№
п/п
|
Этапы
урока
|
Ход урока
|
примечание
|
1
|
Проверка
домашнего задания.
|
|
|
2
|
Словарная
работа.
|
Ребята,
мы с вами уже встречали понятие «нравственный поступок», кто помнит,
что оно обозначает? ( это только то действие человека, которое он совершает,
руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с
определенной целью.)
Идеал - образец,
нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное; высшая цель
стремления....
А что же такое нравственный
идеал? (Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия
нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности –
носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в
реальной жизни.)
Для каждого исторического времени
существовал свой нравственный идеал.
|
Слайд 1
Основные
понятия записаны на доске
|
3
|
Новая
тема
.
|
Тема
урока «Нравственные идеалы»
Как вы думаете, кто мог служить
нравственным идеалом в Древней Руси? (Богатыри)
|
Слайд 2
|
4
|
Прослушивание
отрывка из песни Игоря Растеряева «Богатыри»
|
Про какого богатыря вы услышали в
песне?
Мысленно
перенесемся в далекие, ушедшие времена - когда росло и ширилось древнерусское
государство. В труде и борьбе проходила жизнь русского человека.
Назовите
былинных героев которых вы еще знаете? ( Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша
Попович) .
|
|
5
|
Сообщение
подготовленных учащихся
|
Илья
Муромец
– самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них
«благословеньица « на добрые дела». Нравится его уважительное отношение к
людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар,
осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала
русская земля.
Добрыня
Никитич
– это верный товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ
чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр,
ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.
Алеша
Попович-
статен, красив, умен , сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите
Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество
высмеивается в былина.
Святогор -Ужасный великан, Старший богатырь
величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии.
В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу.
Микула Селянинович - Микула
берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель
земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Михаил Потык —
представитель земской служилой силы, он — непосед, возможно изначально
его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является
идеалом кочевника.
Чурила Пленкович олицетворение
молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него.
|
Слайд 3
Сообщение
сопровождается показом презентации
Слайд 4
|
6
|
Просмотр
фрагмента мульфильма «Илья Муромец»
|
Про
какого богатыря мы смотрели отрывок из мультфильма? Что вы можете сказать про
этого богатыря? Какие его качества вы можете отметить?
|
|
7
|
Работа
по учебнику
|
Найдите
в учебнике (стр. 51) и сформулируйте правила честного поединка.
|
Слайд 5
Работа в
группах
|
8
|
Слушание
музыки
|
Ребята,
предлагаю вам послушать отрывок из произведения. Как называется произведение?
Кто автор?
(“Вставайте,
люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева)
О
каком воине прозвучала музыка из кантаты С. Прокофьева? Князь Александр
Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников
земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?
Он
со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что
и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду
Чудского озера, освободив Новгородские земли.
|
Слайд 6
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) —
вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и
оркестра
|
9
|
Работа с
рисунком
|
Как
выглядит Александр Невский?
(Мужественным,
спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и
величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из
стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому,
кто нападёт на его родную землю.)
|
Слайд 7
|
10
|
Работа с
пословицами
|
Выберите
пословицу, которая больше всех соответствует теме нашего урока
Кто
смел, тот на коня сел.
Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На
вид богатырь, а сердце как у птенца.
|
Богатырь
умрёт —имя его останется.
Богатыря узнаешь на поле брани
.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
|
Не
родом богатырь славен, а подвигом.
Головой
думай, а силой борись.
Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
|
|
Слайд 8
Работа в
группах
|
11
|
Беседа
|
А
есть ли в наше время люди, которых можно назвать богатырями? Обоснуйте свой
ответ.
Как Илья
Муромец предстает перед нами герой – маршал Великой Отечественной Георгий
Константинович Жуков. Много у него заслуг пере отечеством. Сильный,
мужественный, волевой человек. Командовал армиями и всегда выходил
победителем.
21 марта 2010 года погиб Евгений Чернышев, спасая людей из горящего на
севере Москвы бизнес-центра. Эвакуация проводилась в сложных условиях
открытого горения и сильного задымления. То, что ни один из сотрудников
здания не погиб, заслуга полковника Чернышева, который лично руководил
операцией спасения. Начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев на
пожарах никогда не отсиживался в машине, руководя действиями подчиненных по
рации. Всегда бывал в эпицентре. В этот раз никто с уверенностью не мог
утверждать, что в горящем здании людей не осталось. Чернышев вернулся, дав
команду остальным пожарным оставаться снаружи. Вскоре полковник сообщил, что
воздух в его дыхательном аппарате заканчивается. Связь была прервана. Потом в
помещении, где он находился рухнула кровля.
Во
время занятий по огневой подготовке в Белогорске Амурской области погиб
командир батальона связи майор Сергей Солнечников. После броска
военнослужащим срочной службы боевая граната попала в бруствер окопа и
оказалась у ног его сослуживцев. Майор накрыл гранату своим телом, защитив
солдат от осколков.
Таких
примеров можно привести много.
|
Слайд 9
|
12
|
Подведение
итогов.
|
В
наши дни мы можем сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять
за землю Русскую!"?
Ребята,
в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же
доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы
узнали сегодня на уроке.
|
Слайд 10
|
13
|
Составление
сенквейна
|
1
строка
|
1
существительное
|
|
Работа в
группах
|
2
строка
|
2
прилагательных
|
|
3
строка
|
3
глагола
|
|
4
строка
|
Фраза
из
4 слов
|
|
|
5
строка
|
Синоним
существительного
|
|
|
|
14
|
Оценивание
работы на уроке
|
Оценивают
внутри группы. ( Выбери тот смайлик, который соответствует твоим достижениям
на уроке)
|
Слайд 11
|
15
|
Домашнее
задание
|
Выберите
для себя интересное задание и выполните его дома.
1.
Нарисовать защитника Отечества.
2.
Написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить
презентацию.
3.
Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.
|
Слайд 12
|
16
|
Исполнение
песни «Богатырская наша сила»
|
Сегодня
на уроке все хорошо поработали, я предлагаю закончить наш урок хорошей песней
про богатырей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.