Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку на тему "Повелительное наклонение глаголов"(6 класс)

разработка урока по русскому языку на тему "Повелительное наклонение глаголов"(6 класс)

Скачать материал

Предмет:

Русский язык

Тема урока:

«Повелительное наклонение глаголов».

Цель урока:

познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.

 

Задачи урока:

обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;          развивающие: способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;

воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в классном коллективе,

 

Ключевая идея:

знакомство с особенностями наклонения глаголов, а также  развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие посредством активизации критического мышления.

 

 

Тип урока:

открытие новых знаний.

Оборудование:

презентация, листы оценивания, клубок ниток, раздаточные листы.

Зубко Ирина Анатольевна Костряковская СШ Федоровского района

 

                                                                     Ход урока

I.Организационный момент.

1. Тренинг «Клубок пожеланий» 
цель: создание атмосферы сотрудничества, коллаборативной среды. Стоя в кругу, учащиеся передают клубок вместе с пожеланиями на урок друг другу. 
Учитель: Посмотрите на эти переплетенные нити. Я желаю вам, чтобы у вас всегда были такие тесные, дружеские отношения, чтобы вы всегда помогали друг другу. 

2.Деление класса на 3 группы (по наклонениям глагола)

 Стадия вызова.

 А)Актуализация знаний по теме «Глагол».

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.)  - Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях.

-Давайте  теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

 

 

 

 

В) Мотивация. Создание проблемной ситуации.  Лингвистические загадки.

– О каком наклонении идёт речь?

 1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».

2) «Моё действие возможно  при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои  верные помощники, частицы БЫ или Б».

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

-  Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном. (фронтальная работ а).

- Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?

Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.

- Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (инфинитив)

-Как нужно изменить глаголы, чтобы был понятен смысл текста?

– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с  одним наклонением глагола – повелительным.

С) Урок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.

- Запишем в рабочие тетради число, тему урока.

- Попробуем определить задачи к нашему уроку:

-  узнать, что выражают  глаголы в повелительном наклонении;

-  определить на какие вопросы отвечают; как образуются; где используются  в речи.

Заполнение второй колонки  таблицы «Хочу узнать»

 

2.  Осмысление содержания.

А. Решение учебных задач.

1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?»

-  Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова.(повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю.(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях.

Работа в группах

Вы, отроки - други, возьмите коня.

просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

пожелание

Эй, вратарь, готовься к бою!

команда

Читайте книги, они учат нас жизни.

совет

Молчи! Устал я слушать!

приказ

 - Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

Проверка по эталону, выставление оценки в лист оценивания, комментирование.

Критерии оценивания

Задание выполнено полностью

«5»

Имеется 1 ошибка

«4»

Допущено 2-3 ошибки

«3»

Допущено более 4 ошибок

«2»

 

Лист оценивания

Ф И ученика

1.Определение значений  глаголов  повелительного наклонения.

2.Образование  форм глаголов повелительного наклонения.

 

3.Творческая работа

4.Проверочная работа

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Заполнение третьей колонки таблицы. «Узнал новое»

  Физкультминутка

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать.

 

В Задача «Вопросы»

- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)

На какие вопросы отвечают глаголы в повелительном наклонении?

С Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?

- Как будем решать задачу?

а) Обратимся к теории, п. 94.  Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Работа в группах.

 

Взаимопроверка работ группами друг у друга. Выставление оценки. Комментирование.

Критерии оценивания

Задание выполнено полностью

«5»

Имеется 1-2 ошибки

«4»

Допущено 3-4 ошибки

«3»

Более 4 ошибок

«2»

 

Заполнение третьей колонки таблицы. «Узнал новое»

 

3 Рефлексия.

  А Первичное закрепление и проговаривание вслух:

1 Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.

Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.). (на доске)

Писать, смотреть, бежать. (индивидуальная работа)

Задание для одаренных учеников. Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий. Составь предложения ,используя глаголы повелительного наклонения.

 Контроль. Проверка в парах. Комментирование.

Критерии оценивания

Задание выполнено полностью

«5»

Имеется 1-2 ошибки

«4»

Допущено 3-4 ошибки

«3»

Более 4 ошибок

«2»

 

2РАЗМИНКА.

- Я называю глагол в инфинитиве, а вы образуете повелительное наклонение от глагола единственного числа и множественного числа (хором):

ЛЮБИТЬ, ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ.

  

Задача «Где используем глаголы в повелительном наклонении»?

- Ребята, а в жизни, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

 

   Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.

 

 Творческая работа. «Как правильно выполнить упражнение по русскому языку» (работа в группах)

- Очень часто бывает, что не можете выполнить упражнение по русскому языку. Почему? Не знаем, или забыли, какие действия следует выполнять при выполнении домашнего задания. Составьте памятку «Как правильно выполнить упражнение по русскому языку»

Прослушивание работ и оценивание согласно критериям:

1 Доступность

2 Последовательность

3 Грамотность

4 Использование глаголов повелительного наклонения.(не менее 3)  

 Коллективное оценивание.

4 проверочная работа

Прочитай текст и выполни задание

                                                             Советы биолога.

Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.

Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

1 Найди и выпиши из текста  глаголы и определи их вид.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Выпиши глаголы повелительного наклонения 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Спиши текст, заменяя глаголы изъявительного наклонения формами повелительного наклонения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самопроверка   

Критерии

Проверяемые элементы

Уровень достижений

Баллы за выполнение задания

А (max 2)

Не достиг ни одного из критериев

0

2 балла

Частично знает правило, выписал 3-4 словосочетания, допустил 4-5 ошибок в определении вида глаголов.

1

Знает правило, выписал все глаголы, правильно определил вид. 

 

2

B (max 2)

Не достиг ни одного из критериев

0

2 балла

Частично знает правило, допустил 3-5 ошибок в определении наклонения глаголов. 

 

1

Знает правило ,выписал все глаголы повелительного наклонения.

 

2

C (max2)

Не достиг ни одного из критериев

0

2 балла

Допускает 3-4 ошибки в образовании глаголов.

1

Знает правило, правильно преобразовал все глаголы.

2

 

 

  Индикатор

6

«5»

100%

5

«4»

90%

4-3

«3»

 

2-0

«2»

 

 

 

3. Рефлексия.

Подведение итогов. Комментирование оценок с объяснением. 

- Ребята, мы завершаем наш урок.

- Назовите тему урока, какие задачи мы ставили перед собой? Решили мы поставленные задачи?

- По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?

– Какова сфера употребления глаголов в повелительном наклонении?

- Я благодарю вас за урок.

 

Домашнее задание.

1)    п. 94, прочитать, выделить ту информацию, которая не прозвучала сегодня на уроке.

2)    Задание на выбор: 

А) записать 5 пословиц с глаголами в повелительном наклонении (толкование)

Б) записать рецепт «Это вкусно»

В) составить рекламное объявление.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку на тему "Повелительное наклонение глаголов"(6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока: обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;   развивающие: способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;

воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в классном коллективе,

Ключевая идея:знакомство с особенностями наклонения глаголов, а также  развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие посредством активизации критического мышления.

Тип урока: открытие новых знаний.

Урок построен по технологии критическое мышление.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 247 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья Реализация регионального компонента на уроках русского языка на примере изучения учащимися темы «Диалектизмы»
  • Учебник: «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • Тема: § 14. Диалектизмы
  • 03.10.2020
  • 217
  • 0
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1106
    • DOCX 93.5 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубко Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубко Ирина Анатольевна
    Зубко Ирина Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16628
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 626 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 203 человека

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе