Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока по теме:

Разработка урока по теме:

Скачать материал

Тема урока: « Строение и функции кожи». 8 класс

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Цели урока

Предметно- дидактическая  цель: изучить строении и функции кожи .

Деятельностная цель:

 - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

 - уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели,

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

 

 Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

  1.     Научиться выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.

 3.     Учиться понимать биологические термины: эпидермис , дерма ,гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосяные фоликулы, волосяные луковицы, волосяной сосочек, ногти.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

 а.      научиться ориентироваться в дополнительном материале, учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

б.     учиться строить высказывания;

в.     учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

. 2.     Коммуникативные:

а.      учиться слушать и понимать речь другого человека.

 б.     учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

 в.     учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

 3.     Регулятивные:

 а.      учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

б.     учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

1. развивать умение быть наблюдательными, внимательными

2.уметь работать парах и  группах и в заданном темпе

3.быть терпимым к иным точкам зрения

  Основные понятия, изучаемые на уроке: эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосяные фолликулы, волосяные луковицы, волосяной сосочек, ногти.

Учащийся  должен знать: строение и функции кожи,  понятия: эпидермис , дерма ,гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосяные фоликулы, волосяные луковицы, волосяной сосочек, ногти

Учащиеся должны  уметь:  сравнивать строение слоёв кожи и называть их отличия, анализировать и  обобщать теоретический материал,  выявлять особенности процесса терморегуляции, устанавливать взаимосвязь cтроения и функций кожи, давать характеристику:  эпидермис , дерма, гиподерма, процессу терморегуляции

 

Обеспечение урока: учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл., компьютер:http://files.school-collection edu.ru/,  интерактивная доска, салфетки, лупы, авторская презентация.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные результаты обучения

Формируемые УУД

Организационный момент. (1 мин.)

 

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

 

(Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе.” Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.)

 

 

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Проверяют рабочее место, слушают учителя и организуют внимание к работе на уроке

 

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД

-готовность к самообразованию самоопределение,

Этап.  Актуализация знаний (4-5  мин.)

Учитель актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

 

 

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 

Беседа по вопросам:

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

- Что же является главным в жизни каждого человека?

- Что значит, по-вашему, быть здоровым?(Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма.)

 

http://900igr.net/datas/biologija/Tkani-biologija/0012-012-Nazovite-vidy-tkanej.jpg

 

 

 

Ответ: эпителиальная,соединительная

CHELOVEKKARTINKI5 300x124 Человек картинки для детей

 

Ребята  Что мы видим на картинке?

Ответ : Органы

 

Что такое орган?

 

Кровеносная, пищеварительная , нервная …. О чём идет речь?

Что такое системы органов?

Продолжим изучение биологии человека! На наш организм окружающая нас среда не всегда оказывает положительное воздействие. Чтобы обеспечить нормальное функционирование всех систем организма необходимы таможенная и пограничная службы, моментально реагирующие на все изменения, способные нарушить нашу деятельность.

 

Как вы думаете какая это система?

Ответ: Покровная

Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Ответ: Кожу

 

 

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

 

 

 

Дают определения

Тканям ,органам, системам органов.

Отвечают на вопросы, делают выводы и формулируют тему урока.

ПознавательныеУУД:

 - - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- применять ране изученные понятия

- давать определение понятиям: ткань,орган,система органов

   Коммуникативные УУД: - учатся строить монологические

высказывания

- культуре общения.      

   ЛичностныеУУД: учатся понимать - что значит быть здоровым  

 

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.

 Например: - Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом. Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому в начале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».

Задание «Верите ли вы, что…»

…кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

…в коже человека выделяют три слоя.

…кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

…кожа – сложный орган со многими функциями.

…этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

…кожа тесно связана с нервной системой.

…в коже происходит образование витамина Д.

кожа гладкая, упругая, эластичная

…кожа имеет розовый цвет благодаря разветвлению в ней мелких кровеносных сосудов и капилляров, наряду с которыми просвечивают венозные (голубые) сосуды

….кислорода в организм поступает через кожу

это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр

…. площадь приблизительно 2,5 м2.

 … при тяжёлой физической работе кожа выделяет 10-12л. Пота.

 

 В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший «золотой век». Тело ребенка было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных господ была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка, а когда о нем вспомнили, он был уже мертв.

Как вы думаете, что послужило причиной его гибели?

 

                    Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся ставить проблему,

аргументировать её актуальность;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

 

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Учитель организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний

При выполнении заданий у вас появились трудности?

Не знаете строение кожи, функции кожи, поэтому какие цели вы себе поставили бы для работы на уроке, чтобы решить возникшие проблемы

Ответ: Изучить  строение и функции кожи и её проиводных

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                      Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: -смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап Планирование.(4-5 мин.)

Учитель организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания - Каким образом мы можем изучить строение кожи и функции кожи чтобы найти ответы на задание? (знакомятся с  материалами кейса)

Организует работу в парах

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, слайдов презентации, проведения экспериментов и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему основные понятия: система органов- орган – слои и ткани органа--функции –производные кожи , заполнять таблицу « слои кожи и их функции»).

 4. Мысленно сформулировать ответы.

5. Высказывают предположения и гипотезы  почему погиб «золотой мальчик» Быть может, потому, что его покрытая золотой краской кожа не могла дышать? 

 Было сделано другое предположение: мальчик умер потому, что кожа перестала выделять пот с находящимися в нем различными ненужными и даже вредными для организма...

 Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в группах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его сучителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

. Познавательные УУД:

 - учатся основам ознакомительного чтения

Коммуникативные УУД: - -учатся учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах.

 - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД:

 - доброжелательное отношение ко всем

- учатся  вести диалог на основе равноправных отношений

Регулятивные УУД

-формируют умения планировать пути достижения целей

Этап. «Открытие» нового знания (15-20  мин.)

Учитель формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в группах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Наблюдает и корректирует деятельность каждой группы,корректирует ответы учащихся.

Формирует умения проводить эксперимент:

  1. Рассмотрите без лупы, а потом с помощью лупы кожу тыльной стороны кисти руки. (вы видите рельеф кожи. Кожа как бы разделена на ромбовидные и треугольные дольки. Вы видите поры из которых выходят волосы. Под лупу видно, что кожа блестит. В волосяную сумку входят протоки сальных желез и по стержню волоса продукты этих желез выделяются на поверхность кожи.)
  2.  рассмотрите кожу ладони.

(Здесь тоже виден кожный рельеф в виде бороздок, но волос нет. Попробуйте найти поры, они представляют не что иное, как выходные отверстия потовых желез. На ладони их обычно много.)

  3.Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека?

(Мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого, на языке криминалистов это называется дактилоскопия.)

      4. Давайте проверим работу ваших рецепторов.

Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)

Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)

Кто смелый, пойти на эксперимент?

Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.

При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала  сделан.

Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязан

 

Работают в группах самостоятельно. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в схемах своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои схемы.              .

Предметные:изучают строение кожи и её проиводных, учатся определять функции каждого слоя кожи согласно её строения.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в выданном материале,находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать  других учеников - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

 - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.

 

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применениенового знания. (6-8 мин.)

Учитель организует работу по выполнению задания к  кейсу

 

Чтобы заполнить  схемуиспользуем информацию лист №1.из кейса, слайдов и видио на компьютере

Учитель предлагает выполнить задание по изучению строения кожи открыв компьютеры.      Даёт на его  2 мин. Организует подводящий диалог

- Что нам поможет выполнить  задание по заполнению схемы до конца? (Проведенные  эксперименты и информационный лист№2

 

Схемы выстроены:  система органов (покровная) – орган (кожа)- слои ( 1.наружный (эпидермис)  *многослойный эпителий ,2.собственно кожа (дерма)* соединительная ткань, 3.подкожная жировая  клетчатка( гиподерма)- функции (защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, терморегуляция обмен веществ)-производные кожи (ногти, волосы, сальные железы, потовые железы, молочные железы),

Таблица заполнена

Слой

Строение

Функция

Эпидермис

Многослойный ороговевающий эпителий. Верхний слой - мертвые роговые чешуйки; нижний слой - базальный (деление).

Защитная

Дерма

Плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей.

Защитная
Чувствительная
Дыхательная
Обменная
Терморегуляторная

Подкожная жировая 
клетчатка

Рыхлая соединительная ткань

Защитная
Терморегуляторная
Запасающая

 

Теперь можно вернуться     к нашим задания.

   Как вы думаете, подтвердились наши предположения о гибели «золотого мальчика»?

Ответ:(Это можно объяснить следующим образом: раздражение кожи краской вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию – воспалению легких.)

 

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                         Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).               В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.                                   Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Предметные: учатся строить схемы и заполнять таблицу,

называть слои и производные кожи;  - учатся понимать связь строения кожи с выполняемыми функциями.   Познавательные УУД: - учатся ориентироваться  в кейсах, в информации на компьютерах, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

 - Всё мы выполнили? Вернёмся к нашему заданию!

     Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».

Задание «Верите ли вы, что…»

…кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

…в коже человека выделяют три слоя.

…кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

…кожа – сложный орган со многими функциями.

…этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

…кожа тесно связана с нервной системой.

…в коже происходит образование витамина Д.

…кислорода в организм поступает через кожу.

- Как оцените свою работу?  

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

Предметные : - называют слои кожи,

функции кожи - учатся понимать смысл биологических терминов. Познавательные УУД: - находят ошибки в выполненных заданиях в начале урока, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.

 

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Озвучивает домашнее задание:

 1Откройте  параграф 39. Дома прочитать параграф и выучить все биологические термины выделенные курсивом и жирным шрифтом.

2. Найдите в интернете интересные факты о коже, о волосах, о ногтях как дополнение к кейсам

.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

 

 

 

 

 

Литература:                                                                                   Электронные ресурсы

 

1.Е.Н. Демьянков «Биология в вопросах и ответах». М,.1996гhttp://files.school-collection edu.ru/

2.Е.Н. Демьянков «Биология. Мир человека». М,2004гwww.budzdorov72.ru

3.И.Д. Зверев «Человек. Организм и здоровье». М,2000г

4.М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов «Анатомия и физиология человека». М,2002гhttp://man.claw.ru/shared/text/2060.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Изучи строение органа (кожа) из системы органов (покровная) и построй схему.

Для этого откроем http://files.school-collection.edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производные  кожи.


Потовые железы - клубочки оплетены капиллярами; пот содержит воду, NaCl, KCl, мочевину, мочевую кислоту, аммиак, АК. В коже 2 млн. потовых желез. За сутки выделяется 500 мл.пота. Функция - поддержание постоянной температуры тела.
Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин). Функция - кормление ребенка.
Сальные железы - имеют вид гроздей, открываются в волосяную сумку; сало состоит из ЖК, продуктов распада эпителиальных клеток, витаминов А, Д, Е. Функция - смачивает волосы и кожу - эластичность, влажность.
Волосы - живут 2-4 года. Волос = стержень + корень + волосяная сумка + нервные окончания + кровеносные сосуды функция - теплоизолятор, защита от пыли глаз.
Ногти - роговые образования, развиваются из эпидермиса. Функция - защита фаланг пальцев, опора для мягких тканей.

 

 

 

 Родинки и веснушки

Родинки - это врожденный порок развития кожи или приобретенные опухоли вирусного характера в течение жизни. В некоторый момент клетки кожи переполняются пигментом и преобразуются в меланоциты, скопление которых и является родинкой. Мы привыкли называть родинками разнообразные образования на коже - сосудистые пятна (гемангиомы), невусы, папиломы. Пигментных гигантских невусов, которые покрыты волосами в древности, опасались больше всего, считая их дьявольским знаком.

В подавляющем количестве родинки образуются в период полового созревания - под влиянием гормонов. Часто образуются у беременных женщин.
Веснушки – это скопления меланина в коже.

 

 

 

 

факты о волосах:

1. За сутки каждый волос вырастает приблизительно на 0,35 миллиметра. На 12 сантиметров – за год.
2. Растут примерно 90% волос, а 
выпадают – 10%.
3. Самый быстрый рост волос наблюдается в летнее время во время сна, а также в возрасте с 16 до 24 лет.
4. Самая 
лучшая температура воды для мытья волос – 34–35oС.
5. У 84% женщин после посещения парикмахерской поднимается настроение
6. Потеря волос наблюдается у 60–70% мужчин и всего лишь у 25–40% женщин.

7.Ежедневная потеря волос у детей - 50–80 волосков, у взрослых - 100–200 волосков.
8. В настоящее время существует боле 300 тысяч средств от 
выпадения волос.
9. Облысение можно унаследовать только по линии матери.
10. 95% кожи человека покрыта волосками.
11. По прочности волосы приравниваются к алюминию.
12. Волос человека толще мыльной пленки приблизительно в 5 тысяч раз.
13. Женская коса, состоящая из 200 тысяч волосков способна выдержать груз весом 20 тонн.
14. Волос имеет свойство растягиваться и возвращаться в исходную длину.
15. Волосяной стержень на 97% состоит из 
белка и на 3% из воды.
16. Цвет волос способен меняться.
17. Первые волосы появляются еще в утробе матери.
18. Плотность волос составляет 300 штук на сантиметр квадратный.
19. Настроение человека способно оказывать 
влияние на состояние волос.
20. Длина волос на голове, которые отращиваются человеком в течение жизни, составляет приблизительно 725 километров.

 

 

 

 

Приложение 2

Прочитайте предложенный текст и выпишите все найденные вами функции кожи.

          На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора. Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ. На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.  В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней  поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества. Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода. Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии.   Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения. В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2  кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей.

Органы чувств кожи

Удивительно приятно подставить лицо свежему морскому или степному ветерку. На лице, на губах находится множество специальных клеток, ощущающих и его давление, и его прохладу. Кожа не только наша защита, но и огромный источник информации об окружающем нас мире, притом источник очень достоверный. Часто мы не верим глазам и ушам своим, а ощупываем предмет, при этом желая удостовериться, что он есть, узнать, каков он на ощупь.

Кожа воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и, наконец, боль. Для всех этих ощущений имеются специализированные клетки, неравномерно разбросанные по телу. Боль. С ней мы знакомы с детства. Укололся — больно, ударился — еще больнее. Но жить без боли было бы невозможно. Боль — это сигнал тревоги для организма, сигнал к мобилизации на борьбу с опасностью.

http://man.claw.ru/shared/text/2060-1.jpg

Легчайшее прикосновение бабочки воспринимают рецепторы осязания, которыми так богата кожа нашего тела.На 1 см2 кожи находится до 100 болевых точек. Болевая точка — часовой нашего тела — это оголенные окончания нервов, ничем не защищенные. Стоит к такой точке тела прикоснуться иголкой, т. е. прикоснуться к нерву, как по нему тотчас в мозг помчатся импульсы. Они «кричат» мозгу: «Больно! больно! опасность! защищайся!»

Болевые окончания нервов есть и во внутренних органах. Но там трудно определить, что и где именно болит. «Отец русской физиологии» И. М. Сеченов назвал ощущения и боль внутренних органов «темными ощущениями». Живот болит, но, где именно, не поймешь. А вот на коже больное место само о себе «кричит»: «Болит кончик мизинца на левой ноге!»

Привыкнуть к боли почти невозможно. И это хорошо! Ведь пока есть боль, есть и опасность. Вот когда опасность для организма будет ликвидирована, тогда только утихнет боль.

Тепло и холод. Их мы чувствуем тоже не всей кожей. Холодную металлическую иглу ощущают одни точки кожи, а теплую — другие. Физиологи подсчитали, что на коже человека всего 30 тыс. тепловых точек и 250 тыс. точек холода. На лице, на губах этих точек больше всего.

В этих температурных точках находятся особые нервные окончания, окутанные клеточной капсулой. Под микроскопом по виду они напоминают колбы. Эти колбы — живые термометры — довольно легко привыкают и к очень холодной воде, и к горячему песку.

В холодную реку сначала страшно войти. Но стоит окунуться с головой, и через минуту-другую вода кажется вовсе и не холодной. Наш организм удивительно хорошо приспособлен к самым разным температурным условиям существования: пустыня Сахара и Антарктида — везде может жить человек!

Осязание. Осязание, ощущение прикосновения — это главнейшее и тончайшее кожное чувство. Кончик языка, губы и кончики пальцев наиболее чувствительны к давлению и прикосновению. Осязательные клетки хорошо приспособлены к восприятию механического раздражения — давления, не хуже, чем палочки и колбочки к свету или обонятельные клетки к запаху. Очень слабое давление на кожу мы воспринимаем как нежное прикосновение, а сильное — как надавливание.

Чувствительность кожи к давлению исключительно высока. Например, на коже кончиков пальцев ощущение прикосновения возникает при давлении всего лишь 0,028—0,170 г на 1 мм2 кожи.

К холоду, теплу, давлению кожа привыкает довольно быстро. Мы ведь очень скоро перестаем чувствовать прикосновение одежды к телу.

Не вся кожа чувствует прикосновение, а только отдельные ее точки. Их множество — около полумиллиона на всем теле, однако распределены они неравномерно.

В каждой такой точке находятся специализированные тельца, чутко реагирующие на малейшее механическое раздражение. Они представляют собой нервные окончания, как бы завернутые в капсулу, или оболочку. Кроме того, у корня волосков нашего тела оканчиваются нервные волокна. Поэтому даже ничтожное давление на волосок передается нерву, и мы ощущаем легкое прикосновение. У многих животных такой способ осязания развит очень хорошо. У кошки, например, длинные жесткие усы (вибриссы) — это специальный орган осязания. Они действуют подобно рычагу. Чуть-чуть изгибаясь при соприкосновении с каким-либо предметом, они довольно сильно давят на нервные окончания, и кошка получает осязательную информацию.

Наша способность к осязанию зависит от целого ряда условий. Например, в теплой комнате пальцы чувствуют поверхность любой вещи гораздо лучше, чем на морозе.

Теперь вы видите, как сложно кожное чувство, как много событий совершается в коже в тот миг, когда мы ощущаем любое прикосновение к ней.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Цели урока: 

Предметно- дидактическая  цель: изучить строении и функции кожи .

Деятельностная цель:

 - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

 - уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели,

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

 

 Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

  1.     Научиться выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.

 3.     Учиться понимать биологические термины: эпидермис , дерма ,гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосяные фоликулы, волосяные луковицы, волосяной сосочек, ногти.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

 а.      научиться ориентироваться в дополнительном материале, учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

б.     учиться строить высказывания;

в.     учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

. 2.     Коммуникативные:

а.      учиться слушать и понимать речь другого человека.

 б.     учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

 в.     учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

 3.     Регулятивные:

 а.      учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

б.     учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные . 

1. Развивать умение быть наблюдательными, внимательными

2.Уметь работать в парах и  группах и в заданном темпе

3.Быть терпимым к иным точкам зрения

  Основные понятия, изучаемые на уроке: эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосяные фолликулы, волосяные луковицы, волосяной сосочек, ногти.

Учащийся  должен знать: строение и функции кожи,  понятия: эпидермис , дерма ,гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосяные фоликулы, волосяные луковицы, волосяной сосочек, ногти

Учащиеся должны  уметь:  сравнивать строение слоёв кожи и называть их отличия, анализировать и  обобщать теоретический материал,  выявлять особенности процесса терморегуляции, устанавливать взаимосвязь cтроения и функций кожи, давать характеристику:  эпидермис , дерма, гиподерма, процессу терморегуляции

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 412
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жмакина Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жмакина Елена Александровна
    Жмакина Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1532
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе