слайд №2) Целью нашего сегодняшнего урока является изучение основных событий Курской битвы, выявление  последствий победы советских войск в битве и рассмотрение завершающего этапа коренного перелома в войне.

План урока.

(написан на доске)

1.    Силы и планы сторон.

2.    Оборонительное сражение.

3.    Контрнаступление советских войск: Орловская и Белгородско-Харьковская наступательные операции.

4.    Итоги Курской битвы. Завершение коренного перелома в войне.

 

Прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомним какая ситуация сложилась на фронте к лету 1943 года. Вопросы на повторение:

- Что такое коренной перелом в войне?

- Какое сражение положило начало коренному перелому?

- Дата Сталинградской битвы?

- В чем состояло значение Сталинградской битвы?

- Какие наступательные операции были проведены советскими войсками зимой 1943 г. и чем они завершились?

 

Таким образом, в результате боев на линии фронта образовался выступ – Курская дуга, на котором развернется одно из решающих сражений войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

3.

Изучение нового материала.

 

1.      Силы и планы сторон.

Сокрушительное поражение немецкой армии и ее союзников под Сталинградом сильно потрясло фашистский блок, а блистательная победа Красной армии произвела огромное впечатление на мировую общественность. Чтобы улучшить внутриполитическое положение рейха и предотвратить распад фашистской коалиции гитлеровское командование решило летом 1943 г. провести крупную наступательную операцию на советско-германском фронте. Этим наступлением оно надеялось снова овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. План наступления получил кодовое название «Цитадель». Для изучения его содержания обратимся к историческому документу (Приложение 1).

(Слайд №3) Вопросы по документу:

  1. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?
  2. В каком районе планировалось проведение наступления?
  3. На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?

Советское командование также было готово к переходу в широкомасштабное наступление летом 1943 года на юго-западном направлении. Но оно, учитывая печальный опыт весны 1943 г. избрало иной вариант. Для рассмотрения планов советского командования прочитаем исторический текст (Приложение 2).

(Слайд №4) Вопросы по тексту:

  1. В чем состоял план советского командования?
  2. Почему был утвержден такой план действий?
  3. В каких направлениях планировалось проведение контрнаступления? Назовите кодовое название операций.

На протяжении апреля-июня 1943 года на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой стороны готовились к летней компании. (Слайд №5) О соотношении сил противников, участвующих в битве фронтах и их командующих нам расскажут ребята, работавшие над проектом «Соотношение сил на курском направлении».

Таким образом, соотношение сил в районе Курского выступа было в пользу советских войск и в людях и в технике. Однако немецкие войска получили новые виды вооружений, на которые возлагались большие надежды. Действительно ли это вооружение значительно превосходило имеющиеся советские образцы? (Слайд №6) На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие над проектом «Вооружение Красной армии и вермахта в Курской битве».

Итак, новые виды немецких танков и самолетов укрепили мощь немецких войск, но не создали решительного перевеса, так как советские вооруженные силы к лету 1943 года имели в достаточном количестве передовую для того времени технику.

 

Подведем итог по первому вопросу. Советскому командованию, в отличие от первых лет войны, удалось правильно установить состав войск противника и определить направление главного удара немцев. Это  позволило своевременно подготовиться к сражению.

 

2.      Оборонительное сражение.

5 июля 1943 г. началась грандиозная Курская битва, которая продолжалась до 23 августа. (Слайд №7)  Запишем дату сражения.

В историографии принято разделять сражение на 3 части: Курскую оборонительную операцию (5 — 12 июля), Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3 — 23 августа) наступательные операции. Битва продолжалась 49 дней.

Немецкое наступления должно было начаться в 3 часа утра 5 июля. Советское командование, зная об этом, отдает приказ произвести артиллерийский обстрел. И 2 часа 20 минут на подготовившиеся к наступлению немецкие дивизии обрушился шквал артиллерийского огня. Противник понес значительные потери и был вынужден отложить начало наступления на 2,5 часа. Достичь внезапности противнику не удалось.

(Слайд №8) Основные удары у немцев наносили 4-я танковая армия генерал-полковника Гота с юга и 9-я армия генерал-полковника Моделя - с севера. Эти группировки должны были соединиться восточнее Курска, зажав в стальные "клещи" находившиеся на выступе крупные силы русских.

В 5 часов 30 минут в полосе Центрального фронта начинает наступление орловская группировка противника, направившая главный удар на Ольховатку,а вспомогательные - на Малоархангельск и Гнилец.  В полосе Воронежского фронта, где гитлеровское командование сосредоточило до 700 танков, противник нанес утром 5 июля главный удар силами 4-й танковой армии на Обоянь, а вспомогательный (оперативной группой «Кемпф») - в направлении на Корочи. 

После двух дней боев, не добившись успеха под Ольховаткой, гитлеровское командование перенесло направление главного удара на Поныри. Но и здесь удалось прорвать только первую линию советской обороны. Использовав почти все резервы и понеся тяжелые потери 11 июля 9-я полевая армия приостановила наступление, и вынуждена была перейти к обороне.

На южном направлении танкам противника удалось 9июля достичь третьей линии советской обороны в районе Кочетовки, но введение в бой резерва позволило остановить прорыв.

10 июля Гитлер приказал командующему южной группировкой Манштейну добиться решительного перелома в ходе битвы и направление главного удара переносится на Прохоровку.

Здесь ударной группировке врага удалось 11 июля вклиниться в нашу оборону на 35 км и 12 июля противник планировал развить успех. Однако их наступление заканчивается танковым сражением 12 июля 1943 г в районе деревни Прохоровка, самым крупным танковым сражением в истории войны в котором участвовало до 1200 танков с обеих сторон. Запишем дату: 12 июня 1943 г.- сражение под Прохоровкой. (Слайд №9)

Как разворачивалось сражение под Прохоровкой мы узнаем посмотрев видеофрагмент. http://video.yandex.ru/search?text=%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=NuIkBUAL8gE

(Слайд №10) Вопрос по видеофрагменту: почему сражение под Прохоровкой считают ключевым моментом Курской битвы?

Действительно 12 июля наступил перелом в битве, немецкие войска вынуждены были перейти к обороне, а советская армия начинает контрнаступление на орловском направлении.

 

3. Контрнаступление советских войск: Орловская и Белгородско-Харьковская наступательные операции.

 

Наступление Красной Армии под Курском состояло из двух операций:

- (Слайд №11) операция «Кутузов» - Орловская наступательная операция, которая была проведена с 12 июля по 18 августа 1943 года.

- (Слайд №12) операция «Румянцев» - Белгородско-Харьковская наступательная операция  заключительная операция Курской битвы, проводилась с 3 по 23 августа 1943 г.

С ходом и результатом данных наступательных операций вы познакомитесь самостоятельно, прочитав текст (Приложение 3), после чего выполните задание в контурной карте.

(Слайд №13) Используя атлас и информационный текст, ученики выполняют задания в контурной карте:

1.      Обозначить направления наступления Красной Армии.

2.      Написать названия крупных городов, освобожденных в ходе наступления.

3.      Отметить звездочкой города, после освобождения которых был дан первый салют в Москве. 

4.      Нарисовать линию фронта к 23 августа 1943 года.

Подведем итог. 23 августа 1943 г. с освобождением Харькова победоносно завершается Курская битва, продолжавшаяся 49 дней. В ходе сражения были разгромлены 30 вражеских дивизий, в том числе 7 танковых.

 

4.      Итоги Курской битвы. Завершение коренного перелома в войне.

   Успешное завершение Курской битвы привело к окончательному переходу военной инициативы к Красной Армии. «Если битва под Сталинградом,— указывал И. В. Сталин,— предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой». В итоге, наступление под Курском переросло в наступление советских войск по всему фронту. Советским войскам удалось продвинуться на запад на 300-600 км и освободить Левобережную Украину, Донбасс, Таманский полуостров, Брянск, Смоленск. Наиболее ожесточенные бои развернулись в ходе битвы за Днепр, на правом берегу которого немцы возвели систему укреплений - «Восточный вал». Однако Красной Армии удалось форсировать эту преграду, захватить плацдармы и 6 ноября 1943 года освободить Киев, потерю которого Гитлер расценил как потерю всей Украины. (Слайд №14)  Запишем дату: сентябрь-декабрь 1943 г. – битва за Днепр.

За героизм, проявленный в этой битве ,2438 советских воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. (Слайд №15)  Среди них и наш земляк Черешнев Г. Е., именем которого названа одна из улиц села Кривополянье. Послушаем сообщение о подвиге роты лейтенанта Черешнева. 

Битва за Днепр завершила коренной перелом в войне, гитлеровская Германия на всех фронтах перешла к стратегической обороне.

   Подведем итоги Курской битвы и завершающего этапа коренного перелома, прочитав пункт параграфа на странице 232.

(Слайд №16) Вопросы по тексту учебника:

1.      Каково значение Курской битвы?

2.      Как победы Красной Армии отразились на международном положении СССР.

3.      Когда и где состоялась первая конференция лидеров «большой тройки»? (Слайд №17)

4.      Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

Таким образом, события 1943 г. во многом предрешили итог войны. У.Черчилль писал в 1943 г., что три огненных сражения — за Курск, Орел и Харьков, происшедшие в течение двух месяцев, — ознаменовали крушение германской армии на Восточ­ном фронте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают документ и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Краткое выступление по теме.

 

 

 

Краткое выступление по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату.

 

 

 

Смотрят видеофрагмент.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задание по контурной карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают пункт учебника и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

4.Закреп-ление

В современной отечественной и зарубежной историографии есть различные оценки Курской битвы. Приведем две  точки зрения немецких историков:                                   

1.       (Слайд №18) Пауль Карелл: «Так же, как Ватерлоо решило судьбу Наполеона в 1815 году, положив конец его правлению и изменив лицо Европы, так и русская победа под Курском знаменовала собой поворотный пункт войны и непосредственно привела через 2 года к краху Гитлера и разгрому Германии и, таким образом, изменила облик всего мира. В этом смысле Курская битва была решающим сражением Второй мировой войны».

2.      (Слайд №19) О. Штольц: «Наступление вермахта на Курской дуге является ограниченным, поэтому и его поражение не слишком значительно в истории II мировой войны».

  Какая из представленных оценок вам кажется более правильной? Аргументируйте свой ответ.    

Действительно, точка зрения Карелла является более объективной. 

Подобную оценку давал и фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший её. Впоследствии он писал: «Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С её неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте».

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свою точку зрения.

 

 

5.Д/з.

 

 

Параграф 32, выполнить  задания по контурной карте (слайд 20)

 

 

Записывают д/з.

6. Итоги урока.

Выставление оценок.

Подают дневники.

 

Список литературы:

 

1.      Великая отечественная война 1941 – 1945 / Энциклопедия. – М., 1985.

2.      Вторая мировая война: два взгляда. – М., 1995.

3.      Колтунов Г.А., Соловьев В.Г.  Курская битва. – М., 1983

 

Интернет ресурсы:

 

1.      http://fcior.edu.ru/

2.      http://9may.ru/

3.      http://voenhronika.ru

4.      http://kurskaya-bitva.narod.ru

5.      http://www.biograph-soldat.ru/

6.      http://history-of-wars.ru

7.      http://www.warheroes.ru/

8.      http://www.inwar.info/

9.      http://ww2history.ru/

10.   http://www.pomnivoinu.ru

Приложение 1.

План операции "ЦИТАДЕЛЬ"

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление "Цитадель" - первое наступление в этом году.

Этому наступлению придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. Наступление должно дать в наши руки инициативу на весну и лето текущего года.

В связи с этим все подготовительные мероприятия необходимо провести с величайшей тщательностью и энергией. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой солдат обязан проникнуться сознанием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира.

Я приказываю:

1. Целью наступления является сосредоточенным ударом, проведенным решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой - из района южнее Орла, путем концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска противника и уничтожить их.

2. Необходимо

а) широко использовать момент внезапности и держать противника в неведении, прежде всего, относительно времени начала наступления;

б) обеспечить максимальное массирование ударных сил на узком участке с тем, чтобы, используя местное подавляющее превосходство во всех средствах наступления (танках, штурмовых орудиях, артиллерии, минометах и т.д.),одним ударом пробить оборону противника, добиться соединения обеих наступающих армий и таким образом замкнуть кольцо окружения.

 

...7. В целях соблюдения тайны в замысел операции должны быть посвящены только те лица, привлечение которых абсолютно необходимо. Новые лица должны знакомиться с замыслом постепенно и по возможности позже. На этот раз необходимо непременно избежать того, чтобы вследствие неосторожности или небрежности противнику стало что-либо известно о наших замыслах. Путем усиления контрразведки обеспечить постоянную борьбу с вражеским шпионажем.

11. Для успеха наступления решающее значение имеет то, чтобы противнику не удалось наступательными действиями на других участках фронта групп армий "Юг" и "Центр" заставить нас отсрочить начало наступления "Цитадель" или же преждевременно отвести участвующие в нем соединения. Поэтому обе группы армий должны наряду с наступательной операцией "Цитадель" подготовить планомерно до конца месяца оборону на остальных и, прежде всего на угрожаемых участках фронта. При этом в первую очередь необходимо ускорить всеми средствами строительство оборонительных позиций, прикрыть танкоопасные направления достаточным количеством противотанковых средств, создать тактические резервы, своевременно вскрыть активными действиями разведки направления главных ударов противника.

Приложение 2.

Планы советского командования на лето 1943 года.

После того как стали ясны намерения противника предпринять в районе Курского выступа крупное наступление, перед Ставкой Верховного Главнокомандования встал вопрос о характере действий советских войск. 12 апреля в Ставке состоялось совещание по обсуждению плана. На нем присутствовали И. В. Сталин, Г. К. Жуков, А. М. Василевский и заместитель начальника Генерального штаба А. И. Антонов. Участники совещания пришли к выводу: наиболее вероятной целью летнего наступления вермахта будет окружение и уничтожение советских войск в районе Курского выступа. Хотя стратегическая инициатива находилась у Советской армии и она имела возможность вести активные наступательные действия, Ставкой ВГК было принято предварительное решение о преднамеренной обороне. Было признано необходимым создать прочную, глубоко эшелонированную оборону на всех важнейших направлениях, и в первую очередь в районе Курского выступа.

 При выработке решения учитывалось, что на вооружение вермахта поступили новые танки и штурмовые орудия, борьба с которыми представит значительные трудности. Предполагалось использовать сильные стороны заблаговременно подготовленной обороны, измотать в ходе оборонительного сражения мощные танковые группировки врага и создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление на орловском и белгородско-харьковском направлениях. Оборонительная и наступательные операции на Курской дуге были органически объединены единым замыслом и представляли собой систему операций, осуществление которых должно было обеспечить прочное удержание стратегической инициативы и переход в общее наступление на важнейших стратегических направлениях. Переход к временной преднамеренной обороне представлял в сложившихся условиях наиболее выгодный способ измотать ударные группировки вермахта и создать благоприятные условия для перехода в общее наступление.

Отразить наступление вермахта со стороны Орла предстояло войскам Центрального фронта, а из района Белгорода – Воронежского фронта. После решения задач обороны планировался переход советских войск в контрнаступление на орловском и белгородско-харьковском направлениях. Это должно было произойти, когда противник истощит свои силы в наступательных боях. Наступательная операция на орловском направлении, которую должны были провести войска левого – крыла Западного, Брянского и правого крыла Центрального фронтов, получила кодовое название «Кутузов». Разгром белгородско-харьковской группировки врага предстояло осуществить силами Воронежского фронта и Степного округа во взаимодействии с войсками Юго-Западного фронта. План этой операции получил наименование «Полководец Румянцев».

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Орловская операция
План наступления на орловском направлении( операция "Кутузов" ) был разработан Ставкой еще до начала Курской битвы. Его идея состояла в том, чтобы ударами по сходящимся направлениям расчленить, а затем уничтожить группировку врага.
Разгром орловской группировки врага Ставка возложила на войска левого крыла Западного фронта (командующий генерал В. Д. Соколовский ), Брянского (командующий М. М. Попов) и Центрального фронтов.
12 июля после артиллерийской и авиационной подготовки войска атаковали передний край обороны. К середине первого дня наступления благодаря своевременному вводу в бой свежих сил, активным действиям авиации 1-й воздушной армии был обеспечен прорыв двух оборонительных позиций противника и в первый день наступления войска 11-й гвардейской армии продвинулись на 8-10 километров. К 17 июля гитлеровские войска были оттеснены на позиции, которые они занимали до начала битвы.
К 29 июля 61-я армия Брянского фронта, 11-я гвардейская армия и 4-я танковая армия Западного фронта разгромили болховскую группировку противника и освободили Болхов. В результате орловская группировка противника была охвачена с трех сторон войсками трех фронтов севера, востока и юга, а 3 танковые армии создали угрозу отрезать пути ее отхода на запад. Немецко-фашистское командование, стремясь избежать окружения, начало отвод соединений, оборонявшихся в орловском выступе. 5 августа войны Брянского фронта освободили Орел. В тот же день войска Степного фронта освободили Белгород. В честь освобождения Орла и Белгорода был дан первый салют в Москве.
В результате проведения Орловской операции, продолжавшейся 37 дней, был ликвидирован стратегически важный плацдарм противника, разгромлена его группировка, насчитывавшая до 15 дивизий, и созданы условия для последующего наступления в Белоруссии. Советские войска продвинулись на запад на 150 км.

Белгородско-Харьковская операция
Белгородско-харьковский выступ противника обороняли 4-я танковая армия и оперативная группа "Кемпф. Замысел Ставки заключался в том, чтобы нанести рассекающий удар смежными крыльями Воронежского и Степного фронтов  из района северо-западнее Белгорода в общем направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага в целях расчленения белгородско-харьковской группировки и последующего охвата и разгрома вражеских соединений в районе Харькова (операция Румянцев). Рано утром 3-го августа после артиллерийской подготовки и ударов авиации советские войска Воронеского фронта перешли в наступление. Севернее Белгорода наступали войска Степного фронта.
4 августа ожесточенные бои продолжались по всей полосе наступления советских войск. С утра 5 августа соединения 69-й армии устремились к белгороду и вышли на его северную окраину. К вечеру Белгород был освобожден.

К исходу пятого дня войска Воронежского и Степного фронтов прорвали оборону противника на 120-километровом фронте и продвинулись на глубину до 100 км. Создалась возможность охвата Харькова с севера и запада. 13 августа была прорвана внешняя оборонительная линия Харькова, 17 августа начались бои на его окраинах.
23 августа войска Степного фронта во взаимодействии с войсками 5-й гвардейской танковой армии штурмом освободили город Харьков. Этим событием заканчивается Курская битва.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме "Курская битва: сплав мужества и стали" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок посвящен завершающему этапу коренного перелома в войне. На уроке рассмотривается ситуацию на фронте накануне битвы; изучаются основные события Курской битвы; рассматриваются события завершающего этапа коренного перелома. В ходе урока используются различные формы работы, анализируются исторические документы, просматривается фрагмент исторического фильма. В качестве дополнительного материала к уроку использовался учебный текст и исторический документ, работа с которыми позволила значительно дополнить материал учебника. Для формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы один ученик готовит доклад о подвиге земляка и две группы учащихся готовят проекты «Вооружение Красной Армии и вермахта в Курской битве», «Соотношение сил на курском направлении».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 665
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.01.2020 292
    • DOCX 112.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алькина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алькина Ирина Николаевна
    Алькина Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74603
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции