Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку на тему

Разработка урока по русскому языку на тему

Скачать материал

Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов в повелительном наклонении».

Автор: Выборова Марианна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ Уська-Орочского с/п Ванинского района Хабаровского края

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Раздел программы: морфология, глагол.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: игровая (урок-путешествие) и компьютерная (использование интерактивной доски SMART Board).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board, презентация к уроку, выполненная в программе Smart Notebook 10, магнитная доска, маркер, рисунки ракет, таблицы по теме, выставка литературы на тему «Космос», раздаточный материал: карта-схема урока (контроль за работой группы, оценки за работу), индивидуальные карточки с текстом стихотворения, листок для составления текста-памятки.

Цель урока:  совершенствование умения употреблять глаголы в речи, отличать глаголы разных наклонений.

Задачи урока:

Обучающие: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);

обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Развивающие: создать условия для развития внимания, орфографической зоркости, познавательного интереса, письменной и речевой культуры учащихся;

создать условия для развития навыков общения, необходимых для работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в группах, чувство гордости за страну и её людей.

Навигация: работать с  презентацией  необходимо    в    режиме   «во весь экран».    Для    этого   нажмите     кнопку       .

Переход по страницам осуществляется с помощью гиперссылок.

 

Ход урока

1.      Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

 

 

 

Слайд 1 (титульный)

 

 

2. Мотивация.

Ах, этот день – двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам.

·        О какой победе говорится в стихотворении? (о полёте человека в космос)

Когда был осуществлён первый полёт человека в космос? Кем? (12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин)

Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики)

                      

                          2 слайд

           (появление рисунков,

           надписи по ходу ответов;

активируем с помощью

 прикосновения к рисунку) 

 

 

Ю.А. Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хотя и совершил он один виток вокруг Земля и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало космической эры. Полёт был осуществлён благодаря труду многих людей, в том числе: Константину Эдуардовичу Циалковскому, Сергею Павловичу Королёву.

  • А вы хотели бы осуществить космический полёт? С какой целью?

Используйте при ответе предложения следующей конструкции: Если бы я полетел(а) в космос…

  • Глаголы  в каком наклонении использовали в ответе? (в условном)

С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо, и он мечтал создать летательный аппарат, на котором отправится в необыкновенное путешествие.

  • Вспомните, каким образом летали герои в мифах, сказках? (ковёр-самолёт, ступа Бабы-Яги, летающий корабль, Вакула на чёрте, конь Пегас, Икар и Дедал)
  • А современные люди на чём могут отправиться в космическое путешествие? (космический корабль, ракета)

3. Тема и цели урока, определение содержания, установка на игру.

Сегодня на уроке и у нас будет возможность слетать в космос на вот этих ракетах (на магнитной доске рисунки 2 ракет), но с определённой учебной целью: закрепить знания по темы «Повелительное наклонение глагола», творчески применять полученные знания в речи.

Установка к игре: работать мы будем в группах, как экипаж космического корабля, поэтому помните: от каждого из вас зависит полёт. Разделитесь на команды, выберите командира, который будет регулировать работу, назначать отвечающих, оценивать каждого члена команды; штурмана, который будет записывать нужную информацию. За правильные ответы команда будет получать звёзды (прикрепляются к магнитной доске рядом с ракетами команд). Назовите ваши ракеты.

А вот наша карта полёта.  

                                         3 слайд

(ссылки к рисункам планет

позволяют переходить

на слайд с заданием

и возвращаться назад к «Карте

полёта»)

 

Индивидуальные «Карты полёта» выдаются каждой команде, в них записываются члены экипажа, по ходу урока выставляются оценки, выполняются задания.

  • Давайте дадим уроку красивое название. Запись числа, темы. (Космический полёт к глаголу. Путешествие с глаголом в повелительном наклонении.)

4. Актуализация знаний.

  • Чтобы наши ракеты взлетели, вспомним: сколько наклонений у глагола? Какие? Что обозначают? (ответы на скорость и правильность)
  •  Распределите глаголы по наклонениям (по 1 человеку от команды)

 


                                      4 слайд

                             (Флеш-объект:

                  проверка по кнопке Check,

                     сброс по кнопке Reset)

 

 

 

  • Составьте предложения, употребив глаголы в форме всех 3-х наклонений на тему «Космос»: летит, пристегните, прилунился, исследовал бы, увидите, посылают, открыл бы, направил помоги, узнаете (на местах, в тетрадях, капитан назначает отвечающего)

5. Словарная работа.

Внимание экипажам! Пристегнуть ремни! Старт! (физкультминутка: экипажи летят на ракете)

 

                 5 слайд

            (Флеш-объект:

            старт ракеты)

 

 

  • А вы знаете, откуда стартуют космические корабли? (космодром Байконур, космодром Плесецк)
  • Мы подлетаем к спутнику Земли. Какому? (Луна)
  • Нас ждут «лунатики» со своими «лунными» вопросами: ответьте на вопросы и напишите правильно словарные слова (вопросы задаются командам по очереди, ответы записывают на «Карте полёта» по цепочке, а также каждым учеником в тетради; взаимопроверка и проверка общей записи  капитаном противоположной команды).

6 слайд

(ответы за

шторкой;

появление

фотографий

с помощью

прикосновения)

 

 

1) Назовите одним словом мир звёзд и галактик (космос, Вселенная).

2) Прибор для наблюдения за небесными телами (телескоп).

3) Костюм, защищающий тело космонавта (скафандр).

4) Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере (самолёт).

5) Наука, изучающая небесные тела (астрономия).

6) Самая близкая к Земле звезда (Солнце).

6. Применение знаний.

·         Сколько планет входит в Солнечную систему? (9)

                     

            3 слайд

появление

центрального рисунка

с помощью

прикосновения)

 

 

Мы побываем на некоторых из них.

·         Какая из планет Солнечной системы является самой яркой на ночном небе? (Венера)

Остановка на Венере поможет нам повторить теорию по теме  «Повелительное наклонение глагола».

·         Найдите и исправьте ошибки в определении (команда даёт ответ после совместного чтения и обсуждения).

 

                            7 слайд

       (вторая запись выходит

                      по щелчку)

 

 

1) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета (которое кто-то требует или просит выполнить).

2) Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица множественного числа (и 2 лица единственного числа).

3) Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффиксов -и, -й (нет суффикса -й, бессуффиксный способ).

4) Глаголы в повелительном наклонении имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите (во множественном числе окончание -те).

·         Какую планету называют красной, т. к. поверхность её имеет красно-оранжевый цвет? (Марс)

·         Работа с текстом: вставьте орфограммы, найдите глаголы в повелительном наклонении, выделите суффиксы и окончания (каждый ученик работает в своей карточке; по очереди выходят члены команд и объясняют по 2 строчки, работая на доске с помощью маркера).

Выразительно прочитать.

                              

                                            8 слайд

Не пр ... выкайте к ч ... десам, -

Д ... витесь им, д ... витесь!

Не пр ... выкайте к н ...бесам,

Глазами к ним т... нитесь.

 

Пр ... глядывайтесь к ...блакам,

Пр ... слушивайтесь к птицам,

Пр ... кладывайтесь к р ... дникам,-

Н ... что не повт ... рит ... ся.

 

За мигом миг, за шагом шаг

Вп ... дайте в изумлен ... е.

Всё будет так - и всё не так

Через одно мгновен ... е.

                                     (В. Шефнер)

  • В какой форме стоят глаголы повелительного наклонения в этом стихотворении? (в форме 2 лица множественного числа)
  • Поставьте в форму 2 лица единственного числа (устные ответы по очереди каждой команды).

Мы приближаемся к последней планете в нашем космическом путешествии (физкультминутка).

  • Как называется планета, которая имеет огромные кольца из кусков льда, камня и пыли? (Сатурн)
  • Сравните глаголы в 2-х столбиках. Какие можно сделать выводы? (одни глаголы несовершенного вида, другие – совершенного; у одних не пишем мягкий знак, у других – пишем)

Когда пишем мягкий знак на конце глаголов в повелительном наклонении?

Сохраняется ли Ь перед -ся и -те? (проверка устных ответов по записи на слайде)

 


            9 слайд

(правило появляется

          по щелчку)

 

 

 

  • Составьте памятку для своего космического экипажа «Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно», используя глаголы в повелительном наклонении с мягким знаком (работа в группе).

Помогут вам глаголы в неопределённой форме на слайде: прятать, плакать, избавиться, садиться, встретиться, отодвинуть, запрокинуть, вставать, поверить, позаботиться, продеть, вынуть, спрятать, приготовиться, назначить, обеспечить, измерить).

Прочитать памятки.

                       10 слайд

 

 

 

 

7. Итоги урока, рефлексия.

Мы приближаемся к Земле.

  • Давайте поприветствуем Землю, скажем о ней добрые слова с помощью глаголов повелительного наклонения, формы которых мы не употребляли ещё на нашем уроке (формы 3 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа: Да здравствует Земля! Да будет мир на Земле! Пусть звёзды всегда освещают наш путь к родному дому! Посадим наш корабль на родной земле!)
  • Как вы думаете, можно ли нам осуществить посадку? Выполнили мы задачи нашего полёта? (индивидуальные ответы; подведение итогов игры: подсчёт звёзд, определение победителей, объявление оценок командирами кораблей)
  • Нужны нам в космосе глаголы в повелительном наклонении?
  • Как самочувствие космонавтов? (индивидуальные ответы)

8. Домашнее задание.

 

                         11 слайд

 

 

 

 

Хорошо, что мы не попали в чёрные дыры незнаний. И чтобы не оставалось туманностей в голове, выполните домашнее задание (упр. 494 или составьте текст на тему «Космос», используя глаголы 3-х наклонений, обозначьте наклонение глаголов). А кто сегодня заинтересовался космосом, бегите к книжным полкам и читайте.

Спешите, люди, жить. Не опоздайте

Других людей вслед за собой позвать.

Скорее руку помощи подайте,

Не торопитесь руку убирать.

                                                      (Д. Новруз)

И в заключении салют! Спасибо всем за урок!   

  

                12 слайд

          (Флеш-объект)

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов в повелительном наклонении. 

Цель создания и использования: активизация познавательной деятельности учащихся во время игры на уроке.

Задачи урока:

 

Обучающие: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 097 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 364
    • DOCX 7.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Выборова Марианна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Выборова Марианна Ивановна
    Выборова Марианна Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1159
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек