Автор Николаева Светлана Владимировна
Идентификатор
206-464-284
РАССКАЗЫ О РОДИНЕ.
С. РОМАНОВСКИЙ «МОСКВА»
Цели: познакомить
с рассказом С.
Романовского «Москва»; учить слушать научно-познавательный текст; воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и
культуре России; уважительное отношение к одноклассникам и их работам; учить
моделировать обложку; отрабатывать навык чтения.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему
урока.
− У поэта Михаила Матусовского есть
хорошие стихи:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
− С чего начинается Родина? На этот
вопрос каждый ответит по-своему. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое,
что есть у человека, у гражданина.
Работа
с книжками-самоделками со стихотворениями о Родине.
− Рассмотрите книжки-самоделки на выставке.
Что объединяет
произведения в книжках? (В книжках – самоделках стихи о Родине и иллюстрации к
ним.) Верно. Вы прочитали разные стихи, но на одну тему – о Родине.
− Составим модель обложки к книжкам-самоделкам.
(Учитель составляет модель обложки на доске.)
− У каждого стихотворения есть автор.
Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.
− Каждое стихотворение имеет название. Заменим
заголовок синей рамочкой внизу.
− Как с помощью «заместителя» показать,
что в книжке стихи? (В середине треугольник.)
− Каким цветом закрасим треугольник? Почему? (Красный
треугольник – стихи о Родине.)
Чтение наизусть стихотворений о Родине
подготовленными детьми.
− Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине.
Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед прочтением фамилию автора
и заголовок.
Работа
с выставкой детских рисунков.
Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изображено
и почему.
− Вы правы,
ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких
частей (моя семья, мой дом, мой город).
Что
мы Родиной зовём?
Дом,
где мы с тобой живём,
И
берёзки, вдоль которых
Рядом
с мамой мы идем.
Что
мы Родиной зовём?
Поле
с тонким колоском,
Наши
праздники и песни,
Тёплый
вечер за окном.
Что
мы Родиной зовём?
Всё,
что в сердце бережём,
И
под небом синим-синим
Флаг
России над Кремлём. (В. Степанов)
− Как называется наша Родина? Россия – это страна, в
которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран
мира. В России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары,
чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее
потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа С. Романовского «Москва». Беседа после чтения.
− Послушайте, я буду читать.
− На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние
города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы -
реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был
назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово "Москва"?
Слайд: Москва, Россия, Родина.
− Прочитайте слова. Почему эти слова написаны
рядом?
− У
русского народа есть такая поговорка: «Москва всем городам мать». Почему так
говорят? (Москва - столица нашей Родины. Когда-то, много – много лет
назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стала главным городом
русской земли.)
Словарная работа.
Уроженец – человек, родившийся в каком-либо месте.
Вековые деревья – живущие, существующие столетия, века, очень долго.
Пригляден для жилья – хорошо
подходит для житья.
Пригревки – место, согретое освещенное солнцем.
Росчисть – вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.
Крепостца – небольшая, незначительная крепость.
Крепость – укреплённый оборонительный пункт. Крепостью
называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как
правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится
постоянный гарнизон…
Повторное чтение текста. (Если возникнет необходимость.)
Составление модели обложки.
Учитель работает на доске, а ученики — на своих
листах.
− Положите перед собой лист для моделирования обложки.
− Кто написал рассказ, который вы прослушали? Романовский – это фамилия автора. Заменим фамилию
красной рамочкой вверху. Вот так.
− Как называется рассказ Романовского? Это −
заголовок. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
− Ведите пальчиком, «прочитайте» заголовок.
−
Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся
обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова «рассказ».
− О чем этот рассказ? Рассказ о Родине,
поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.
− Сравните свою работу с образцом на доске.
− Сравните модель вашей обложки с моделью к
стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются «заместителями»
жанра.)
− Как на модели обложки
обозначается
стихотворение? Рассказ? Каким
цветом замещаем тему произведения? Почему на разных моделях цвет темы
одинаковый – красный? (Произведения о Родине.) Какое произведение (Романовского
«Москва» или стихи о Родине) дало вам новые сведения о Москве? Какое затронуло ваши чувства?
Физкультминутка
2. Работа по учебнику.
Работа
с иллюстрацией.
−
Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой
иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой
иллюстрации?
Упражнение в чтении.
Слайд: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.
− Прочитайте слова. Почему слова Москва,
Родина написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.
3. Работа в тетради.
− Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)
Кремль
Сердцем
Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость,
которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.
Да и
само слово город в старину означало ограду, стену, а не само поселение.
Спасская башня
Самая главная и самая красивая – Спасская
башня. На ней установлены главные часы страны – куранты – они показывают точное
московское время.
Москва
– это Красная площадь.
Москва
– это башни Кремля.
Москва
– это сердце России,
Которое
любит тебя.
Весной 1147 года
на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный
Москвой в честь реки, около которой он был заложен.
III.
Итог урока.
− Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто автор
рассказа? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите
заголовок и «прочитайте» хором. (Москва.)
− Мы познакомились с рассказом о Родине.
Для
самостоятельной работы (по желанию): найдите книгу о Москве или
книгу с рассказами о Родине, о природе; рассмотрите с родителями иллюстрации
в учебнике;
раскрасьте рисунок к рассказу в тетради.
Литература
Бескоровайная Л.,
Перекатьева О., Шин С. Сценарии школьных праздников. 2 класс. (Серия «Школа радости»)
− Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. − с. 277−294.
Касаткина, Н. А. Уроки знаний,
классные часы. − Волгоград: Учитель, 2007.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Никулина, М. Ф. Открытый урок. Литературное
слушание в 1-м классе (Начальная школа XXI века) Ресурсный материал: http://festival.1september.ru/articles/211961/
Горовая В. И., Дробот Н.И. и др. Конспекты
уроков по внеклассному чтению. 1-4 кл.: пособие для учителя. − М. : Гуманитар.
изд. Центр ВЛАДОС, 2007 - 207 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные
уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка)−
Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.- 176 с.
Светловская,
Н. Н.
Методика внеклассного чтения: кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 1991.
Я познаю мир: детская энциклопедия:
Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.