Тема
|
Части речи. Повторение (3 часа)
|
Цели
|
Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах.
Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
|
Основное содержание темы
|
Актуализация
знаний о словах-омонимах, частях речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол) и морфологических признаках. Актуализация умений
определять:
- имя
существительное (число, род, одушевлённое, неодушевлённое);
- имя
прилагательное (род, число);
- глагол
(время, число, род, инфинитив)
Составление
словосочетаний и предложение со словами-омонимами.
|
Термины и понятия
|
Время,
глагол, имя прилагательное, имя существительное, инфинитив, морфологические
признаки, несовершенный вид, одноимённые части речи, род, слова-омонимы,
совершенный вид, части речи.
|
Планируемый
результат
|
Личностные
умения
Проявлять:
- интерес
к изучению темы;
- эмоционально-ценностное отношение к проблеме
Кати и Даши;
- желание составлять текст, используя
слова-омонимы;
- осознание успешности при изучении темы.
|
Метапредметные
умения
Познавательные умения:
- определять часть речи и обосновывать
своё мнение;
- определять морфологические признаки части
речи и обосновывать свое мнение;
- определять слова-омонимы и обосновывать
свое мнение;
- использовать приобретенные знания
при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов.
Регулятивные умения:
- выполнять
учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным
алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и
корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать
высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и
находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства
для представления результата.
|
Предметные
умения
- Формулировать
вопрос к каждой части речи.
-
Определять части речи по ее признакам.
-
Обозначать морфологические признаки каждой части речи.
-
Образовывать неопределенную форму глагола.
-
Составлять и писать предложения со словами-омонимами.
|
Организация
образовательного пространства
|
Межпредметные
связи
|
Ресурсы
|
Формы
работы
|
Литературное чтение
Тема – С.Есенин. Стихи.
Тема – А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
(отрывок).
Развитие речи
Тема – «Составление словосочетаний и
предложений, используя слова-омонимы».
|
Информационный материал
Учебник «Русский язык» 4 кл. ч.1, Развитие
речи, 4 кл.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями
|
Фронтальная.
•
индивидуальная –
•
парная -
•
групповая -
|
ТЕХНОЛОГИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I
этап. Самоопределение к деятельности
|
Цели
деятельности
|
Ситуативное
задание
|
Планируемый
результат
|
- Мотивировать учащихся к изучению темы.
- Стимулировать эмоционально-ценностное
отношение к проблеме Кати и Даши.
|
Перед уроком
Катя и Даша увидели на доске запись:
попугай – попугай
стекло – стекло
больной – больной
Катя сказала,
что учительница записала по два одинаковых слова, а Даша возразила и
пояснила, что эти слова имеют разное значение.
Ребята, кто из
девочек прав? Почему запись на доске вызвала у девочек разногласия?
Учащиеся
предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает
определённых знаний, умений для представления и обоснования суждения.
Есть ли у вас
желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор Кати и Даши?
|
Личностные умения:
- проявлять
интерес к изучению темы.
- проявлять желание помочь девочкам.
|
П этап.
Учебно-познавательная деятельность
|
Цели
деятельности
|
Учебные
задания
на
«знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
|
Планируемый
результат
|
Блок А. Части речи
|
Цели:
• Актуализировать
знания:
- о частях
речи, о словах-омонимах.
• Актуализировать
умения:
- рассказывать алгоритм определения части
речи;
- формулировать вопрос к слову;
-
определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение;
- строить предложения со словами, имеющими разные значения;
- выполнять
учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и корректировку
учебного задания;
- адекватно использовать речевые средства
для представления результата.
|
Задание
1 (З)
Назовите
значение слова « попугай».
Назовите
значение выражения «части речи».
Задание
2 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать,
что в выражении «попугай друга» слово «попугай» являются
прилагательным? Обоснуйте своё мнение.
Задание
3 (У)
Поставьте
к каждому словосочетанию: «попугай друга», «попугай меня» вопрос и определите
его значение.
Составьте
с каждым словосочетанием предложение.
Алгоритм определения части речи
Для того чтобы определить часть речи,
надо:
1)
сформулировать вопрос к данному слову;
2)
определить, что обозначает слово (предмет, признак
предмета или действие предмета);
3)
определить часть речи:
– если
слово обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?, то это имя
существительное;
- если
слово обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
какие?, то это имя прилагательное;
- если
слово обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что
делает? что делают, то это глагол.
Например:
- слово «
корм» обозначает предмет, отвечает на вопрос что? значит, это имя
существительное;
- слово «кормовой» обозначает признак
предмета, отвечает на вопрос какой? значит, это имя
прилагательное;
- слово «кормить» обозначает действие
предмета, отвечает на вопрос что делать? значит, это глагол.
Задание
4 (З)
Расскажите алгоритм определения части речи.
Назовите значение слова «омонимы».
Задание
5 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что в предложении «Белое
покрывало всю землю покрывало» слово «покрывало» является глаголом? Обоснуйте
своё мнение.
Задание 6 (П) с взаимопроверкой
Прочитайте предложения и определите часть
речи каждого омонима:
«Посадила мама в печь пироги с капустой
печь».
|
Диагностические задания
1) Продолжите
ряд одноимённой частью речи
- книга,
…, …, (бегемот, гроза, революция)
-
красивый, …, …,(зеленый, добрый, ласковый)
-
сверкает, ...., …,(молчит, болеет, бежит)
2)
Укажите части речи каждого слова в предложении.
Старое
ведро дало течь, и вода стала течь.
Познавательные умения:
- определять части речи и обосновывать своё
мнение;
- определять омонимы и обосновывать своё
мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное
задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и корректировку
учебного задания.
Коммуникативные умения:
- выполнять задание в рамках учебного
диалога.
- адекватно использовать речевые средства
для представления результата.
Предметные умения:
- рассказывать алгоритм определения части
речи;
- формулировать вопрос к слову;
- строить
предложения со словами, имеющими разные значения.
|
Блок Б. Имя существительное
|
Цели:
• Актуализировать
знания об имени существительном.
•
Актуализировать умения:
- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;
-
определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое
мнение;
- рассказывать об имени существительном и его признаках;
-
выделять морфологические признаки имени существительного;
-
составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же
буквы;
-
составлять и писать предложения, используя предложенные слова;
-
обозначать морфологические признаки имени существительного;
- писать слова с изученными орфограммами;
-
составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном;
- выполнять взаимопроверку учебного задания
и вносить коррективы;
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины:
имя
существительное, одушевлённое (неодушевлённое), единственного или
множественного числа, женский род, мужской род, средний род.
|
Задание
1 (З)
Укажите
имена существительные в предложенных словах.
Облако,
зелёный, зелень, доброта, добрый, позеленел, прыгать, бег, вечер, сметана,
свет, любить, ненависть.
Расскажите
о существительном и его признаках.
Задание 2 (П) с
взаимопроверкой
Можно ли
утверждать, что слова «прыжок» и «прыгать» являются именами
существительными? Обоснуйте своё мнение.
Задание
3 (У)
Допишите
по два–три имени существительных в каждую группу.
Определите
постоянный признак имени существительного, который присутствует в каждой
группе слов, и обозначьте его графически.
Люди:
девочка, …
Явления
природы: дождь, …
Состояние
человека: радость, …
События:
каникулы, …
Задание 4 (У)
Прочитайте
слова, и составьте из букв каждого слова новое, сохранив все буквы: весна,
валик, лето, атлас, сосна, кулак (весна – навес, валик – вилка,
лето – тело, атлас – салат, сосна – насос, кулак – кукла).
Весна -……
Навес -
….
Определите
постоянный признак, по которому различаются данные слова, обозначьте его
графически.
Задание
5 (У)
Составьте
и напишите предложения, используя слова: «тёплый, ласкает, деревьев,
верхушки, ветер».
Обозначьте
морфологические признаки имени существительного (род, число, одуш.,. неодуш.).
|
Диагностические
задания
1.Составьте
и напишите фразу-конструкт:
Часть речи,
которая отвечает на вопросы ………………, и обозначает …………, - это имя
существительное.
На
вопрос «кто?» отвечают …............................. имена существительные,
а на вопрос что? ………………………….... Например:
кто?
………………,
что?
……………….. .
Имена
существительные бывают…………………..рода. Например:
……..род -
…………………….,
……..род -
…………………….,
……..род -
……………………..
Имена
существительные изменяются по ……………… .
Например:
……..число
- …………………,
…….число
- ………………… .
2.
Прочитайте фрагмент стихотворения и выполните морфологический разбор,
выделенного существительного.
Царь
Салтан дивится чуду:
«Коли жив
я только буду,
Чудный остров
навещу
И у князя
погощу». А.С.Пушкин
Познавательные
умения:
- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;
-
определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое
мнение.
Регулятивные
умения:
- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.
Коммуникативные
умения:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины.
- Предметные умения:
- рассказывать об имени существительном и его признаках;
-
выделять морфологические признаки имени существительного;
-
составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же
буквы;
-
составлять и писать предложения, используя предложенные слова;
-
обозначать морфологические признаки имени существительного;
- писать слова с изученными орфограммами;
-
составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном.
|
Блок
В. Имя прилагательное
|
Цели:
• Актуализировать
знания об имени прилагательном.
•
Актуализировать умения:
- определять
имена прилагательные и обосновывать свое мнение;
- рассказывать
об имени прилагательном и его признаках;
-
выделять морфологические признаки имени прилагательного;
-
составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
-
обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
- писать слова с изученными орфограммами;
-
составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном;
-
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках
учебного диалога.
|
Задание
1 (З)
Прочитайте
слова и назовите имена прилагательные.
«Сказка,
гриб, скользкий, гладкий, гладить, белизна, белый, светлый, светлячок, молчун,
молчаливый».
Расскажите
об имени прилагательном и его признаках.
Задание
2 (П)
Можно ли
к словам «короткий, крепкий, ранний, санаторий» поставить один и тот же
вопрос? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У) с взаимопроверкой
Определите признак, благодаря которому различаются имена прилагательные в
тексте стихотворения и обозначьте его, используя сокращенную форму (ж.р.,
м.р, с.р..).
Солнце синее пылает.
Лебедь
синий вдаль плывёт.
Чайка
синяя взлетает,
В синеву
небес зовёт.
Выделите
графически окончания имен прилагательных.
Задание 4
(У)
Прочитайте
текст и определите прилагательное, которые необходимо вписать в каждое
предложение.
Впишите
прилагательные, используя слова для справок, поставив их в нужную форму. Определите
род и число имен прилагательных.
Прошло
…лето. Наступила…осень. По небу плывут… тучи. Дует… ветер. Закружились в
воздухе…. листочки. Покраснела… осина. … и … листья клена устилают землю.
Красив….ковер!
Слова для
справок: жаркий, дождливый, тяжёлый, холодный, разноцветный, домашняя, красный,
жёлтый, вкусное, осенний.
|
Диагностические
задания:
1. Составьте
и напишите фразу-конструкт:
Имя
прилагательное - это часть ………………, которая отвечает на ……………….. и
обозначает …………………. .
Имя
прилагательное всегда связаны с именем ……………., потому что…………………… .
Имя
прилагательное изменяется по ………… и ………………………. .
Имена
прилагательные делают нашу речь……………….. . .
2. Составьте
словосочетания
«прил. +
сущ.» из слов каждого столбика. Напишите их и укажите признаки имен прилагательных.
Яркое
озеро
Глубокое
солнце
Желторотые
забавы
Пушистые
птенцы
Зимние
усы
Познавательные
умения:
- определять
имена прилагательные и обосновывать свое мнение.
- Регулятивные
умения:
-
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
- Коммуникативные
умения:
- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках
учебного диалога.
- Предметные
умения:
- рассказывать об имени прилагательном и его признаках;
-
выделять морфологические признаки имени прилагательного;
-
составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
-
обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
- писать слова с изученными орфограммами;
- составлять
и написать фразу-конструкт об имени прилагательном.
|
Блок Г. Глагол
|
Цели:
•
Актуализировать знания о глаголе.
•
Актуализировать умения:
- определять
глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о глаголе и его признаках;
Формулировать
вопросы к глаголам;
-
выделять морфологические признаки глагола;
-
группировать глаголы по ведущему признаку;
-
составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
-
обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
- писать:
• глаголы
в разных временных формах;
• слова с
изученными орфограммами;
-
составлять и написать фразу-конструкт о глаголе.
- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее
время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид;
- адекватно
использовать речевые средства для представления результата.
|
Задание
1 (З)
Прочитайте
слова, и назовите глаголы: прыжок, прыгать, белизна, белить, ходьба,
ходить, сон, спать, любить, цвести, улыбчивый.
Расскажите
о глаголе и его признаках.
Задание 2 (П)) с
взаимопроверкой
Можно ли
к словам «стук» и « стучать» поставить один и тот же вопрос? Обоснуй свое
мнение.
Задание
3 (У)
Прочитайте
стихотворение, спишите его текст, и выделите графически глаголы.
Выпишите глаголы и укажите морфологические признаки.
Задремали
звезды золотые,
Задрожало
зеркало затона,
Брезжит
свет на заводи речные
И румянит
сетку небосклона.
Задание
4 (У)
Определите признак, по которому можно
распределить слова на группы. Вредить, лететь, повстречать, хвалить трещать,
построить, зарядить, хлопотать, завязать, обновить.
Напишите глаголы в два столбика.
|
Диагностические
задания
1.
Составьте и напишите фразу-конструкт:
Глагол –
это часть………., которая отвечает на ………… и обозначает………………… .
Глаголы
изменяются по …….и …………….
Глаголы,
отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» имеют …………. .
2. От
каждого глагола образуйте глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Читать -
….
Погулять
-
Познавательные
умения:
- определять
глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение.
- Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.
Коммуникативные
умения:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее
время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид
- адекватно
использовать речевые средства для представления результата.
Предметные
умения:
- рассказывать о глаголе и его признаках;
Формулировать
вопросы к глаголам;
-
выделять морфологические признаки глагола;
-
группировать глаголы по ведущему признаку;
-
составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
-
обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
- писать:
• глаголы
в разных временных формах;
• слова с
изученными орфограммами;
-
составлять и написать фразу-конструкт о глаголе.
|
Блок К. Диагностика качества освоения
темы
|
Цели
- установить степень усвоения темы, а
именно:
-
определять части речи;
- определять
морфологические признаки частей речи;
- образовывать
неопределенную форму глаголов;
- писать слова
с известными орфограммами;
- выполнять
задания в соответствии с целью;
– проверять написание текст, вносить исправления.
|
Контрольное задание
Диктант
На
лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый
снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи
букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке.
В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста
заснул их враг – ёжик.
Тихо и пусто на полянке. Только
дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит
по полянке лисица или беляк.
Грамматические задания:
- В первом
предложении укажите часть речи над каждым словом.
- Выпишите из текста
2 -3 словосочетания, которые состоят из «прил .+ сущ.». Определите род,
число имен прилагательных.
- Выпишите из текста
3-4 глагола разных временных форм. Определите время глаголов. Напишите
эти глаголы в неопределенной форме.
|
Регулятивные
умения:
- выполнять
задания в соответствии с целью;
– проверять написание текста, вносить исправления.
Предметные
умения:
-
определять части речи;
- определять
морфологические признаки частей речи.
- образовывать;
неопределенную форму глаголов;
- писать
слова с известными орфограммами.
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цели
деятельности
|
Варианты
заданий
|
Планируемый
результат
деятельности
|
Цели:
• Стимулировать
интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.
•
Научить:
- ориентироваться в разных вариантах
выполнения задания;
- использовать приобретенные знания для
выполнения задания;
- планировать свое действие в соответствии с
учебным заданием;
-
составлять и писать текст со словами-омонимами;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата
деятельности.
|
Этап
интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- выбор
варианта задания (информативный,
импровизационный, эвристический);
- выбор
способа деятельности (индивидуальный или
коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
-
планирование деятельности;
-
выполнение задания;
-
представление результатов деятельности.
Информативный
вариант
1.
Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение,
используя данные предложения:
______
ребёнок плохо спал. __________ был на приёме
у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все
___________. Плотник поменял разбитое __________.
Слова для
справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной.
2. Укажите
часть речи каждого вписанного в предложение слова.
Импровизационный
вариант
1.
Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение,
составив по два предложения со словами «больной», «попугай», «стекло»,
которые являются разными частями речи.
2. Укажите
часть речи каждого из этих слов «больной», «попугай», «стекло» в
предложениях.
Эвристический
вариант
1.
Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение.
Для этого составьте рассказ, в котором используйте омонимы «больной»,
«попугай», «стекло».
2. Укажите
часть речи каждого омонима.
* Больной ребёнок плохо спал. Больной
был на приёме у врача. Чтоб не лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и
с крыши все стекло. Плотник поменял разбитое стекло.
|
Личностные
умения:
- проявлять
интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.
Уметь
использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности
Познавательные
умения:
-
выбирать вариант выполнения задания;
- использовать
приобретенные знания для составления текста.
Регулятивное
умение:
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативное
умение:
- адекватно использовать речевые средства для представления результата
деятельности.
Предметное
умение:
- составлять
и писать текст со словами-омонимами.
|
IV
этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности
|
Самоанализ
и самооценка ученика
|
Результат
деятельности
|
Научить
школьников:
-
соотносить полученный результат с поставленной целью;
-
оценивать результат учебной деятельности.
|
I. Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1. Мне важно, правильно использовать
слова-омонимы при составлении предложений с разными частями речи, потому что……..
2. Чтобы написать предложения с
омонимами, надо……..
II.
Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я (очень, не очень) доволен(льна)
собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать текст самостоятельно.
|
Личностные умения:
-
оценивать результат учебной деятельности.
Регулятивные
умения:
-
соотносить полученный результат с поставленной целью.
|
Цели деятельности
|
Самоанализ
и самооценка учителя
|
Результат
деятельности
|
- Соотнести полученный результат с поставленной
целью;
- Оценить результат своей деятельности.
|
Цели темы:
Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах.
Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам.
Научить
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения темы
Личностные умения:
- проявлять желание составлять текст,
используя слова-омонимы.
Познавательные умения:
- использовать приобретенные знания
при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов.
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и
корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать
высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- составлять
и писать предложения со словами-омонимами.
|
*Заполняется учителем по окончании
изучения темы
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.