Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока по теме

разработка урока по теме

Скачать материал

 

 

 

                      Министерство образования РФ

  Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

      Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                    «СОШ с УИОП №3»

 

 

 

 

 

 

                                           

                                    На Всероссийский конкурс

 

 

                       Тема: «Строение и работа сердца», 8 класс

 

 

 

                                                          Автор: Матлина Надежда Яковлевна,

                                   учитель биологии высшей квалификационной категории

                                   МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники Пермский край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                       г. Березники, 2014

 Урок  по теме «Кровообращение» (автор  программы Н.И. Пономарева)

комбинированный с элементами самостоятельной и практической работы.

Урок основан на изучении нового материала, а также повторение пройденного по теме «кровь» и эволюции сердца у позвоночных животных

 ( 7 класс).

            Техническое оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска, модели сердца, торс человека.

            Методическая   литература:

1)А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Графф, 2006;

2)А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Человек.Рабочая печатная тетрадь. М.: Вентана-Графф, 2010.

3) Тесты по курсу «Человек».

              Наглядные пособия  (Таблицы):

1)Ароморфозы позвоночных; 2) Строение сердца; 3) Работа сердца.

 

 

           Тема урока «Строение и работа сердца»    (слайд 1)

 

Оборудование:

1)  Компьютер, проектор, модель сердца, торс человека, интерактивная доска;

 2) Таблицы: «Ароморфозы у позвоночных животных»,    «Строение сердца», «Работа сердца»;

3) Презентация: «Строение и работа сердца»;

4) Электронное пособие «Кирилл и Мефодий», 8 класс.

 

     Ход урока.

 

Учитель: Организационный момент.

  Повторение:   На прошлых занятиях мы с вами говорили о функциях и составе крови.

Задание №1. Дайте определения следующим терминам:

      1901. Ландштейнер, резус – фактор, донор, реципиент, схема совместимости групп крови., фибриноген, агглютинация, плазма крови.

Задание №2. Ответьте на вопросы:

1)    Какие функции выполняет кровь?

2)    Что такое форменные элементы? Назовите их, дайте характеристику им.

 

                               Новый материал:

      Кровь течет по замкнутой системе сосудов, обеспечивает все клетки тела кислородом и питательными веществами. Значит, кровообращение – это  движение крови по сосудам в организме.

   Органами кровообращения : сердце и кровеносные сосуды. ( слайд 2)

 

  Притча:  встретились Разум, Сила, Сердце. Долго спорили, кто из них важнее человеку. Но , убедившись, что к согласию им не прийти, обратились к Науке.

 Наука: ты, Разум, многогранен и велик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

  Наука: ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

                       Что такое сердце?                        ( на доске эпиграф)

                        Камень твердый?

                        Яблоко с багрово- красной кожей?

                        Может быть меж ребер и аортой

                       Бьется шар, на шар земной похожий?

                       Так или иначе все земное

                        Умещается в его пределы,

                        Потому что нет ему покоя,

                       До всего есть дело.

 

     К какой части тела  ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь к каждому из нас.

    Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце. Но оно все ещё таит в себе удивительные загадки, нерешенные по сей день:

    Проблема:

  Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти его. Каков же был его ужас и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо бьющееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же сокращалось сердце трупа? Ответить на этот вопрос не мог никто в то время, даже Везалий. Ответ получен только через три столетия.

   Как объяснить роковой случай с Везалием?

 

- С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало кардиология- учение о сердце и системе кровообращения.

Учитель: Вспомним эволюционный путь сердца позвоночных животных

              ( по таблице «Ароморфозы позвоночных животных»).

 

-Вывод: Строение сердца в процессе развития животного мира усложнялось и совершенствовалось.

 

Учитель:  Какие особенности его строения позволяют сердцу, как насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем сосудам тела?

 

 Учитель: кто помнит строение сердца млекопитающих? (слайд 3, 4),

                                                                                          слайд 5- видеофрагмент

   Начинаем уточнять наши сведения:

            Работа с таблицей « Строение сердца»., рис. 35 ( учебник)

                                                                    Слайд 6, 7: слайд 8- видеофрагмент.

Учитель:  Какая ошибка на рис. 35?

                                                                                         Слайд 9, 10. 11: Сердечные клапаны

( обеспечивают движение крови в одном направлении: из предсердия в желудочек, из желудочка в артерии).

 

  Учитель: Сердце самый работоспособный двигатель в мире: за сутки сокращается 100 тыс. раз, в год- 400 млн. раз, за 70 лет – 2,5 млрд. ударов, этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.

 

  Учитель: верите ли вы, что сердце из 14 лет: половину работало, а половину - отдыхало?

                                                                                  Слайд(12. 13):

Сердечный цикл

 

Сердечный цикл – одно полное сокращение сердца ( 0, 8 сек)

1 фаза – сокращение предсердий – 0,1 сек

2 фаза – сокращение желудочек   - 0,3 сек

3 фаза- пауза ( расслабление)  - 0,4 сек.

Учитель: определите основные особенности работы сердца   (слайды: 14,15, 16)

 

                                                                                Слайд 17: видеофрагмент  автоматизм)

Автоматизм- способность сердце сокращаться независимо от внешних воздействий.

 

- Как ответить на вопрос Везалия? (ответ учащихся)

Работа со слайдом №20 ( что показано стрелками)?

                     Способы регуляции работы сердца       (слайд 21)

1)Нервная регуляция:

1)    физиолог Вебер (19 век) мог останавливать сердце. Во время одного из таких опытов перед студентами он довел себя до обморока.

2)    Опыт Гольца: удар по животу лягушки вызывает остановку сердца. Также у человека, удар по животу_ остановка сердца. Пловец, неудачно прыгнув, ударяется животом о воду.

Гуморальная регуляция: видеофрагмент ( «Кирилл и Мефодий»)

 

Лабораторная работа « Регуляция работы сердца» (слайд 23)

 

 

Выводы: 1) сердце состоит из 4 отделов.

3)    сердечный цикл включает 3  фазы;

4)    сердечные клапаны обеспечивает движение крови только в одном направлении;

5)    Сердечная мышца обладает автоматией.

6)    На сердечную деятельность влияют ЦНС и  химические вещества.

 

Домашнее задание: 1) Найти материал о различных методах изучения      

                                      работы сердца;

                                   2) стр. 57-58.

                                    3) заполнить таблицу « Движение крови».

 

 

 

                    

 

                               Используемая литература:

1)    Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. : Учебник для 8 кл.- М.: Вентана-Графф,  2002.

2)    Сапин М.Р., Брыксина З.Г.Анатомия и физиология человека. Учебник для углубленного изучения биологии. – М.: «Просвещение», 1998.

3)    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1998.

4)    Учебное электронное пособие. Лабораторный практикум. Биология, 6-11 класс.2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан по курсу "Биология. Человек" ( автор Н.И.Пономарева) для учащихся 8 класса. Материал включает вопросы: ароморфозы в строении сердца у хордовых животных, изучение строение сердца млекопитающих, виды сердечных клапанов и их работа, изучение способов регуляции сердца. Сердечный цикл включает фазы: систола, диастола. Предусмотрена  практическая работа. К уроку прилагается мультимедийная презентация "Строение и работа сердца". Данная работа была удостоена диплома на Международном конкурсе "Открытый урок" в номинации "Лучшее содержание учебного материала"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 836 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 346
    • DOCX 47.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матлина Надежда Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матлина Надежда Яковлевна
    Матлина Надежда Яковлевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 21669
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов