Урок по литературе. 5 класс.
Тема: «И.А. Крылов. Басни»
Оборудование:
·
Интерактивная доска
·
Презентация «Биография
И.А. Крылова»
Цели:
·
Обучающие:
1.
Расширить знания о жизни и
творчестве И.А.Крылова
2.
Научить определять жанр
басни
3.
Ввести литературоведческие
термины: басня, аллегория, мораль
·
Развивающие:
1.
Развивать навык
осознанного чтения.
2.
Создавать мотивацию для
дальнейшего изучения творчества И.А. Крылова
·
Воспитательные:
1.
Воспитывать интерес к
классической литературе
2.
Воспитывать нравственные
качества личности.
ХОД УРОКА
1) Вступительное
слово учителя:
Сегодня мы с вами
сделаем еще одно открытие.
Имя И.А.Крылова
уже знакомо вам из начальной школы.
Обратите внимание
на эпиграфы.
1)
Как вы их понимаете?
2)
Запишите их в тетрадь.
Вся жизнь И.А.
Крылова подтверждает верность высказывания мудрого греческого философа. Пережил
он очень много и как это ни парадоксально, ничто не помешало ему быть гением.
Об этом наш рассказ.
3)
Презентация «Биография
И.А.Крылова». Комментарии 2 учеников.
? что вы открыли для себя?
О чем бы хотели прочитать?
ОЦЕНКА
4)
Обращаясь к теме, мы
знакомимся с новым литературным жанром. Басня – что это?
В помощь вам даны карточки-информаторы, которые вы вклеите в свои
тетради. (зачитать определение басни)
Конечно, понятно,
что художественная литература – это источник знаний, с помощью которого авторы
делятся своими чувствами и опытом.
? Почему
иносказательно?
Почему нельзя
прямо сказать человеку о его недостатках или выразить свое недовольство
существующим государственным порядком?
Для избежания конфликтов
с цензурой баснописцы еще с времен Эзопа прибегали к особому литературному
приему АЛЛЕГОРИИ. (см. карточку-инфоматор) (зачитать)
Вернемся к понятию
БАСНИ. Каждое поучение должно содержать вывод. Как он называется в басне? (
МОРАЛЬ см. карточку.) (зачитать)
5)
Ну а теперь настало время
обратиться непосредственно к басням. Сам Крылов был великолепным актером. В
доме директора библиотеки Оленина часто устраивались литературные вечера, игры
в шарады, и соперничать с Крыловым мог только Н.В. Гоголь, который изумительно
играл животных.
6)
Ребята подготовили нам
маленький спектакль.
ИНСЦЕНИРОВКА «Ворона и Лисица»
? Узнали ли вы басню?
В чем ошибка Вороны?
Послужила ли ей потеря сыра жизненным опытом?
ОЦЕНКА
7)
Эта басня всем хорошо
знакома. А сейчас вы покажете, что прочитали дома.
«Эстафета»- по рядам написать названия басен, не повторяясь.
ИТОГИ.
8)
? Кто является героями
произведений? (звери)
Как называется такой прием? (аллегория)
Каждый из образов животных содержит определенный набор качеств
характера.
9)
На доске названия
животных, рядом – качества характера. Распределите качества по их обладателям.
Животные: волк, ягненок, лиса, мартышка, осел, лев,
змея
Качества: сила,
злоба. Беспощадность, слабость, беззащитность, хитрость, лживость, глупость,
хвастовство, упрямство, власть, подлость.
? Кем из животных вы
хотели бы пополнить список?
Почему?
10)
Попробуем найти один из
источников мудрости Крылова, опираясь на его биографию.
Интерес к народу и его творчеству.
Народ всегда обращал внимание на ошибки людей. И свой
опыт сохранил в одном из жанров фольклора. Краткий, поучительный, он напоминает
МОРАЛЬ.
? Как он называется? (пословица)
11)
Я предлагаю собрать
осколки пословиц воедино. Восстановить их и разъяснить, как вы их понимаете.
Пословицы на доске.
? К какой жизненной ситуации они применимы?
12)
Сегодня мы озвучим одну из
басен по ролям. «Свинья под Дубом»
ДОСКА: невежа, невежда – ученик пишет толкование слов.
? Почему употреблено слово «невежда»?
13)
Подведем итог нашего
урока.
·
Какой жанр литературы вы
для себя открыли?
·
Как узнать басню среди
других стихотворных произведений?
·
Нужны ли нам басни сегодня?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1)
Выразительное чтение «Волк
на псарне»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.