Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока по основам религиозных культур и светской этики по теме "Нравственные идеалы"

Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики по теме "Нравственные идеалы"

Скачать материал

                                    Тема «Нравственные идеалы»

 

Цель : раскрыть понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви  к русскому народу, к русской земле;

- формировать уважительное отношение детей к Родине и её историческому прошлому, вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле поступков, принятых решениях;

- развивать умение работать  в группах, умение высказываться, слушать и слышать, оппонировать.

 

п/п

Этапы урока

Ход урока

примечание

1

Проверка домашнего задания.

 

 

 

2

Словарная работа.

 

Ребята, мы с вами уже встречали понятие «нравственный поступок», кто помнит, что оно обозначает? ( это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определенной целью.)

Идеал - образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное; высшая цель стремления....

А что же такое нравственный идеал? (Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.)

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал.

 

Слайд 1

 

Основные понятия записаны на доске

3

Новая тема

. 

Тема урока «Нравственные идеалы»

Как вы думаете, кто мог служить нравственным идеалом в Древней Руси? (Богатыри)

Слайд 2

4

Прослушивание отрывка из песни Игоря Растеряева «Богатыри»

Про какого богатыря вы услышали в песне?

Мысленно перенесемся в далекие, ушедшие времена - когда росло и ширилось древнерусское государство. В труде и борьбе проходила жизнь русского человека.

Назовите  былинных героев которых вы еще знаете? ( Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович) .

 

 

5

Сообщение подготовленных учащихся

Илья Муромец – самый любимый герой  в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица « на добрые дела». Нравится его уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.

Добрыня Никитич – это верный  товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ чтил  в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и  хамство, хитрость, ложь.

Алеша Попович-  статен, красив, умен ,  сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество высмеивается в былина.

Святогор -Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу.

Микула Селянинович -  Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый  представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.

Михаил Потык —  представитель земской служилой силы, он — непосед, возможно изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника.

Чурила Пленкович  олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него.

 

Слайд 3

 

 

Сообщение сопровождается показом презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

6

Просмотр фрагмента мульфильма «Илья Муромец»

 Про какого богатыря мы смотрели отрывок из мультфильма? Что вы можете сказать про этого богатыря? Какие его качества вы можете отметить?

 

7

  Работа по учебнику

Найдите в  учебнике (стр. 51)  и сформулируйте  правила честного поединка.

 

Слайд 5

 

Работа в группах

8

Слушание музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, предлагаю вам послушать отрывок из произведения. Как называется произведение? Кто автор?

(“Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева)

О каком воине прозвучала музыка из кантаты С. Прокофьева?  Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?

Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.

 

Слайд 6

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра

 

9

Работа с рисунком

Как выглядит Александр Невский?

(Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)

 

Слайд 7

10

 

Работа с пословицами

Выберите пословицу, которая больше всех соответствует теме нашего урока

Кто смел, тот на коня сел.

 

Русский ни с мечом,  ни с калачом не шутит.

 

На вид богатырь, а сердце как у птенца.


Богатырь умрёт —имя его останется.


Богатыря узнаешь на поле брани

.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.


Не родом богатырь славен, а подвигом.

 

Головой думай, а силой борись.

Плохой воин — богатырь для своих знакомых.


 

Слайд 8

 

 

Работа в группах

11

Беседа

А есть ли в наше время люди, которых можно назвать богатырями?  Обоснуйте свой ответ.

 Как Илья Муромец предстает перед нами герой – маршал Великой Отечественной  Георгий Константинович Жуков. Много у него заслуг пере отечеством. Сильный, мужественный, волевой человек. Командовал армиями и всегда выходил победителем.

       21 марта 2010 года погиб Евгений Чернышев, спасая людей из горящего на севере Москвы бизнес-центра. Эвакуация проводилась в сложных условиях открытого горения и сильного задымления. То, что ни один из сотрудников здания не погиб, заслуга полковника Чернышева, который лично руководил операцией спасения. Начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев на пожарах никогда не отсиживался в машине, руководя действиями подчиненных по рации. Всегда бывал в эпицентре. В этот раз никто с уверенностью не мог утверждать, что в горящем здании людей не осталось. Чернышев вернулся, дав команду остальным пожарным оставаться снаружи. Вскоре полковник сообщил, что воздух в его дыхательном аппарате заканчивается. Связь была прервана. Потом в помещении, где он находился рухнула кровля.

      Во время занятий по огневой подготовке в Белогорске Амурской области погиб командир батальона связи майор Сергей Солнечников. После броска военнослужащим срочной службы боевая граната попала в бруствер окопа и оказалась у ног его сослуживцев. Майор накрыл гранату своим телом, защитив солдат от осколков.

Таких примеров можно привести много.

Слайд 9

12

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

В  наши дни мы можем  сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?

 Ребята, в заключение нашего урока  мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.

 

Слайд 10

13

Составление сенквейна

1 строка

1 существительное

 

Работа в группах

2 строка

2

прилагательных

 

3 строка

3

глагола

 

4 строка

Фраза

из 4 слов

 

 

5 строка

Синоним существительного

 

 

 

14

Оценивание работы на уроке

Оценивают внутри группы. ( Выбери тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке)

Слайд 11

15

Домашнее задание

Выберите для себя интересное задание и выполните его дома.

1. Нарисовать защитника Отечества.

2. Написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить презентацию.

3. Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.

Слайд 12

16

Исполнение песни «Богатырская наша сила»

Сегодня на уроке все хорошо поработали, я предлагаю закончить наш урок хорошей песней про богатырей.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики по теме "Нравственные идеалы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока основам религиозной культуры и светской этики в модуле "Светская этика" по теме "Нравственные идеалы".

Целью урока является раскрытие понятия нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.

В ходе урока решаются задачи:

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви  к русскому народу, к русской земле;

- формировать уважительное отношение детей к Родине и её историческому прошлому, вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле поступков, принятых решениях;

- развивать умение работать  в группах, умение высказываться, слушать и слышать, оппонировать.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 447
    • DOCX 45.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Солдатова Людмила Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Солдатова Людмила Павловна
    Солдатова Людмила Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 14867
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе