Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по литературе (7-8 класс)

Разработка урока по литературе (7-8 класс)

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

БОУ  РА Республиканская гимназия  имени  В.К. ПЛАКАСА

 

 

 

 

В. Шишков. Алые сугробы.

Методическая разработка урока

 

 

 

 

Составитель:

Гуляева Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск 2014


 

Предмет: Русская литература

Тема урока: В. Шишков. Алые сугробы (внеклассное чтение)

Время: 2 часа

Класс: 7-8 классы

Цели и задачи урока:

- помочь ученикам прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи произведения;

- создать условия для формирования  навыков анализа  текста;

- расширения кругозора учащихся;

- воспитание любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный

 

Формы работы:

Групповая – текстологи (работа с текстом «Алые сугробы»),  художники (иллюстрации к рассказу или картины алтайских художников с изображением природы), литературоведы (определение жанра рассказа, антитезы, составление опорной схемы «Антитеза в рассказе В. Я. Шишкова «Алые сугробы»);    

Индивидуальная - выразительное чтение, выборочное чтение, краткий и подробный пересказ, устное   рисование.

 

Оборудование: Презентация учащихся «Творчество В. Я. Шишкова»,  распечатки текста рассказа, физическая  карта  России, аудио голоса птиц тайги, иллюстрации учащихся к рассказу В. Я. Шишкова, репродукции картин Г.И. Чорос-Гуркина, Н. К. Рериха.

 

Литература:

1.     Из серии ЖЗЛ. В. Я. Шишков.

2.     Цесюлевич Л. Рерих и Алтай // Перед Восходом. 1995, № 5. С. 6–7

3.     Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. С. 15.

4.     Рерих Н.К. Цветы Мории... С. 236.

5.     https://ru.wikipedia.org/

 

Предварительная работа: заранее были определены группы учеников.  Первой группе знакомились с легендой об Алтае и Беловодье и биографией В. Я. Шишкова. Ученики второй группы рисовали иллюстрации к рассказу, искали репродукции картин алтайских художников.  Третья группа повторяла теоретический материал к уроку. Весь класс прочитал текст рассказа «Алые сугробы».

 

План урока:

1.     Работа с эпиграфом.

2.     Биография В. Я. Шишкова.

3.      Выборочное чтение текста. Знакомство с героями.

4.     Выразительное чтение. Вступительная часть к рассказу. Легенда о Беловодье.

5.     Пересказ эпизода.  Дорога   до Алтая. Работа с картой.

6.     Выразительное   чтение. Пейзаж «Алые сугробы»

7.     Сжатый пересказ. Путь в горах.

8.     Чтение учителем отрывка.

9.     Работа с выставкой рисунков.   

10.  Создание опорной схемы.

11.  Вывод

12.  Домашнее задание.


 

Ход урока.

Эпиграфы на доске:

                            Алтай очень хорош. Я давно люблю его. Хочется воспеть его, но где взять звучных струн, где мне взять и красоту слова. Алтаю надо молиться, преклонив колени на серебряных его главах…

                                           Из письма  В.С. Миролюбову от 7 июля 1914.г

                 Я люблю Алтай крепко, с каждым годом любовь  моя растет, и не знаю, чем   я возмещу Алтаю ту радость и счастье, которым он меня наделяет каждый    день, каждую минуту. Если  б Я был поэтом,  я воспел бы его, я  бесконечно бы стал прославлять его красоту и мощь.

                                                         Из письма Потанину от  26 мая 1913г.

1.     Работа с эпиграфом.  

Это слова Вячеслава Яковлевича Шишкова, писателя, исследователя, инженера-проектировщика Чуйского тракта, человека, который бывал на Алтае, любил его. Он написал несколько произведений об Алтае. Об одном из них, «Алые сугробы», мы будем сегодня говорить. Мы попытаемся выявить, как автор относится к природе, какими средствами пользуется, изображая природу Алтая.

2.     Компакт-биография  В. Я. Шишкова. Сообщение учащегося с опорой на презентацию (первая группа).

Большая советская энциклопедия: Шишков Вячеслав Яковлевич

21.9(3.10).1873, г. Бежецк, ныне Калининской обл., - 6.3.1945, Москва, русский советский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил Вышневолоцкое техническое училище (1891). Начал печататься в 1908. В очерках и рассказах, отличающихся острой социальной направленностью, сочувствием к тяжёлой судьбе народа, продолжал демократические традиции передовой русской литературы. В 1916 в журнале «Летопись» М.Горький опубликовал повесть Ш. «Тайга». В романе «Ватага» (1923), повестях «Пейпус-озеро» (1924), «Странники» (1931) - жизнь и героическая борьба молодой Советской республики. В романе «Угрюм-река» (т. 1-2, 1933) подняты темы развития и гибели русского капитализма, борьбы рабочего класса против своих угнетателей, рост его революционного сознания. Наиболее значительное произв. Ш. - историческая эпопея «Емельян Пугачев» (кн. 1-3, 1938-45; Государственная премия СССР, 1946), явившаяся крупным вкладом в развитие советского исторического жанра. Основанная на многолетнем изучении исторических документов, эпопея рисует прошлое с позиций современной исторической науки. Колоритный язык, пластичность лепки образов, мастерство пейзажиста - отличительная черты творческой манеры Ш. Награжден орденом Ленина и орденом «Знак Почёта».     

3.     Чтение текста рассказа вслух (знакомство с героями  рассказа  Степаном    и  Афоней).  Проводы самоходов.

Когда-то, и не так давно, жили в селе Недокрытове два закадычных друга, Афоня Недокрытов да Степан Недокрытов, так по селу и прозывались. Оба в самом прыску, молодые, только по обличью не схожи.

Афоня — мужик как мужик, обыкновенный: запах от него крепкий, речь нескладная, весь он какой-то белесый, точно из крупчатки с мякиной сляпан. Степан же — угрюмый, черный, присадистый, голосом груб, взором грозен. Афоня тихий, задумчивый, весь в мечте, весь в сказке. Степан — черту брат: повстречается медведь-стервятник — хвать ножом, как пить даст. Степан самый заправский охотник, медвежатник, Афоня же с дудочкой соловьев любил ловить, а ружья боялся.

И этих-то разных по виду людей судьба скрутила вместе в тугой аркан, вывела в чистое поле и, завязав глаза, стегнула кнутом мечты и отваги — «иди!».

Дело случилось так.

— Ну, так вот, с богом, ребята, со Христом, — сказало все согласье села Недокрытова. — Не жизнь нам здесь, а гроб. Э вот, поглядите-ка, что покойников-то на погосте: крестов, что в лесу деревьев, сами понимать должны. А земля наша — сквозь песок. А дождей который год нету, сами знаете… Чистая смерть, господи помилуй…

— Еще вот что, ребята, — сказал староста Нефед, ласково посматривая на Афоню со Степаном из-под широкополой жеваной шляпы. — Ежели найдете Беловодье, век не забудем вас. Ей-бо… переселимся и работать не дозволим: сидите себе дома на печи, милуйтесь с хозяйками да малину с медом кушайте. Ей-бо!

Поклонились путники всему согласию в ноги, помолились на церковь, на родительские могилы, вскочили в седла и — в дорогу.

Степан еще раз попросил мужиков:

— Не забывайте баб-то наших. В случае чего так…

— С богом! Езжай без сумленья. Сказано — поможем.

Их жены разливались слезами, выли ребятишки.

Мать Афони, сморщенная, маленькая, прытко бежала за сыном, заглядывала в лицо ему, стараясь улыбаться, но глаза захлебывались горем, в глазах качался, вянул белый свет.

— Буди благословение мое… буди благословение…

— Не плачь, мамушка, брось…  Ох, и сказок я тебе расчудесных привезу.

Долго крестила иссохшая старая рука взвившуюся на дороге пыль. Поворот, пригорок — и всадников не стало.

4.          Знакомство со словом  Беловодье.  Чтение  вслух   вступительной  части текста.

Легенда о создании Алтая.  Чтение наизусть легенды Алтай.

Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем  троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе  означает «золото».

5.     Пересказ эпизода.  Дорога   до Алтая. Работа с картой.

Сначала в седле тряслись, потом на пароходе Волгой плыли — вот так река! До чугунки добрались — как пошли отмахивать да как пошли крутить, Урал — вот так это горы! А там и Сибирь — плоская, ровная, а дальше опять река, да не река, речища — Обь… А за речищей опять горы начались, не горы, а горищи — сам Алтай! Господи помилуй, господи помилуй, этакие чудеса на свете есть.

6.     Выразительное   чтение. Пейзаж «Алые сугробы»

·        Весь горизонт уставлен белыми хребтами, только ниже склоны голубели в сизой дымке, а вершины гор хлестали глаз резкой белизной.

·        — Степан, Степан! Глянь-ко, белки!

Степан приподнялся из-под шубы. Перед ними, совсем близко, высились громады гор, их подол и взлобки опущены густым лесом, выше — полоса леса обрывалась, обнажая серые, исчерченные черными ущельями склоны, а вершина хребта придавлена пластами снега, приветливо розовевшего в нежных потоках утренней зари.

Афоня был в одной рубахе. Не чувствуя холода, он дивился на вознесенные к облакам снега. Все гуще алели снежные вершины, все голубей становились сугробы на обрывах и кручах, в ребристых же гранях снег до боли глаз блестел расплавленным стеклом.

Афоня сложил молитвенно руки и шептал, умиляясь:

— Господи, господи, снег-то какой… красный… Так бы и погулял там.

— Может, там смерть наша сидит, — сурово сказал Степан, разжигая костер.

·        Тайга разинула колючую пасть и поглотила их. И в яркий-то день в тайге живет сумрак, теперь же все небо в тучах: путники подвигались наугад, вслепую. Степан  то и дело припадал к земле, шарил мох, пушистый и мокрый, — не было никаких следов.

·        Вечерело. Лучи солнца косо ударяли в снег. Все заалело кругом. От грудастых сугробов и неровностей по алому полю ложились голубые тени, алмазы горели в снегу огоньками. Разливался зимний холод. Лошадь дрожала, от нее клубился пар. А позади, внизу, было лето, зеленела тайга, шумели травы.

— Мороз на дворе, зима… На печку бы…

Вот и снега. Белый, ослепительно сияющий погост. Степан щурится, едва перенося резкий свет, у Афони глаза прикрыты тряпкой. Вначале, по северному склону, плотный наст снега вздымал коня, но лишь перешли на солнце, конь сразу увяз по брюхо. Больших трудов стоило освободить его. Степан стал искать твердого места, но и сам провалился: снег раздрязг от солнца. На Степана напало равнодушие и желание все это разом кончить. Ему припомнилось предостережение мужика — не сворачивать с тропы: путь опасен, в ледниках встречаются огромные трещины, обманно перекрытые снегом: шагнешь — могила. Уж  если сбились, надо друг с другом связаться веревкой, идти гуськом. Где она, тропа? Где веревка? Скорей бы провалиться.

А солнце снижалось, может быть, ночью станет твердый наст, но разве можно дожидаться ночи? Куда во тьме пойдешь, как заночуешь без огня?

7.     Сжатый пересказ. Путь в горах.

8.     Чтение учителем отрывка.

Степан боялся подойти к обрыву: скользко. Он стал ползти. Заглянул в провалище. Бездонная тьма. Сделал руки козырьком, смотрел вниз пристально, долго. Тьма. Стало жутко. Вздрогнул и — ползком назад. Руки закоченели. Всего облепило холодом, сжало, заморозило. Степан взмахнул несколько раз руками, подпрыгивая и стараясь ударить себя по спине, чтобы согреться. Из груди мужика помимо его воли рванулся какой-то лающий, скулящий крик. Еще и еще. Зубы стучали. Степану  ясно: это он скулит, его замерзающее тело мечется, требует: спаси, спаси. Вдруг как-то все ожило, все, что было позади, все вспомнилось. Назад бы, в жизнь бы! Глаза Степана расширились: «Помоги-и-те!» И другая, в левое ухо, кровь огнем кричит: «Так тебе, черту, так… Торчмя башкой… Ну!»

— Помоги-и-те!!

Резкий, отчаянный голос   упал тут же, в ноги, и подхлестнул и взвил душу. Напряг Степан всю силу, какая еще оставалась в нем, какая была в этих алых сугробах, в морозе, в полумгле. Он решительно повернул назад и на бегу, не чувствуя пути, твердил одно и то же:

— Сам сдохну, а тебя, Афоня, выручу… Выручу, выручу, выручу…

Подбежав, он выхватил нож и полоснул в горло дремавшую лошадь. Рухнула, задрыгала ногами и, вывалив язык, грызла снег. Перерезанное горло ее хрипело, хлестала кровь в подставленные ковшом пляшущие пригоршни Степана. Жадно глотал кровь, захлебываясь и урча. И все закровенилось: лицо, борода, рубаха. Глаза пьянели, разжигались. В них быстро нарастала буйная, звериная мощь.

Степан перевел дыхание: «Сыт».

Афоня лежал под двумя шубами недвижимо.

— Афонюшка, товарищ… Повремени чуть-чуть, запри дух… Выручу, не умирай.

Осторожно стащил с него свой полушубок, оделся, плюнул в пригоршню теплой кровью, ударил ладонь в ладонь:

— Айда! Ррррработай!

И, не оглядываясь, только борода тряслась, ударился бежать вперед. Он знает: вот и край перевала. Увидит внизу: дым, огонь, жилище. Он будет звать на помощь, он скатится с кручи к жителям. «Братцы, спасайте человека! Человек замерзает, Афоня… Братцы!..» И чувствует, как коченеет, замерзает сам. Руки совсем зашлись, грудь едва дышит от усталости. Опять та проклятая щель. Как попасть? Волку не перепрыгнуть, широка… Дьявол!

И видит: там, за провалищем, на посеревшем небе, четко маячит всадник.

— Эй!.. — не веря глазам своим, радостно закричал Степан.

Но всадник не остановился.

— Эй! Стой! Стой!

Откуда-то пронесся ветер, взметнул снега, готовил к ночи вьюгу. Степан бросился вдоль бесконечной черной щели, отыскивал узкое место, чтоб перескочить.

— Стой!.. Стой!.. Стой!..

Ветер еще раз ударил вихрем, и не понять: сюда идет или удаляется всадник. Уходит. Ага! Вот, кажется, здесь поуже. Надо перескочить… Уйдет, уйдет…

Вся кровь ударила разом в голову, огонь метнул в глазах: «Спасай». Вложил пальцы в рот, свистнул оглушительно: «Сто-о-ой!!» — перекрестился.

— Эх, пропадай, душа… — и взвился над провалищем.

Страшный, смертный крик пронесся к всаднику. Всадник враз остановил коня.

Задание ученикам: Почему остался живым  физически слабый  Афоня, а не Степан? (Степен заботился о друге, берег  его, всю самую трудную работу брал на себя. Речь Афони обращена к Богу, а речь Степана  -  к  черту. Материнское благословение.  Молитвы.)

9.     Работа с выставкой рисунков (вторая группа). 

   Прокомментируйте,  какой эпизод  рассказа  вы изобразили на рисунке.

Какие художники  написали картины, посвященные природе Горного Алтая?

10.  Создание опорной схемы  (третья  группа).

1.      Литературный жанр -  рассказ.

2.      Особенности    языка   рассказа «Алые сугробы».

  Язык Шишкова яркий, красочный. Широко используются разнообразные средства выразительности:

Эпитеты - мощь – буйная, звериная (в Степане).

Метафора – тайга разинула пасть и проглотила их.

Вот и снега. Белый, ослепительно сияющий погост.

Олицетворения – Лучи солнца ударяли в снег. По алому полю ложились голубые тени.

Градация – Откуда-то пронесся ветер, взметнул снега, готовил к ночи вьюгу.

Просторечия, диалектизмы, фразеологизмы, огромное  количество прилагательных, обозначающих цвет.

Роль  антитезы  в рассказе.

Антитеза – противопоставление.   В рассказе «Алые сугробы» противопоставляется  многое:

* внешность героев,

* манера говорить, восприятие мира

* отношение к природе, практичность,

Даже цель – Беловодье - видят по – разному.

        

11.  Вывод. Обращаемся ко 2 эпиграфу.

Удалось ли Шишкову  воспеть Алтай, сумел ли прославить его красоту и мощь?   

Задание на дом:

На  выбор:

1. Знаете ли  вы, как ваши  предки пришли на Алтай? Сообщение. 

2. В. Я. Шишков – автор проекта Чуйского тракта. Сообщение.

3. Отзыв о рассказе В. Я. Шишкова «Алые сугробы»

 

 

 

 

 

 

 


 

Материалы к уроку:

Беловодье.

Издавна в Уймонскую долину со всех сторон стремились искатели Беловодья — священной страны, где обитают кроткие и справедливые люди, обладающие уникальными знаниями, нам пока не доступными. «В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими — там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье»42, — записал Н.К.Рерих в своём путевом дневнике. Такие легенды о Беловодье послужили сюжетом для нескольких его картин алтайского цикла.

На поиски этой Страны Счастья алтайские староверы шли целыми семьями. «...В самом конце прошлого [XIX] столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путём и не нашли Беловодского Царства»43. Существовали «специальные путеводители, так называемые “путники”, где на крестьянском наречии искажёнными географическими названиями указывалось направление»44 в эту заповедную Страну. В книге Р.П.Кучугановой «Уймонские староверы» упоминается одно из таких описаний, взятое из «путника» (дневника), хранящегося в Верхнем Уймоне, в Музее старообрядческого быта: «На Беловодье надобно ехать до города Бийска... до деревни Устюбы. Потом путь пройдёт через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше...»45

Маршрут в Беловодье был известен некоторым жителям долины, правда, описание его было весьма пространным: «...Пойдёшь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь, но коли не затеряешься, то придёшь к солёным озерам. Самое опасное это место. Много людей уже погибло в них. Но коли выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота. И дойдёшь ты до гор Богогорше, а от них пойдёт ещё труднее дорога. Коли осилишь её, придёшь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье»46.

Трудно было придерживаться пути шириною от Иртыша до Аргуни, но люди всё равно шли; некоторые возвращались, другие пропадали, а кто возвращался — рассказывали о том, что мало преодолеть все физические препятствия: попасть в Беловодье могут только чистые духом. Подходили они близко к Заповедной Стране, уже слышали и колокольный звон, и крики петухов, и мычание коров, но напускался туман, и пройти было невозможно. «...Непозванный не дойдёт»47.

Н.К.Рерих упоминает в своих записях некую «замечательную   книгу», содержащую «сведение о том, что в 1925 году на Волге, в городе  Костроме, скончался старец, в бумагах которого нашли путь к святыням светлых Обителей Гимавата. И староверы сибирские по-прежнему идут в священное   Беловодье; стремятся к высшему общению с Богом»48.

Фёкла Семёновна Бочкарёва из рода Атамановых, всю жизнь прожившая в Верхнем Уймоне, так рассказывала о Беловодье в 1982 году: «Надо искать Беловодье, потом  что там горячие целебные воды. Да не даётся оно всем, Беловодье. Недостойный, неправедный душой не попадёт туда. Беловодье-то, сказывают, между  Бухтармой  и Китаем. Широко место-то. Зиновья Харитоновна Соколова, в деревне её  все  Соколихой звали, с сыновьями (у неё парни были 15 – 17 лет, да и сама-то немолода была, лет 50 поди было) искали Беловодье, ушли из деревни. Сказывают люди, будто она письмо присылала, да адрес свой не указала. Старики говорили: “Есть оно, Беловодье-то, есть. Добраться туда нелегко, подойдут люди близко-близко, на другом берегу петухи кричат, коровы мычат, а туман-то, туман, синё аж! Застелет всё... Кто не грешный-то, тот и проходил, поди”»49.

Тот же рассказ про Соколиху слышал и Николай Константинович в 1926 году в Верхнем Уймоне, и он отметил его в своих дневниковых записях.

Жители Уймона были уверены, что Рерихи успели побывать в Беловодье за то короткое время, что жили в селе. Доктор исторических наук В.Е.Ларичев в работе «Н.К.Рерих и сотоварищи в Сибири» приводит рассказ дочери Атаманова — Агафьи Вахрамеевны: «“Они и на Беловодье были! Три дня там гуляли. Идёшь, с одной стороны — горы, с другой — болота. Никто не может доехать. Туман покрывает, только петухи слышны. А им раскрылось. Фотографии показывали оттуда. Василисе скатерть подарили, кому-то рубаху оттуда. Скатерть белая, вышитая чёрными цветами. Шаль белую вязаную. Из Беловодья всё”. Нашлись, правда, бородатые скептики, кто захотел сбить с толку Агафью, ядовито спрашивая:

“А что ж они на Беловодье-то не остались, коли там были?” Рассказчица, однако, парировала сомневающихся вполне уверенно: “А сам [Н.К.Рерих] ответил, что и другие страны повидать надо, и многое что сделать”».

Позже, 27 сентября 1929 года, на собрании сибирских друзей Музея Н.Рериха в Нью-Йорке, Николай Константинович рассказывал: «...Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым  Беловодье».

 

 

 Где-то в горных массивах Азии, в неведомом нам далеком местечке, уцелела «допотопная» Шамбала, страна, значит, такая… Допотопная в том смысле, что не плохая, а древняя, еще до потопа существовала. Еще говорят, что заселена она была бессмертными людьми, пришедшими «с неба», были они мудры и умны к тому же. А правил теми людьми камень — Шамбала, обладал он великой таинственной силой и властью над людьми.

 Много экспедиций отправлялись на поиски Шамбалы и волшебного камня. Ищут Шамбалу и по сей день. И следы отыскались… у нас на Алтае! Не верите? А вы попробуйте поискать сами. Шамбалу найти не сложно. Камень умеет сиять зарей, радугой, умеет звенеть песней птиц   и звоном ручьев. Говорят, он может излечить от любой болезни, но только… не от любви! Ищите, дерзайте, пусть повезет вам. Шамбала ждет вас и только вас…

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по литературе (7-8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока по литературе (региональный компонент) для учеников 7-8 классов. Рассказ В.Я. Шишкова "Алые сугробы". 

Предмет: Русская литература

Тема урока: В. Шишков. Алые сугробы (внеклассное чтение)

Время: 2 часа

Класс: 7-8 классы

Цели и задачи урока:

- помочь ученикам прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи произведения;

- создать условия для формирования  навыков анализа  текста;

- расширения кругозора учащихся;

- воспитание любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный

 

Формы работы:

Групповая – текстологи (работа с текстом «Алые сугробы»),  художники (иллюстрации к рассказу или картины алтайских художников с изображением природы), литературоведы (определение жанра рассказа, антитезы, составление опорной схемы «Антитеза в рассказе В. Я. Шишкова «Алые сугробы»);   

Индивидуальная - выразительное чтение, выборочное чтение, краткий и подробный пересказ, устное   рисование.

 

Оборудование: Презентация учащихся «Творчество В. Я. Шишкова»,  распечатки текста рассказа, физическая  карта  России, аудио голоса птиц тайги, иллюстрации учащихся к рассказу В. Я. Шишкова, репродукции картин Г.И. Чорос-Гуркина, Н. К. Рериха.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 490 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1604
    • DOCX 42.7 кбайт
    • 33 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гуляева Любовь Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гуляева Любовь Александровна
    Гуляева Любовь Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5392
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции