Методическая разработка
урока русского языка в 10 классе
по программе и учебнику: русский язык – В.Ф Греков,
С.Е.Крючков.
Учитель МОУ СОШ №32 – Чебакина Е.Ю.
Тема:
Основные способы образования слов.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: медиа-презентация, раздаточный материал;
Цель: Создать
условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для
отработки практических навыков. Содействовать развитию самостоятельности при
обобщении материала. Развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в
виде схем), решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ).
Задачи:
n а) обобщить основные сведения по словообразованию,
n б) отметить связь словообразования с другими разделами
языка,
n в) обратить внимание на стилистические функции
словообразования,
n г) выполнить тренировочные упражнения по теме.
Ход урока.
I.
Организационный
момент. Целеполагание.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы, (все ли понятно в формулировке темы, целей и задач урока?),
запись даты и темы в тетрадь.
1. Мотивация учебной деятельности
На
сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования,
отметим, в чем заключается связь словообразования с другими разделами языка,
рассмотрим некоторые стилистические функции словообразования. Этот материал
поможет вам при подготовке к ЕГЭ.
Разобраться в структуре слова - значит открыть его, понять его
смысл.
Чтение стихотворения С.
Острового "Первородство".
Желаю вам, ребята, подружиться со
словом!
1этап. Предмет словообразования
Термин «словообразование» в
лингвистике употребляется в 2-х значениях: как название процесса образования
новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего
словообразовательную систему языка.
Словообразование как особый раздел
науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно
словообразование.
Морфемика – учение о значимых частях слова,
т.е. учение о строении и структуре слова.
- Вспомним, что такое морфема и из
каких морфем конструируется слово?
Морфема – минимальная, нечленимая значимая
часть слова:
-корень,
-приставка (докажите правильность мысли К.
И. Чуковского: "Приставки придают русской речи столько богатейших
оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В
разнообразии приставок таится разнообразие смысла". С этой целью
предлагается образовать от корня -лет- слова с приставками, рассмотреть их
значения. Далее говорится о значении суффиксов.
-суффикс,
Определите значение приставок и
суффиксов в следующих словах:
Беззаботный, прокричал, отзвучал, соавтор, приезд,
преувеличенный, каменщик, разведчик, книжонка, машинист.
-окончание (записать в два столбика слова: 1) имеющие
окончание; 2) без окончаний.
Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.)
Задание проверяется.
Ш. Закрепление материала.
В языке существует большое
количество слов, первозданная образность которых, по словам К. Чуковского,
потухла.
В книге "Живой, как
жизнь" К. Чуковский приводит такой пример.
Беседуют две женщины. Одна
говорит;
- Это прямо-таки ошеломило
меня... Ведь я обожаю собак...
Я прохожу мимо и думаю; "До
чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их
первоначальном значении!"
Слово ошеломить происходит от
слова шелом, а шелом (или шлем) — это железная каска, которую древние и
средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и
мечей.
Враги налетали на них и били что
есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.
Женщина, сказавшая, что известие
о смерти любимой собаки ошеломило ее, конечно, не представляла себе в ту минуту
ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные
образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение
многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех
обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово осталось и
не утратило своей выразительности.
В процессе развития языка
некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых
слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.
Некоторые приставки и суффиксы тесно
слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память,
помнить, взять и др.
В глаголе вынуть исчез корень.
Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и
даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.
Это был древний корень -им-,
который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь,
снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном
виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного
вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень
слова.
Словообразование изучает способы образования слов,
словообразовательную роль морфем и закономерности современного
словообразования.
- Какие вам известны
способы образования слов?
Существует два способа образования в языке
новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и
неморфологический.
1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки
(приставочный): история - предыстория (то, что было "до"
истории), делать - сделать;
2) образование новых слов с помощью
суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в
себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое);
3) образование новых слов с помощью приставки
и суффикса (приставочно-суффиксальный): вкус - безвкусица (то, что
лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (бессуффиксный
способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть
– свист;
5) сложение целых слов, когда новое слово
вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова
= сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью
соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для
птиц - птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом
или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры:
стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет -
МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово
компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с
+ ума + сшедший = сумасшедший.
2. Неморфологический способ - образование
новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт
переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии
(лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего
слова). Среда (день недели) - среда (окружающая обстановка,
общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).
Лексико-синтаксическим способом
образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например:
существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря
- предлог благодаря и т. п.
2) при помощи перехода
одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со
словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное,
поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном
числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело
грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа
(именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая
новенькая, предлог - у новенькой.
Работа с
учебником. (Заполнение таблицы на стр. 95)
2 этап. Разграничение морфемного и
словообразовательного анализа.
В
ходе беседы заполняем таблицу.
Морфемный анализ
|
Словообразовательный анализ
|
1.Определяем часть речи, устанав-
ливаем, имеет ли оно формы
словоизменения.
|
1.Определяем, является слово
производным или непроизводным.
|
2.Выделяем окончание и основу.
Определяем характер основы
(членимая или нечленимая).
|
2.Определяем производящую ос-
нову и словообразовательный
формант.
|
3.Выделяем морфемы в составе
членимой основы и определяем
их значение.
|
3.Определяем способ словооб-
разования.
|
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в
образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б)
формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола
повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий,
сравнительной степени прилагательных и наречий.
Задание 3. Сделать морфемный и словообразовательный анализ
слов:
безразмерный, резка, недоделать, вручную. (Работа у доски)
3 этап. Связь словообразования с другими разделами
языка.
Язык
– это средство передачи человеческой мысли, поэтому должен изучаться как явление
осмысленное, а не только как набор формальных средств.
Язык
– это система. Изучать одни языковые явления изолированно от других невозможно.
Словообразование
тесно связано с другими разделами языкознания.
Подтверждая
мысль о том, что язык – это система, обратим внимание на связь словообразования с орфографией.
Например,
есть очень запутанное правило о правописании букв о и ё
после шипящих. Можно ли правильно написать слово с данной орфограммой, не зная,
в какой морфеме она находится? Чем регулируются эти написания?
Задание 4. Объяснить орфограммы в словах.
Ж_лоб, печ_нка, ш_ковый, печ_шь, нож_ом, чуж_го, золоч_ный, ш_рох,
реч_нка, сгущ_нка, ноч_вка, капюш_н, ч_рствый, горяч_, пуш_к.
Связь словообразования со стилистикой
Язык,
а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и
чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с
производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование
стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- .
Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-,
получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина.
От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия
профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик.
Основными
носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются суффиксы.
Каждый
продуктивный суффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет
сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску:
-лк-
(разговорный): раздевалка, умывалка, читалка;
-ств-,
-ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д.
Задание 5. (часть дом.задания) Приведите свои примеры стилистически окрашенных
и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах.
1. Определите способ словообразования
слов: объективность, лисонька, подоконник, направо. (Продолжите
эту работу самостоятельно, упр.127)
2. Определите, новые слова или формы слов:
рисующий, проехала, красивее, переходя.
3. Укажите номер (номера), где слово
образовано приставочно-суффиксальным способом:
(Работа с тестами Н. Сениной)
III. Обобщение.
Умение видеть строение слова и понимать значение его частей
помогает правильно писать слова.
IV. Подведение итогов. Работа с целями урока. Домашнее задание.
Вопросы
классу:
- Что нового узнали?
-
Как реализовались цели?
-
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный
анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.
Индивид.задания:
Образование сущ., прил., глаголов, наречий. Словообразовательные ряды.
Основные изменения в словообразовательной системе.
Подготовиться к контрольной работе по словообразованию, упр.132
Выставление оценок.
Раздаточный материал 1
Домашнее задание:
1.Приведите
примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите
внимание на суффиксы в этих словах.
2. упр.132
3.
Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером,
замечтаться, пробег, привлекательность.
4.
Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,
прил.,
глаголов,
наречий.
Словообразовательные ряды.
Основные изменения в словообразовательной системе.
Раздаточный материал 2
1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте
знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.
2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце.
3. Укажите морфемный состав выделенных слов.
4. Выпишите слово с формообразующим
суффиксом.
5. Укажите способ образования слова лучисто-веселое
Осл__пительно
ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули
к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел
лес. Утро было погожим и ласковым небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед
нами разл__лась синяя морская2 волна. От набежавшего ветерка синева
ст__новилась то тёмной то совсем светлой.
Подходим2.
Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них
получает(?)ся такая красивая морская волна.
Син___ волны пробегали
по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой2
берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л
впервые.
Сколько Не
живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное
красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.
6.Найдите
в тексте слова, соответствующие схемам:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.