Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).

Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г Агрыз РТ











Урок русского языка в 4 классе по ФГОС с применением сингапурской методики.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

(урок открытия новых знаний).









Составила: Альмухаметова Р.Р.,

учитель начальных классов гимназии №1





Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода (урок открытия новых знаний).

Цели: научить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

Планируемые достижения учащихся:

1)предметные: умение находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

2)метапредметные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; развивать умение аргументировать свою точку зрения; преобразовывать информацию, выделять главное,

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, тетрадь, разноцветные кружочки для самооценки, менеджмент.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом этапе урока

1.Организационный момент. Мотивационный настрой.

Настрой на работу

- Тишина!

Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

Давайте улыбнемся, друг другу и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Подготовка класса к работе.

Организация рабочего места, настрой на работу.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Интеллектуальная разминка






-Проведем разминку:

1) Отвечаем быстро, хором:

-Предложение состоит……..(из слов).

-Всегда ставится запятая перед союзами…..(а, но)

-Дательный падеж отвечает на вопросы…..(кому? чему?)

-Главные члены предложения это…..(подлежащее и сказуемое).

Учащиеся отвечают






Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.












1) -Откройте тетради и оформите работу (число, классная работа)

Чистописание.

2)Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Спишите слова:

рожь нож

ночь ключ

мышь камыш

-Обсудите в группе, что общего у этих слов?

-Теперь обсудите, чем они различаются?


-Сформулируйте основной вопрос урока.

-Сравните свою формулировку с авторской на с. 137


Запись в тетради.





Учащиеся списывают со слайда слова.



Учащиеся работают в группах.


-Все слова на шипящую в конце . В некоторых пишется ь, в некоторых не пишется. Почему пишется ь и не пишется.


По учебнику: - В каких случаях пишется ь после букв шип. в конце слов-имен существительных?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.










4. Построение проекта выхода из затруднения


















-Вот у нас возник проблемный вопрос на который мы с вами должны ответить. Итак, кто скажет тему сегодняшнего урока?


- Хорошо. Чему мы будем учиться на уроке?


-Сейчас мы поработаем по структуре «Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).

Перед вами лежат карточки. Прочитайте имена существительные. На какие 2 группы их можно разделить? Какую надпись вы сделаете над каждым столбиком?

Даю 2 мин времени. Думаете, обсуждаете и записываете свои ответы в тетрадях с новой строчки в 2 столбика. Отвечать будете по очереди. Начнут №4.





-Какие 2 столбика слов у вас получились? Какую закономерность вы заметили в написании этих имен существительных? Отвечают №4.



-Сформулируйте правило самостоятельно.



-Прочитайте правило по учебнику на с. 5.

-Можно ли дописать в 1 столбик слова – дверь, тетрадь, а во 2 – лом, столб? Почему?



-Правописание ь после шипящих в конце имен существительных.

-Правильно писать ь в конце существительных после шипящих.


Учащиеся работают по структуре

«Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).















Запись в тетрадях:

ь

-

Ночь

Душ

Ложь

Страж

Дочь

Муж

Мышь

Нож

-В конце существительных после шипящих ж.р. ь пишется, а в м.р. – ь не пишется.





-Потому что эти существительные не на шипящую.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
















5.Физминутка.

-А сейчас мы с вами отдохнем по структуре «Микс – пэа - шэа». Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я остановлю музыку, скажу «В пары!». Вы должны встать в пары с ближним к вам учеником, поприветствовать друг друга. Я задам вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать 30 с. (по «Таймд – пэа - шэа»). После чего должны поблагодарить партнера.

1) Что такое имя существительное?

2)Как отличить И.П. и В.П.?

3)Когда еще в русском языке употребляется ь в именах существительных? (для обозначения мягкости согласного, как разделительный ь, ь после шипящих в ж.р.)

Учащиеся под музыку выполняют структуру «Микс – пэа - шэа».

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


6. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Прочитайте по слайду предложения, найдите существительные с шипящей на конце слова, если в слове нужно написать ь , то вы обозначаете +, если не нужно, то-.

1.«Родила царица в ноч. не то сына, не то доч.». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

2.«Дама сдавала в багаж.  диван, чемодан, саквояж.». (С.Я. Маршак «Багаж»)

3.«Дремлет чуткий камыш.,  тиш.,  безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)

-Передаем листочки по часовой стрелке и проверяем работы. Проверка: + + - - - +.

Учащиеся работают со слайдом, обозначая только + или -.
















Объясняют свою позицию, проверяют работу соседа.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в группе.

-Сейчас мы будем работать по структуре «Сингл – раунд – робин». Прочитайте по карточкам существительные, проставьте, где нужно ь. На эту работу вам дается 1 мин. Потом 4 ученика в одной команде по очереди отвечают по одному разу.

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Учащиеся работают в группе, применяют правила письма ь после шипящих. Через 1 мин 4 ученика одной команды по очереди отвечают по одному разу, продолжают следующая команда.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе, поиск и выбор информации.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какое правило мы с вами вывели?

Самооценка результатов деятельности. (смотри слайд).


Красный - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Зеленый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Желтый - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.


Дом задание 1) упр 174 или

2) сочинить небольшой рассказ с им. сущ ж.р. на ь.

В конце слова после шипящих в именах сущ. ж.р. ь пишется, в м.р. – не пишется.

Самооценка при помощи кружков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Регулятивные: контроль, оценка.

Используемая литература:

  1. Бунеев Р.Н., Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2013 г.

  2. Бунеев Р.Н., Русский язык, 3 кл, Москва, Баласс, 2013г.


Приложение

Карточка №1

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.



Карточка №2


Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..


















Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

  

 Урок по русскому языку составлен по УМК "Школа 2100". На уроке поставлены такие цели как: учить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм. Урок построен на основе системно - деятельностного подхода.

 

 На уроке  используется коллективная форма работы, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа с карточками,  используется физкультминутка, как элемент здоровьесберегающей технологии, элементы сингапурской методики.

Дается дифференцированное домашнее задание.

 

 

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Альмухаметова Рамиля Рахматулловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 680
Номер материала 23722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓