Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку в 8 классе "Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Предикативность как основной признак предложения и текста"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Предикативность как основной признак предложения и текста"

Скачать материал

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Предикативность как основной признак предложения и текста».

                                                                                              Учитель русского языка и литературы

                                                                  Улитина Е.В.

Общие цели

Образовательные: систематизация знаний по теме “Предложение. Грамматическая основа”; повторить и обобщить сведения о предложении и его основном признаке – предикативности, выявить связь между понятиями “предикативность предложения” и “предикативность текста”. Повторить основные вопросы по теме; обеспечить усвоение темы для составления текстов. 

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять свои работы. Развитие творческих способностей на основе практической работы. 

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в группе, паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения. 

Результаты обучения. Ученики могут определить простое предложение; научатся выделять грамматическую основу, работать в парах, научатся помогать друг другу при совместной работе.

Ключевые понятия.

Методика урока направлена на развитие критического мышления посредством диалогового взаимодействия между учителем и обучающимися. Критическое мышление детей будет развиваться через размышление над предложенными материалами и процессом обучения, наблюдаемым в парах. Дети высказывают и отстаивают свои точки зрения в диалоге со сверстниками и учителем. 

1. Организация урока.

– Добрый день, дорогие ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам удачи. Начинаем.

2. Работа по теме. Слайд. 2

Ребята, выберите пару слов, составляющих словосочетание

1)     около школы      3) работал на компьютере

2)     деревья и дома   4) река глубока

 

 

 

 

– Ребята, на протяжении многих уроков мы работали над понятием “предложение”. Французский учёный Теньер Люсьен так сказал о предложении: “Предложение – это драма в миниатюре”. Как вы можете прокомментировать высказывание учёного?

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы. На протяжении четырёх лет, с 5 по 8 класс, изучая синтаксис и морфологию, мы говорили о предложении и его признаках. Назовите известные вам дифференциальные признаки предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо. Сегодня мы поговорим об основном признаке предложения – предикативности, грамматическими категориями которой являются модальность, синтаксическое время и синтаксическое лицо. 

Запишите в ОК понятие

 

Слайд 4. Предикати́вность —синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику основной единицы синтаксиса — предложения; ключевой признак предложения, относящий информацию к действительности. Предложение -  это сообщения о чем – либо.

И модальность, и синтаксическое время, и синтаксическое лицо являются выразителями предикативности, которую мы определяем как отнесённость содержания предложения к действительности. Чтобы вы лучше представили себе, что это за признак предложения, обратите внимание на текст № 1. Он лежит у вас на столах. (Учитель читает.)

ДУША ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однажды в студии художники спорили об искусстве. Великий певец Фёдор Иванович Шаляпин, который не принимал участия в споре, решил показать им на деле, что такое искусство. Он незаметно вышел из комнаты и через некоторое время появился на пороге – бледный, волосы спутаны, руки трясутся. Он лишь выдохнул: “Горим!”. Что тут началось! Все вскочили, заметались, паника, крики. И тогда Шаляпин рассмеялся: “Вот что такое искусство!”

Шаляпин сказал одно слово: горим. Если бы певец выбрал другое слово: мы или в доме, никакого эффекта он бы не произвёл. Почему? Слово “горим” не просто обозначает некий процесс, оно с помощью глагольного окончания сообщает ещё и следующую информацию: во-первых, мы (1-е лицо), во-вторых, сейчас (настоящее время), в-третьих, горим на самом деле (изъявительное наклонение). Есть чего испугаться!

Российский языковед Виктор Владимирович Виноградов назвал комплекс значений наклонения, времени и лица предикативностью. Предикативность делает набор словоформ единым предложением, тем, с помощью чего можно выразить мысль. Передавать значение предикативности способен только глагол, точнее, слово с глагольным окончанием, без которого не обходится ни одно сказуемое.

Можно сказать, что у предложения есть тело и душа. Тело составляют члены предложения, которыми стали части речи, наработав синтаксические привычки.

Какие мы с вами знаем предложения?

Сердце предложения – сказуемое. Отсюда идут нити управления к подлежащему (голове) и второстепенным членам. В сердце-сказуемом обитает душа – предикативность, делающая предложение живым.

– Почему автор назвал предикативность душой предложения, делающей его живым? Как вы понимаете эти слова?

 

 

 

 

Учитель: Ребята, вот дан текст известного писателя. Его принимали по телефону, знаки препинания ставили, где успели, а буквы как услышали, и я думаю, что допустили ошибки. Давайте проверим и исправим их. Расставить знаки препинания, исправить ошибки.

Приложение № 2

Язык  это история народа. Язык-это путь ц…вил…зац…и и культуры. Поэтому(то) изучение и сб…режениерусскава языка являет(?)ся не праз.. ным занятием от н…чего делать  но насущ(?)ной необходимост(?)ю.

(А. Куприн).

Слайд 12.

 

Физминутка

 

Скажите, пожалуйста - это текст?

Почему?

Определите стиль и тип речи текста. Докажите, что вы правы.

Заявлена авторская позиция? Где мы это видим?

 

Сегодня мы в самом начале урока услышали высказывание французского учёного Теньера Люсьена, который сказал о предложении: “Предложение – это драма в миниатюре”. 

Чуть позже мы услышали имя Федора Ивановича Шаляпина, который в студии художники принял участие в споре об искусстве.

Искусство есть одно из средств единения людей. Л.Н.Толстой.

А великий французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро сказал: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». С этими высказываниями нельзя не согласиться.

 

Сегодня мы с вами слышали имя классика русской литературы Александра Ивановича Куприна

Учитель читает.

Искусство связано с человеческим обществом. Вся история искусства – это история людей, их жизни и борьбы. Сама потребность людей выразить свое отношение к событиям всегда определяла создание произведений искусства. Поэтому, если мы хотим узнать о прошлом или настоящем отдельных народов и стран, мы обращаемся к искусству, ведь оно сближает нас. 

Сегодня я приглашаю вас окунуться в мир прекрасного и поработать над созданием небольшого рассказа.

-Определите основную идею картин.

-Используйте различные грамматические конструкции.

-Владейте словарным запасом по теме.

-Подчеркните грамматическую основу предложений.

(5-6 предложений)

 

Я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить тест.

 

Рефлексия.

1. Она может состоять из подлежащего и сказуемого 

2. Они делятся на полные и неполные. 

 

 

 

3. Они делятся на нераспространенные и распространенные 

 

 

4. Предложение с одной грамматической основой. 

 

5. Что- то сообщают, выражают просьбу, совет, приказание 

 

Давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы систематизировали наши знания по теме, продолжили работу по умению находить ГО предложения, разобрались в способах выражения подлежащего и сказуемого, поработали над развитием навыка правильной речи и определили, какую роль играет искусство в нашей жизни. На следующем уроке мы начнем изучать второстепенные члены предложения. 

Если слышите односоставное предложение – поднимите вверх левую руку, если двусоставное – обе руки.

·      На морозном воздухе было трудно дышать.

·      Мне не хотелось возвращаться.

·      На востоке синело.

·      За окном виднелось уже вспаханное поле.

·      Дело словом не заменишь.

·      Свод неба был тих и чист.

·      От листьев пахло осенью.   

·      Мне нельзя ошибаться.

·      Меня об этом попросили.   

·      Я не ошибся.

·      Прошу повторить вопрос.    

·      С удовольствием перечитываем ваш роман.

 

Если вам на уроке все было понятно, то поднимите обе руки.

Если что-то осталось непонятным и требует дополнительного внимания – одну.

Если же материал остался совсем не освоенным, то не поднимайте рук.

Потянитесь за своими руками, опустите их. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

(один ученик работает у доски, остальные в тетради).

Ответ: 3

(1- сущ. с предлогом;

2- однородные члены;

4- грамматическая основа).

Работал на компьютере (глагольное, управление)

 

Наверное, в предложении, как в драме, есть своё время, но только синтаксическое, выражающее отношение высказывания к моменту речи, своё лицо, но только синтаксическое, которое устанавливает отношение высказывания к лицу говорящему. И ещё в предложении, как и в драме, есть своя композиция, потому что слова в предложении взаимосвязаны и все вместе составляют смысл высказывания. Ну, а в миниатюре потому, что предложение по сравнению с драмой очень мало.

Основными дифференциальными признаками предложения являются:

1.   интонация и интонационная завершённость;

2.   наличие грамматической основы и связанного с ней понятия “предикативность”;

3.   смысловая завершённость;

4.   функция сообщения мысли;

5.   функция называния предмета, явления, действия или признака;

6.   функция воздействия на читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5-7

 

 

 

 

 

 

Благодаря грамматическим категориям, определяющим понятие “предикативность”, предложение “оживает” во времени, “обретает” автора, получает возможность “оценивать” своё содержание.

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

Язык это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать,но насущной необходимостью". 
Александр Иванович Куприн

 

 

 

 

 

Отрывок

 

 

Публицистика, рассуждение

 

Утверждение – это история… - это путь цивилизации….

Размышление…Потому что….

 

 

 

Драма – литературный, сценический и кинематографический жанр.

Литература-искусство слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

Осень, природа

Ученики составляют несколько предложений на тему «Осень»

 

 

Опрос

 

 

Слайд 13-23 вопрос 10

 

 

 

1. Из чего состоит грам. основа предложения? 

2. Какими бывают по наличию или по отсутствию членов предложения простые предложения? 

3. Какими бывают по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения? 

4. Какое предложение называется простым предложением? 

5. Для чего служат предложения? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

2

2

2

1

1

1

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Составьте небольшой текст на тему “Красота природы моего родного края”, постарайтесь найти средства выражения синтаксического времени, синтаксического лица и модальности в составленном тексте. Если у вас возникнут вопросы по ходу выполнения задания, записывайте их на полях тетради – все вопросы мы разберём на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

ДУША ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однажды в студии художники спорили об искусстве. Великий певец Фёдор Иванович Шаляпин, который не принимал участия в споре, решил показать им на деле, что такое искусство. Он незаметно вышел из комнаты и через некоторое время появился на пороге – бледный, волосы спутаны, руки трясутся. Он лишь выдохнул: “Горим!”. Что тут началось! Все вскочили, заметались, паника, крики. И тогда Шаляпин рассмеялся: “Вот что такое искусство!”

__________________________________________________________________

Приложение № 2

Язык  это история народа. Язык-это путь ц…вил…зац…и и культуры. Поэтому(то) изучение и сб…режениерусскава языка являет(?)ся не праз.. ным занятием от н…чего делать  но насущ(?)ной необходимост(?)ю.

(А. Куприн).

Карточка 1.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы. Укажите виды осложнения, если они есть.

1. Лес зазвенел, застонал, затрещал… (Н.Некрасов).

2. Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду. (И.Тургенев).

3. Большая, темная туча растет за рекою. (И.Соколов-Микитов). 4. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (И.Тургенев).

5. Сын (-) выпускник школы.

6. Я спрыгну сейчас, проводник. (Б.Пастернак).

___________________________________________________________________________________

Карточка 2.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего. 

1. Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И.Тургенев) 

2. Провожающие собрались на перроне. 

3. Трое незаметно проскользнули во двор. 

4. Громкое ура прокатилось над площадью. 

5. Каждый отправился в комнату, ему назначенную.(А. С. Пушкин)

6. Жить – Родине служить. (Пословица) 

 

Карточка 3.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого. 

1. Деревья быстро пожелтели.

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

3. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (А. С. Пушкин)

4. Я был третьим по списку.

5. Он старался казаться молодым. (М.Лермонтов)

6. Медведь был велик, стар и космат. (Б.Полевой)

Тест

«Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения»


Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 1

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 2

 

Овал: 4Овал: 1Овал: 3Овал: 2Задание № 3

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 4

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 5

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 6

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 7

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 8

 

Овал: 4Овал: 3Овал: 2Овал: 1Задание № 9

 

Задание № 10

Овал: 1 Овал: 3 Овал: 4
Овал: 2
 

 


 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Предикативность как основной признак предложения и текста""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Общие цели

Образовательные: систематизация знаний по теме “Предложение. Грамматическая основа”; повторить и обобщить сведения о предложении и его основном признаке – предикативности, выявить связь между понятиями “предикативность предложения” и “предикативность текста”. Повторить основные вопросы по теме; обеспечить усвоение темы для составления текстов. 

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять свои работы. Развитие творческих способностей на основе практической работы. 

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в группе, паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения. 

Результаты обучения. Ученики могут определить простое предложение; научатся выделять грамматическую основу, работать в парах, научатся помогать друг другу при совместной работе.

Ключевые понятия.

Методика урока направлена на развитие критического мышления посредством диалогового взаимодействия между учителем и обучающимися. Критическое мышление детей будет развиваться через размышление над предложенными материалами и процессом обучения, наблюдаемым в парах. Дети высказывают и отстаивают свои точки зрения в диалоге со сверстниками и учителем. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 101 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 1343
    • DOCX 86 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Улитина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Улитина Елена Владимировна
    Улитина Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20747
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе