http://www.zavuch.ru/methodlib/151/121217/
Жидких Майя Григорьевна. МАОУ «Лицей №8», г. Пермь
Урок русского языка по теме «Имена
существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Приветствие. Оргмомент.
Учитель: Мы
продолжаем, ребята, уроки по изучению имени существительного. Как всегда, нам
нужен наш научный консультант. Им сегодня станет тот, кто первым правильно
ответит на вопрос: Без топора, а мост состроил (Мороз).
Выбранный
научный консультант напомнит всем всё, что ему известно об имени
существительном.
Этап актуализации
и мотивации.
У детей на
столах короткий отрывок из строфы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
…вот уж по
Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
________________________
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Учитель:
Поработаем в парах. Посмотрите внимательно на стихи, на ту часть, что находится
над чертой, и скажите, чем они примечательны, чем интересны, какую особенность
вы в них заметили.
Ответы детей: Большинство
слов в стихотворении – существительные и стоят в форме множественного числа.
Кроме того, они все стоят в И. п.
Учитель:
Правильно. Хорошо. По каким еще морфологическим признакам можно распределить
все эти существительные?
Ответы детей:
Их можно распределить по родам, по склонениям, по
одушевленности-неодушевленности, на собственные и нарицательные.
Учитель: Молодцы.
Мы вспомнили все морфологические признаки существительного. А теперь я
предлагаю вам прочитать нижнюю часть строфы из романа. И проанализировать (можно
устно) встретившиеся вам существительные по известным категориям (первый ряд –
по родам, второй – по склонениям, третий – по числам). Можно работать в группе,
но по рядам.
Если есть
необходимость, обратиться к словарю: Бухарцы – жители Бухары (объяснить); лачужка от лачуга – небольшое убогое жилище. (убогое – бедное, нищее). Это задание может выполнять
научный консультант.
Учитель:
Возникли ли какие-то трудности в этом случае в определении рода, склонения и
числа? Записать на доске (по одному человеку от каждого ряда) слова, вызвавшие
затруднения.
Запись на
доске и в тетради: (в столбик)
сани, ворота.
Этап
целеполагания.
Учитель: Что вы
можете сказать про эти существительные?
Ответы детей:
Они всегда остаются в одной форме, в форме множественного числа. Они не имеют
рода. Они склоняются по падежам.
Учитель:
Теперь, я думаю, вы сможете определить тему и цель нашего урока.
Ответы детей:
тема – существительные, которые имеют форму только множественного числа. Цель –
научиться находить такие существительные в речи.
Этап
осмысления новых знаний и способов деятельности.
Учитель: Вы думаете, что этих
существительных всего два? Запишите, пожалуйста, продолжая наш столбик, ответы
на загадки. Но прежде мы с вами договоримся о критериях оценивания ваших
ответов. Предлагаю считать основным критерием оценивания ясность,
обоснованность и грамотность изложения своего ответа (Выслушать мнения детей).
Под
ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)
Две
сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(рукавички)
Летом
спят, а зимой бегут.
(сани)
Запись на
доске и в тетради:
сани,
ворота,
лыжи,
рукавички (варежки). (последнюю отгадку «сани» можно уже не писать)
Учитель: Наш
столбик можно еще продолжить, а для этого обратимся к упр. 395. Что мы видим на
картинках? Грабли, ворота, брюки. Допишем наш столбик:
сани,
ворота,
лыжи,
рукавички,
грабли,
брюки.
Учитель:
найдите лишние слова, объясните, почему они лишние.
Ответы детей:
лишние слова «лыжи» и «рукавички», потому что можно сказать «одна лыжа», «одна
рукавичка».
Учитель:
Сформулируйте правило, по которому можно определить такие существительные.
Ответы детей:
Существительные только множественного числа обозначают парные предметы, но такие,
которые не имеют формы единственного числа. Две одинаковые части таких
существительных «связаны» друг с другом.
Учитель:
Молодцы. Давайте прочитаем, что нам говорит про эти существительные наш
учебник. Обратитесь к словам, заключенным в рамочку на стр. 39.
Физкультминутка
Этап
закрепления новых знаний
1. Действие по образцу
Учитель: Используйте наши знания на деле и
решите упр. 396. Результаты запишите в виде таблицы. Дайте названия колонкам
вашей таблицы.
Ответ детей:
Должна получиться таблица
Смысловые
группы
|
Примеры
|
Географ.
Объекты
|
Альпы,
Кордильеры
|
Парные
предметы
|
Ножницы,
тиски,
|
Вещества
|
Сливки,
духи
|
Отрезки
времени
|
Сумерки
|
События
|
Именины
|
Учитель: Обратитесь снова к правилу
(словам в рамочке) и скажите, слов какой смысловой группы нет в этом
упражнении?
Ответы детей: Нет слов группы игра.
Учитель: Предлагаю посмотреть упражнение
398 и выписать из него недостающие примеры игр и дополнить нашу таблицу.
Добавьте ваши примеры (дополнительные баллы за собственные примеры)
2.
Выявление особенностей
Учитель: И даже среди этих
существительных есть особенности. Чтобы узнать про них, рассмотрим упр. 397. Выше
мы говорили про существительные «лыжи» и «рукавички». Сравните их с
существительным «очки», сделайте вывод. С каким лексическим явлением мы имеем
дело в таком случае?
Ответы детей:
Существительное «очки» может быть в форме «очко», если имеется в виду «балл».
«Очки» как средство для исправления зрения и «очки» как количество баллов
являются омонимами.
Мини-физкульт.
пауза
Вариативность
применения знаний и способов действий с ними.
Учитель: Молодцы. Потренируемся далее в
склонении имен существительных имеющих форму только множественного числа.
Запишите в тетради столбиком слова, записанные на доске и найдите их пару в
Р.п. Правильные ответы поощряются дополнительными баллами:
будни – будней (Р.п.)
всходы – всходов (Р.п.)
джунгли – джунглей (Р.п.)
дрова – дров (Р.п.)
перила – перил (Р.п.)
сутки – суток (Р.п.)
хлопоты – хлопот (Р.п.)
часы – часов (Р.п.)
шахматы – шахмат (Р.п.)
ясли – яслей (Р.п.)
Выслушать ответы детей, сделать, если надо
исправления. Со словами, в которых были ошибки, составить предложение (-я).
Учитель: Найдите, в чем хитрость данных
имен существительных. (На доске записаны слова, но до времени скрыты). Запишите
их также в столбик. Ответ аргументируйте:
инициалы - инициал
кавычки - кавычка
тапочки - тапочка
туфли - туфля
Ответы детей: Эти существительные имеют форму единственного числа, но чаще
всего используются в форме множественного, как «лыжи» и «рукавички».
Учитель: Молодцы. Теперь еще раз просмотрите
все ваши записи и сформулируйте вывод об именах существительных, имеющих форму
только множественного числа.
Ответы детей: Существительные только
множественного числа не имеют рода, склоняются по падежам, могут быть
собственными наименованиями, могут иметь омонимы, могут иметь форму ед. числа,
но чаще всего используются только в форме множественного числа.
Ещё раз делает вывод по уроку выбранный
научный консультант.
Оценивание обучающихся за работу на уроке.
Контроль.
Д/з. 1) Найдите в толковом словаре 5-6 примеров существительных только
множественного числа, выпишите их определения; 2) запишите 5-6 предложений с
существительными только множественного числа в разных формах (на выбор). (по
желанию: нарисуйте 3-4 картинки с такими существительными (в тетради).
Спасибо всем за работу на уроке. До
встречи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.