22.11.13
Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»
Тема: Живая и
неживая природа
Цели: создать условия для открытия новых знаний
учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить
признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов
неживой природы;
развивать
мыслительные процессы;
воспитывать интерес к
изучению окружающего мира.
Формируемые УУД
Личностные:
1) проявлять
доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
2)выражать
положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление,
желание больше узнать;
3) применять правила
делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением
другого человека.
Регулятивные:
1)целеполагание;
2) планирование;
3) контроль;
4) оценка;
5) саморегуляция.
Коммуникативные:
1) Осуществление
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка и
обсуждение вопросов
3)умение с
достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
1) общеучебные
универсальные действия ( поиск и анализ необходимой информации; использование
знаково-символических средств);
2)логические (анализ,
синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для
сравнения);
3)использование
адекватных способов решения проблем.
Оборудование: презентация, камень, доска, молоток, учебник,
лесенка для оценки, плакаты: живая природа, неживая природа, изделие, картинки
живой , неживой природы, изделий, клей, для резерва карточки.
Ход урока
1.Мотивация к
учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы
продолжим увлекательное путешествие по окружающему миру.
-Мы радуемся новым
открытиям человечества.
-Кто из вас желает
научиться открывать новые знания?
Тогда давайте
отправимся в путь.
2. Актуализация
знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Первое , что мы
сделаем, посмотрим в окно. Слайд
- Что вы видите за окном?
- В какую
одну большую группу можно объединить объекты, которые вы назвали? ( окружающий
мир)
Начало
кластера : Окружающий мир
- Перед
вами объекты окружающего мира. На какие две группы можно их разделить
? ( природа и изделия)
- По
какому признаку?
Начало
кластера : Окружающий мир
природа изделия
-
Предлагаю поиграть. Какое задание можно предложить в этой игре?
(
разделить на природу и изделие) И.С. (животные, растения, человек, грибы, солнце воздух, вода,
камни, изделия ) ( после игры)
- Сегодня
наше внимание будет направлено на первую группу объектов окружающего мира –
природа.
- Что мы отнесли к природе? (животные, растения,
человек, солнце воздух, вода, камни)
- На какие две группы
можно разделить объекты природы? ( живая и неживая природа)
Кластер : Окружающий мир
природа изделия
живая неживая
3. Постановка
учебной задачи
- По
каким признакам мы будем определять это объект живой или неживой природы?
- Почему
возникло затруднение?
- Как вы
думаете, какова тема нашего урока?
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Признаки
живой и неживой природы)
- Зачем нам это нужно
знать? (Больше узнать об окружающим нас мире, расширить наш кругозор.)
4. Открытие нового
знания (построение проекта выхода из затруднения)
1. Живая
и неживая природа
-
Предлагаю подумать, чем живые существа отличаются от неживых. Сравним ,
например, живое существо белку и неживое камень .
(По ходу
рассуждений на доске появляются опорные слова для кластера)
1. Размножение
- Посмотрите у белки
детёныши, что это значит? ( живые существа могут размножаться.)
- Принесет ли камень
потомство?
- А если я разломаю
кусочек мела, он ведь тоже «размножится» на множество мелких кусочков, это
значит, что «родились» новые мелки?
(Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел
остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры.)
- А как размножаются
растения? Откройте учебники по закладочке, найдите стр. 71. Рассмотрите
фотографии. Какие растения вы видите?
- На что вы обратили
внимание?
- На первом рисунке
бутон, затем бутон раскрылся и появился цветок. Цветок превратился в плод –
коробочку с семенами.
- Опишите, что
происходило с одуванчиком?
- Подумайте, для чего
растениям семена?
- Что этим
наблюдением мы доказали? ( что растения тоже размножаются)
2. Умирают
- А что будет, если белку
кто- то ранит или она серьёзно заболеет или станет старая?
- Значит, живое
может погибнуть, умереть? А камень может погибнуть?
3. Питаются
- Нужна ли белке
пища? А камню?
- Как питаются
растения?
-Значит живые
существа питаются.
4. Растут
- Посмотрите, что
сталось с детёнышами белки? ( они выросли)
- Что это значит?
(живые существа растут)
- А вырастет камень?
5. Дышат
- Нужен ли белке
воздух ?
- Значит живые
существа дышат. Дышит ли камень?
- А как дышат
растения?
- Дыхание растений
можно хорошо увидеть под водой. При дыхании образуются пузырьки.
6. Двигаются
- Может белка
двигаться? А камень?
-Животные, люди
перемещаются в пространстве. Животные бегают, прыгают, летают, плавают. Их
движение не вызывает сомнение.
- А как двигаются
растения?
Опыт.
- В понедельник мы
поставили на подоконник растение.
Куда были направлены его листочки? ( в сторону класса.)
- Что произошло с
растением за эти 4 дня, куда теперь направлены листочки растения?
- Что это доказывает?
( растения двигаются)
- Как вы еще можете
доказать, что растения двигаются?
- В нашем классе есть растение, которое называется маранта. Листья этого
растения обладают необычной способностью к движению. Если света достаточно, то
листья располагаются горизонтально, если света недостаточно – поднимаются
вверх.
7. Стареют
- Что будет с белкой через много- много лет? (
состарится) – Камень,
река , облако может состариться? –
Какой вывод мы можем сделать из нашего наблюдения, что мы узнали об объектах
живой природы? ( питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут, стареют,
погибают) –
Проверим наши ответы прочитав вывод в учебнике в рамочке с. 71.
Физминутка ( Мальчик)
5. Первичное закрепление
Игра «Живое- неживое»
- А теперь вернемся к нашему заданию и разделим
объекты природы на две группы: живая и неживая природа. ИС
Вывод: Какие объекты
природы мы отнесли к живой природе? Обоснуйте свой ответ
- Какие объекты природы мы отнесли к живой
природе? Обоснуйте свой ответ
Проверка: - На какие две группы вы разделили объекты?
- Что вы отнесли к живой природе? Обоснуйте свой ответ.
- Что вы отнесли к неживой природе? Обоснуйте свой ответ.
7.
Включение нового знания в систему знаний и повторение – работа в группах
- Делимся на три группы
по рядам .
- Для дружной работы
необходимо вспомнить правила работы в группах. (Вспоминают дети)
Работать тихо, не
шуметь.
Не говорить всем
сразу.
Слушать говорящего,
не перебивать, не спорить, а объяснять.
Старший группы
распределяет обязанности так, чтобы каждый участвовал и помогал, чтобы группа
уложилась с ответом в назначенное время.
Задание: 1 гр. – из
предложенных картинок выбрать то, что относится к живой природе.
2 гр. – к неживой
природе
3 гр. – изделия
человека
Физминутка
Проверка ( вывешивают
на доске и защищают)
- Какое у вас было
задание?
- Какие объекты вы
отнесли к живой природе? Обоснуйте свой выбор.
После выступления
групп
-Компьютер считает
быстрее человека, телевизор говорит, самолет летает. Можно ли считать их
живыми? Почему?
8. Рефлексия
учебной деятельности на уроке
- Какую задачу мы
ставили в начале урока? ( узнать признаки живой и неживой природы)
- Решили мы задачу?
- Чему научились? (Отличать
признаки живой и неживой природы)
- Чтобы вы хотели
узнать?( как связаны между собой живая и неживая природа)
- Оцените свою работу
на уроке поставив себя на ту ступеньку, которая соответствует уровню ваших
знаний.
- Кто находится на
самой верхней ступеньке?
3ступ. Мне всё
понятно. У меня всё получалось
2 ступ. Некоторые
задания вызвали затруднение
1 ступ. Многое
непонятно, предстоит поработать.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.