Урок
русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов
в повелительном наклонении».
Автор: Выборова Марианна Ивановна, учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ Уська-Орочского с/п Ванинского района
Хабаровского края
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема:
Повелительное наклонение глагола. Правописание
глаголов в повелительном наклонении.
Раздел программы: морфология, глагол.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: игровая (урок-путешествие) и компьютерная (использование
интерактивной доски SMART Board).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
SMART Board, презентация к уроку,
выполненная в программе Smart Notebook
10, магнитная доска, маркер, рисунки ракет, таблицы по теме, выставка
литературы на тему «Космос», раздаточный материал: карта-схема урока (контроль
за работой группы, оценки за работу), индивидуальные карточки с текстом
стихотворения, листок для составления текста-памятки.
Цель урока: совершенствование умения
употреблять глаголы в речи, отличать глаголы разных наклонений.
Задачи
урока:
Обучающие: организовать
деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное
наклонение глагола» (знать: морфологические признаки, способы
образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь:
правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);
обеспечить
установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Развивающие: создать
условия для развития внимания,
орфографической зоркости, познавательного
интереса, письменной и речевой культуры учащихся;
создать условия для развития навыков
общения, необходимых для работы в группе.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в
группах, чувство гордости за страну и её людей.
Навигация: работать с
презентацией необходимо в режиме «во весь экран». Для этого
нажмите кнопку .
Переход
по страницам осуществляется с помощью гиперссылок.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка
готовности учащихся к уроку, организация внимания.
Слайд 1 (титульный)
2. Мотивация.
Ах,
этот день – двенадцатый апреля,
Как
он пронёсся по людским сердцам.
Казалось,
мир невольно стал добрее,
Своей
победой потрясённый сам.
·
О какой
победе говорится в стихотворении? (о полёте человека в космос)
Когда был осуществлён первый полёт человека в
космос? Кем? (12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин)
Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики)
2 слайд
(появление рисунков,
надписи по ходу ответов;
активируем с помощью
прикосновения к рисунку)
Ю.А. Гагарин впервые поднялся в
космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля.
Хотя и совершил он один виток вокруг Земля и пробыл в космосе всего 108 минут,
но это было начало космической эры. Полёт был осуществлён благодаря труду
многих людей, в том числе: Константину Эдуардовичу Циалковскому, Сергею
Павловичу Королёву.
- А вы хотели бы осуществить космический полёт? С какой целью?
Используйте при ответе предложения следующей конструкции:
Если бы я полетел(а) в космос…
- Глаголы в каком наклонении использовали
в ответе? (в условном)
С глубокой древности человека привлекало и манило к себе
звёздное небо, и он мечтал создать летательный аппарат, на котором отправится в
необыкновенное путешествие.
- Вспомните, каким образом летали герои в
мифах, сказках? (ковёр-самолёт, ступа
Бабы-Яги, летающий корабль, Вакула на чёрте, конь Пегас, Икар и Дедал)
- А современные люди на чём могут
отправиться в космическое путешествие? (космический
корабль, ракета)
3. Тема и цели
урока, определение содержания, установка на игру.
Сегодня на
уроке и у нас будет возможность слетать в космос на вот этих ракетах (на магнитной доске рисунки 2 ракет), но с определённой учебной целью: закрепить знания по темы «Повелительное
наклонение глагола», творчески применять полученные знания в речи.
Установка к игре: работать мы будем в группах, как экипаж
космического корабля, поэтому помните: от каждого из вас зависит полёт.
Разделитесь на команды, выберите командира, который будет регулировать работу,
назначать отвечающих, оценивать каждого члена команды; штурмана, который будет
записывать нужную информацию. За правильные ответы команда будет получать
звёзды (прикрепляются к магнитной доске рядом с ракетами команд). Назовите
ваши ракеты.
А
вот наша карта полёта.
3 слайд
(ссылки к рисункам планет
позволяют переходить
на слайд с заданием
и возвращаться назад к «Карте
полёта»)
Индивидуальные «Карты полёта»
выдаются каждой команде, в них записываются члены экипажа, по ходу урока
выставляются оценки, выполняются задания.
- Давайте дадим уроку красивое название. Запись
числа, темы. (Космический полёт к глаголу.
Путешествие с глаголом в повелительном наклонении.)
4. Актуализация знаний.
- Чтобы наши ракеты взлетели, вспомним: сколько
наклонений у глагола? Какие? Что обозначают? (ответы на скорость и
правильность)
- Распределите глаголы по наклонениям (по
1 человеку от команды)
4 слайд
(Флеш-объект:
проверка по кнопке Check,
сброс по кнопке Reset)
- Составьте предложения, употребив глаголы в форме всех 3-х наклонений на
тему «Космос»: летит, пристегните, прилунился,
исследовал бы, увидите, посылают, открыл бы, направил помоги, узнаете (на
местах, в тетрадях, капитан назначает отвечающего)
5. Словарная работа.
Внимание
экипажам! Пристегнуть ремни! Старт! (физкультминутка: экипажи летят на
ракете)
5 слайд
(Флеш-объект:
старт ракеты)
- А вы знаете, откуда стартуют
космические корабли? (космодром Байконур,
космодром Плесецк)
- Мы подлетаем к спутнику Земли. Какому? (Луна)
- Нас ждут «лунатики» со своими «лунными»
вопросами: ответьте на вопросы и напишите
правильно словарные слова (вопросы задаются командам по очереди, ответы
записывают на «Карте полёта» по цепочке, а также каждым учеником в
тетради; взаимопроверка и проверка общей записи капитаном противоположной
команды).
6 слайд
(ответы за
шторкой;
появление
фотографий
с помощью
прикосновения)
1) Назовите одним словом мир звёзд и галактик (космос,
Вселенная).
2) Прибор для наблюдения за небесными телами (телескоп).
3) Костюм, защищающий тело космонавта (скафандр).
4) Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный
для полётов в атмосфере (самолёт).
5) Наука, изучающая небесные тела (астрономия).
6) Самая близкая к Земле звезда (Солнце).
6. Применение знаний.
·
Сколько планет входит в
Солнечную систему? (9)
3 слайд
появление
центрального рисунка
с помощью
прикосновения)
Мы побываем на некоторых из них.
·
Какая из планет Солнечной
системы является самой яркой на ночном небе? (Венера)
Остановка на Венере поможет нам
повторить теорию по теме «Повелительное наклонение глагола».
·
Найдите и исправьте ошибки в определении (команда даёт ответ после совместного чтения и
обсуждения).
7 слайд
(вторая запись выходит
по щелчку)
1) Глаголы в повелительном наклонении
обозначают действие предмета (которое кто-то требует или просит выполнить).
2) Глаголы в повелительном наклонении
употребляются обычно в форме 2 лица множественного числа (и 2 лица
единственного числа).
3) Глаголы в повелительном наклонении
образуются с помощью суффиксов -и, -й (нет суффикса -й, бессуффиксный
способ).
4) Глаголы в повелительном наклонении
имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите (во
множественном числе окончание -те).
·
Какую планету называют
красной, т. к. поверхность её имеет красно-оранжевый цвет? (Марс)
·
Работа с текстом: вставьте орфограммы, найдите глаголы в
повелительном наклонении, выделите суффиксы и окончания (каждый ученик
работает в своей карточке; по очереди выходят члены команд и объясняют по 2
строчки, работая на доске с помощью маркера).
Выразительно прочитать.
8
слайд
Не пр ... выкайте к ч ... десам, -
Д ... витесь им, д ... витесь!
Не пр ... выкайте к н ...бесам,
Глазами к ним т... нитесь.
Пр ... глядывайтесь к ...блакам,
Пр ... слушивайтесь к птицам,
Пр ... кладывайтесь к р ... дникам,-
Н ... что не повт ... рит ... ся.
За мигом миг, за шагом шаг
Вп ... дайте в изумлен ... е.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновен ... е.
(В. Шефнер)
- В какой форме стоят глаголы повелительного наклонения в этом
стихотворении? (в форме 2 лица множественного
числа)
- Поставьте в форму 2 лица единственного числа (устные ответы по очереди каждой команды).
Мы приближаемся к последней планете в нашем космическом
путешествии (физкультминутка).
- Как называется планета, которая имеет огромные кольца из кусков
льда, камня и пыли? (Сатурн)
- Сравните глаголы в 2-х столбиках. Какие можно сделать выводы? (одни глаголы несовершенного вида, другие – совершенного; у одних
не пишем мягкий знак, у других – пишем)
Когда пишем мягкий знак на конце
глаголов в повелительном наклонении?
Сохраняется ли Ь перед -ся и -те? (проверка устных ответов по записи на слайде)
9 слайд
(правило появляется
по щелчку)
- Составьте памятку для своего
космического экипажа «Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно»,
используя глаголы в повелительном наклонении с мягким знаком (работа в группе).
Помогут
вам глаголы в неопределённой форме на слайде: прятать, плакать, избавиться, садиться, встретиться,
отодвинуть, запрокинуть, вставать, поверить, позаботиться, продеть, вынуть,
спрятать, приготовиться, назначить, обеспечить, измерить).
Прочитать памятки.
10 слайд
7. Итоги урока, рефлексия.
Мы приближаемся к Земле.
- Давайте поприветствуем Землю, скажем о
ней добрые слова с помощью глаголов повелительного наклонения, формы
которых мы не употребляли ещё на нашем уроке (формы
3 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа:
Да здравствует Земля! Да будет мир на Земле! Пусть звёзды всегда освещают
наш путь к родному дому! Посадим наш корабль на родной земле!)
- Как вы думаете, можно ли нам
осуществить посадку? Выполнили мы задачи нашего полёта? (индивидуальные ответы; подведение итогов игры: подсчёт звёзд, определение
победителей, объявление оценок командирами кораблей)
- Нужны нам в космосе глаголы в
повелительном наклонении?
- Как самочувствие космонавтов? (индивидуальные ответы)
8.
Домашнее задание.
11 слайд
Хорошо, что мы не попали в чёрные дыры незнаний. И чтобы
не оставалось туманностей в голове, выполните домашнее задание (упр. 494 или
составьте текст на тему «Космос», используя глаголы 3-х наклонений, обозначьте
наклонение глаголов). А кто сегодня заинтересовался космосом, бегите к книжным
полкам и читайте.
Спешите, люди, жить. Не опоздайте
Других людей вслед за собой позвать.
Скорее руку помощи подайте,
Не торопитесь руку убирать.
(Д.
Новруз)
И в заключении салют! Спасибо
всем за урок!
12 слайд
(Флеш-объект)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.