– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей
природы.
– Где жили первобытные люди?
– Какой материал требовался первобытному человеку?
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали
пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была
неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед
силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Работа в учебнике. 1 4 3 4 3
– Откройте учебник на с. 47.
(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего
абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не
зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с
помощью техники).
– К чему привело такое покорение? (Покорение
природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов,
исчезновению многих видов растений и животных).
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет,
такое господство может погубить ее).
– Кто такой человек по отношению к природе? (Он
часть природы).
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?
– Что вы чувствовали?
– А может ли планета заболеть?
– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине
человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых
зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но
необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 Б
класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного
экологического объединения «Экоград Десяточка».На повестке нашего заседания
три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка
лесов, как избавиться от мусора.
– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные
проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника
и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
- Разбиться на группы, собрать информацию,
обсудить собранные сведения.
- Выявить причины проблем.
- Сделать вывод, предлагая меры по решению
этих проблем.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили
обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это
эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях
людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки
экологической этики».
Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;
группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой»,
с. 143-144 – «Бутылочная почва»;
группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер,
с. 133-138 «Горит трава».
Обсуждение проблем1 2 3 4 1 3 43
– Первая проблема – "Как защитить океан от
загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик: Ежегодно
в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов
различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые
отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут
птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки,
банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было
обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая
пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы,
содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и
других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти
людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека
на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в
Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по
охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные
химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они
всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор,
пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других
морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны
природы»,«Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм,
бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова
рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– А что самое главное должно быть в людях, на ваш
взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее,
быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это
тоже часть Природы).
– Переходим к обсуждению второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические
леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в
этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с
вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных
плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно
сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке,
потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к
уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия,
вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода,
разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата,
опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим
экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как
избавиться от мусора?"
Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые
отходы.
Меры поборьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют
заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично,
например, стеклянные банки, бутылки.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.