Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / ИЗО, МХК / разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)

разработка урока по ИЗО на тему "Народная праздничная одежда" (5 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Название документа 5 класс народный костюм Урок 7.doc


5 класс Урок 7.

Народная праздничная одежда

Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах русского национального костюма.

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний.

Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поко­лениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конеч­но, в одежде.

Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали зако­ны представлений о мире.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основа­ны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точ­ками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно- подводный мир.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Рубаха - основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляно­го полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались во­рот, оплечья, грудь, подол.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи - «сенокосицы». Ее

носили без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее

ее владелица. Счита­лось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жиз­ненные силы, а вышивки с сим­воликой плодородия давали зем­ле плодородные силы.

Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узор­ной полосой, тесьмой, серебря­ным кружевом, узорными пуго­вицами.

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Голову в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - коруна. На конце

длинной косы - косник из бисера.

На юге России вместо сарафана носили поневу - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды - ромбы, волнистые линии, древо жизни, птицы, Берегини. Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.



По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани, украшенный вышивкой.

Свадебный костюм - самый нарядный и торжественный.

Свадьба - это священный обряд. Древние крестьяне свято вери­ли, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе должны быть соблюдены все ритуалы и приметы, имеющие большое значение.

Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил и напастей и символами, утверждающими сча­стье, долголетие, здоровое потомство.

- Подумайте, какие это должны быть символы?

Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была руба­ха-косоворотка. Ее шили из белой, синей или красной ткани - и укра­шали вышивкой. Порты завязывались на шнурке вокруг талии. Бога­тые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты,

а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а

на голову шапку из сукна или войлока.

III. Закрепление Знаний.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимне­го или летнего), обговорить заранее величину фигур. Жела­тельно изобразить несколько фигур в различных ракурсах (для последующей коллективной работы).

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображениями народного костюма.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии.

V. Анализ работ.



Урок 8.

Народная праздничная одежда (продолжение)

Цель: закрепление знаний учащихся об особенностях русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве

мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах русского национального костюма.


I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

III. Сообщение новых знаний.

Головной убор - очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный

слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник

от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока.

Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц.

Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх



кокошника набрасывали фату из тон­кой узорчатой ткани.

IV. Актуализация опорных знаний.

- О чем может рассказать нам русский народный кос­тюм?

- Как перекликаются украшения женского русского кос­тюма и фронтона крестьянской избы?

Фронтон избы и верхняя часть женского костюма имеют много общего. Они

образно связаны с небом и светом. Имеют символы солнца и воды.

Подол женского сарафана или рубахи украшен узорами с символами земли, а

пояс - символами подземного мира.

Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.

V. Практическая работа.

Задание: завершение эскиза праздничного народного костюма.

VI. Анализ работ.

VII. Домашнее задание.

1) Подготовиться к обобщающему уроку «Народные гуля­нья». Детям раздаются слова частушек и народной за­певки «Селезенька утку любил».

2) Подобрать и записать старинные русские поговорки и пословицы.


























hello_html_7b36631f.png

hello_html_509bc337.png



hello_html_1f21eebd.jpg









hello_html_1adc0c20.jpg













hello_html_31b4f8b5.png


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА



Женская праздничная одежда


hello_html_m42d0fde4.pnghello_html_6af282d8.png



Севера России Юга России











МУЖСКОЙ КОСТЮМ




hello_html_m363a4483.png











Костюм южных губерний



hello_html_maf3764.png



1 - понева


2 - рубаха


3 – передник


4 – «сорока» с платком



Женский головной убор


hello_html_80e79ac.pnghello_html_m69af8d81.png

hello_html_79fe6868.pnghello_html_m5e29b7cf.pnghello_html_m70aeac29.png

hello_html_m6401974c.pnghello_html_m3d31cc44.pnghello_html_3a7acc01.png

hello_html_39215a0a.png

  • ИЗО, МХК
Описание:

Народная праздничная одежда

Цель: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, воспитывать любовь к прекрасному на примерах  русского национального костюма.

Интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поко­лениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конеч­но, в одежде.

Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали зако­ны представлений о мире.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основа­ны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?

Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точ­ками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно- подводный мир.

Автор Тищенко Ольга Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 2500
Номер материала 31200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»