Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по Истории Народов Казахстана 5 класс на тему "Депортация карачаевцев и болгарцев на территорию Казахстана"

Разработка урока по Истории Народов Казахстана 5 класс на тему "Депортация карачаевцев и болгарцев на территорию Казахстана"

Скачать материал

Депортация карачаевцев и болгарцев в Казахстан.

Цель урока:

Обучающая: дать понятие о дружбе народов живущих в Казахстане, о понятии депортация, рассказать о карачаевцах и болгарцах.

Развивающая: развивать навыки беглого чтения эмоционального восприятие прочитанного, умения отвечать на вопросы.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Форма: коллективная

Методы: Работа у доски, наглядный, словесный.

Оборудование: картинки, пословицы - эпиграф урока.

На доске запись: В единстве - сила.

Ход урока:

Организационный момент.

Психологический настрой

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь,

И при этом не стесняюсь.

Слово «Здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю

Хватить места на земле

Людям всем, животным, мне

Чтоб земля моя цвела Я

Желаю всем добра.

II. Слово учителя 

– Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных национальностей,

 с разной культурой. Мы живем в стране, которую люди разных народов считают своей Родиной.

 А их язык, культура, обычаи составляют неповторимое лицо нашей страны, ее богатство.    «Н. Ә. Назарбаев. »

III. Бей ответом прямо в цель. Назовите праздники в РК. 

Праздничные дни, отмечаемые в Республике Казахстан:

национальный праздник:

День независимости – 16–17 декабря;

 

государственные праздники:

Новый год – 1–2 января;
Международный женский день – 8 марта;
Наурыз мейрамы – 21–23 марта;
Праздник единства народа Казахстана – 1 мая;
День защитника Отечества – 7 мая;
День Победы – 9 мая;
День столицы – 6 июля;
День Конституции Республики Казахстан – 30 августа;
День Первого Президента Республики Казахстан – 1 декабря.

4. Изучение новой темы.

Депорта́ция наро́дов — одна из форм политических репрессий в СССР[1]. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентность[2] и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания[3].

По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцынемцы,финны-ингерманландцыкарачаевцыкалмыкичеченцыингушибалкарцыкрымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.

Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики и другие

Депортация карачаевцев

По переписи 1939 года на территории Карачаевской АО проживало 70 301 карачаевец[12]. С начала августа 1942 и по конец января 1943 года она находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября постановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР[11]. В этих документах причины выселения объяснялись

«В связи с тем, что в период оккупации многие карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью, предавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы в Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь»[11][13].

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев[13]. Из них в пути погибли 653 человека. Около 50% депортированных были дети и подростки в возрасте до 16 лет, 30% - женщин и 15% мужчин. Призванные в Красную Армии карачаевцы были демобилизованы и депортированы 3 марта 1944 года[

Депортация балкарцев

24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения»[13]. За день до этого Берия, Серов и Кобулов провели встречу с секретарём Кабардино-Балкарского обкома партии Зубером Кумеховым, в ходе которой было намечено в начале марта посетить Приэльбрусье[11]. 2 марта Берия в сопровождении Кобулова и Мамулова съездил в Приэльбрусье, сообщив Кумехову о намерении выселить балкарцев, а их земли передать Грузии, чтобы та могла иметь оборонительный рубеж на северных склонах Большого Кавказа. 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР, а 8-9 марта началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека»

Балкарцы и карачаевцы - древнейший тюркоязычный народ Северного Кавказа. В их этногенезе важную роль сыграли древние болгары, аланы, атакже половцы. С древних пор известны соседним народам своим миролюбием и трудолюбием. Они признаны лучшими животноводами на Северном Кавказе. Отгонная форма скотоводства - оптимальный вид хозяйства в той географической среде, которая явилась средой обитания данного этноса. Балкарцы и карачаевцы последние несколько десятилетий развиваются обособленно. Предлогом для депортации явилось огульное обвинение балкарцев и карачаевцев в сотрудничестве с немцами и в измене родине. С началом войны практически все взрослое население, подлежащее призыву и армию, ушло на фронт, оставшиеся в тылу работали для фронта. После изгнания гитлеровцев с Кавказа прошло около года и за "измену" теперь выселяли женщин, стариков, детей.

Насильственное выселение оставило незаживающую рану в душе каждого носителя данного этноса и имело самые трагичные последствия. Депортация породила целый ряд проблем в области политики, экономики, культуры, которые сегодня связаны вединый узел и усложняют многие вопросы нынешнего развития депортированных народов.

Балкары и карачаевцы как и другие депортированные народы понесли большие демографические потери. В результате болезней, голода, перемены климата и т. п. за 1943-1948 годы, по самым скромным подсчетам погибло более 1/3 депортированных. Только в 1949 году абсолютная численность родившихся на немного превысилачисленность умерших. В основном умирали дети - будущее народа и в результате произошло нарушение нормального воспроизводства этноса.Отсюда демографические потери гораздо выше, чемв абсолютных цифрах. Определенная часть людей в силу различных причин не смогла вернуться народину с мест депортации. Различными силами, партиями в последние годы делаются попытки помочь их возвращению, но вопрос о организованном возвращении этих людей пока не решен. Без целенаправленной помощи государства решение данной проблемы остается невозможной.

Традиционный хозяйственный уклад балкарцеви карачаевцев был нарушен. В местах их компактного проживания инфраструктура не развивается, за прошедшие после возвращения годы должного внимания поднятию экономики балкарских и карачаевских населенных пунктов, развитию объектов соцкультбыта не уделялось. Специальные средства, выделенные Советом Министров РСФСР н 1957 и 1958 годах на обустройство населения и поднятию уровня жизни оседали в других местах, а не в районах компактного проживания балкарского и карачаевского народа. В результате в балкарских и карачаевских селах нет рабочих мест и особенно молодежи сложно трудоустроиться.

Многие традиционные села, насчитывающие не одну сотню лет были стерты с лица земли. Балкарцы и карачаевцы утратили многие элементы материальной национальной культуры - типы жилых, хозяйственных, культовых и оборонных построек/сакли, заградительные стены, склепы, жилые,полубоевые и боевые башни/. Навсегда утеряны дивные мужские и женские украшения из драгоценных металлов, переходившие из поколения в поколение. Депортация, ломка всего уклада жизни привела к потере многих видов ремесел, типов одежды, обуви, домашней утвари, блюд национальной кухни и т.п.

Большие потери понес карачаево-балкарский язык не только в области нарицательной лексики. В связи с депортацией были изъяты из употребления многие топонимические названия с территории Карачая и Балкарии, или же до неузнаваемости исковерканы, их транскрипция часто неверна.

Депортация и лишения, потери нанесли очень сильный удар по духовной культуре народа. Был нанесен большой ущерб психологии балкарцев и карачаевцев. Насильственная ломка динамического стереотипа карачаевцев и балкарцев оставила внаследство глубокую фрустрацию, которая эмоционально закрепилась в душе каждого спецперселенца в виде безотчетного страха, неуверенности, которая передается и новым поколениям. Навсегда утерянными оказались многие народные праздники, по которым существенный урон был нанесен еще в 30-ые годы в период борьбы с так называемыми "пережитками прошлого". Затем наступили времена, когда решался вопрос физического выживания этноса, гибло старшее поколение - носители традиций, а с ними - и сами традиции. Духовная культура очень тесно связана с религией. Борьба с культами, обрядами, национальными традициями, потери в духовной сфере привели к обесцениванию национальной культуры, которая перестала играть свою адаптирующую роль вобществе. В результате этого у молодого поколения не выработались защитные механизмы против негативных сторон жизни. Это явилось одной из причин распространения пьянства среди одного из самых трезвых народов на Северном Кавказе.

Насильственное выселение разорвало традиционные узы фамильного и кровного родства, которые всегда были крепки у балкарцев и карачаевцев. У этих народов всегда был высок порог ответственности за свои поступки перед семьей, перед сородичами, что являлось одной из причин отсутствия воровства и каких-либо серьезных преступлений. Сегодня многие понятия нравственности размыты, в первую очередь, из-за падения былых ценностей и авторитетов.

Депортация нанесла серьезный урон и истории этих народов. Практически перед войной было начато систематическое изучение истории карачаевцев и балкарцев, были сделаны первые шаги в подготовке национальных кадров. Война приостановила этот процесс. А затем название этого народа исчезло с карты Северного Кавказа. История карачаевцев и балкарцев не только не изучалась, ноих вообще не было принято упоминать. Вопросы истории Северного Кавказа рассматривались игнорируя не только роль, но и проживание карачаевцев и балкарцев на Северном Кавказе. В результате такого подхода в науке закрепились ряд неверных положений. Сегодня, когда растет самосознание всех народов, необходимо пересмотреть многие вопросы оместе и роли тюркских народов Кавказа. Безотлагательно стоит вопрос о психологической реабилитации депортированных народов. Устоявшиеся стереотипы трудно ломать и потребуется немало сил и времени для восстановления исторической правды.

5. Собрать цветок толерантности

Вы должны подумать какие качества у цветка толерантности.

 - уважение мнения и прав других

 - уважение человеческого достоинства

 - чуткость     

 - сотрудничество

 - желание что - либо делать вместе.

6. Собери пословицы:

7. Домашнее задание.

Написать мини – сочинение на тему: «Дружба народов».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по Истории Народов Казахстана 5 класс на тему "Депортация карачаевцев и болгарцев на территорию Казахстана""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Депортация карачаевцев и болгарцев в Казахстан.

Цель урока:

Обучающая: дать понятие о дружбе народов живущих в Казахстане, о понятии депортация, рассказать о карачаевцах и болгарцах.

Развивающая: развивать навыки беглого чтения эмоционального восприятие прочитанного, умения отвечать на вопросы.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Форма: коллективная

Методы: Работа у доски, наглядный, словесный.

Оборудование: картинки, пословицы - эпиграф урока.

На доске запись: В единстве - сила.

Ход урока:

Организационный момент.

Психологический настрой

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь,

И при этом не стесняюсь.

Слово «Здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю

Хватить места на земле

Людям всем, животным, мне

Чтоб земля моя цвела Я

Желаю всем добра.

II. Слово учителя 

– Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных национальностей,

 с разной культурой. Мы живем в стране, которую люди разных народов считают своей Родиной.

 А их язык, культура, обычаи составляют неповторимое лицо нашей страны, ее богатство.    «Н. Ә. Назарбаев. »

III. Бей ответом прямо в цель. Назовите праздники в РК. 

Праздничные дни, отмечаемые в Республике Казахстан:

национальный праздник:

День независимости – 16–17 декабря;

 

государственные праздники:

Новый год – 1–2 января;
Международный женский день – 8 марта;
Наурыз мейрамы – 21–23 марта;
Праздник единства народа Казахстана – 1 мая;
День защитника Отечества – 7 мая;
День Победы – 9 мая;
День столицы – 6 июля;
День Конституции Республики Казахстан – 30 августа;
День Первого Президента Республики Казахстан – 1 декабря.

4. Изучение новой темы.

Депорта́ция наро́дов — одна из форм политических репрессий в СССР[1]. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентность и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания.

По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцынемцы,финны-ингерманландцыкарачаевцыкалмыкичеченцыингушибалкарцыкрымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.

Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики и другие

Депортация карачаевцев

По переписи 1939 года на территории Карачаевской АО проживало 70 301 карачаевец. С начала августа 1942 и по конец января 1943 года она находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября постановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР. В этих документах причины выселения объяснялись

«В связи с тем, что в период оккупации многие карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью, предавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы в Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь».

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев. Из них в пути погибли 653 человека. Около 50% депортированных были дети и подростки в возрасте до 16 лет, 30% - женщин и 15% мужчин. Призванные в Красную Армии карачаевцы были демобилизованы и депортированы 3 марта 1944 года

Депортация балкарцев

24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». За день до этого Берия, Серов и Кобулов провели встречу с секретарём Кабардино-Балкарского обкома партии Зубером Кумеховым, в ходе которой было намечено в начале марта посетить Приэльбрусье. 2 марта Берия в сопровождении Кобулова и Мамулова съездил в Приэльбрусье, сообщив Кумехову о намерении выселить балкарцев, а их земли передать Грузии, чтобы та могла иметь оборонительный рубеж на северных склонах Большого Кавказа. 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР, а 8-9 марта началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека»

Балкарцы и карачаевцы - древнейший тюркоязычный народ Северного Кавказа. В их этногенезе важную роль сыграли древние болгары, аланы, атакже половцы. С древних пор известны соседним народам своим миролюбием и трудолюбием. Они признаны лучшими животноводами на Северном Кавказе. Отгонная форма скотоводства - оптимальный вид хозяйства в той географической среде, которая явилась средой обитания данного этноса. Балкарцы и карачаевцы последние несколько десятилетий развиваются обособленно. Предлогом для депортации явилось огульное обвинение балкарцев и карачаевцев в сотрудничестве с немцами и в измене родине. С началом войны практически все взрослое население, подлежащее призыву и армию, ушло на фронт, оставшиеся в тылу работали для фронта. После изгнания гитлеровцев с Кавказа прошло около года и за "измену" теперь выселяли женщин, стариков, детей.

Насильственное выселение оставило незаживающую рану в душе каждого носителя данного этноса и имело самые трагичные последствия. Депортация породила целый ряд проблем в области политики, экономики, культуры, которые сегодня связаны вединый узел и усложняют многие вопросы нынешнего развития депортированных народов.

Балкары и карачаевцы как и другие депортированные народы понесли большие демографические потери. В результате болезней, голода, перемены климата и т. п. за 1943-1948 годы, по самым скромным подсчетам погибло более 1/3 депортированных. Только в 1949 году абсолютная численность родившихся на немного превысилачисленность умерших. В основном умирали дети - будущее народа и в результате произошло нарушение нормального воспроизводства этноса.Отсюда демографические потери гораздо выше, чемв абсолютных цифрах. Определенная часть людей в силу различных причин не смогла вернуться народину с мест депортации. Различными силами, партиями в последние годы делаются попытки помочь их возвращению, но вопрос о организованном возвращении этих людей пока не решен. Без целенаправленной помощи государства решение данной проблемы остается невозможной.

Традиционный хозяйственный уклад балкарцеви карачаевцев был нарушен. В местах их компактного проживания инфраструктура не развивается, за прошедшие после возвращения годы должного внимания поднятию экономики балкарских и карачаевских населенных пунктов, развитию объектов соцкультбыта не уделялось. Специальные средства, выделенные Советом Министров РСФСР н 1957 и 1958 годах на обустройство населения и поднятию уровня жизни оседали в других местах, а не в районах компактного проживания балкарского и карачаевского народа. В результате в балкарских и карачаевских селах нет рабочих мест и особенно молодежи сложно трудоустроиться.

Многие традиционные села, насчитывающие не одну сотню лет были стерты с лица земли. Балкарцы и карачаевцы утратили многие элементы материальной национальной культуры - типы жилых, хозяйственных, культовых и оборонных построек/сакли, заградительные стены, склепы, жилые,полубоевые и боевые башни/. Навсегда утеряны дивные мужские и женские украшения из драгоценных металлов, переходившие из поколения в поколение. Депортация, ломка всего уклада жизни привела к потере многих видов ремесел, типов одежды, обуви, домашней утвари, блюд национальной кухни и т.п.

Большие потери понес карачаево-балкарский язык не только в области нарицательной лексики. В связи с депортацией были изъяты из употребления многие топонимические названия с территории Карачая и Балкарии, или же до неузнаваемости исковерканы, их транскрипция часто неверна.

Депортация и лишения, потери нанесли очень сильный удар по духовной культуре народа. Был нанесен большой ущерб психологии балкарцев и карачаевцев. Насильственная ломка динамического стереотипа карачаевцев и балкарцев оставила внаследство глубокую фрустрацию, которая эмоционально закрепилась в душе каждого спецперселенца в виде безотчетного страха, неуверенности, которая передается и новым поколениям. Навсегда утерянными оказались многие народные праздники, по которым существенный урон был нанесен еще в 30-ые годы в период борьбы с так называемыми "пережитками прошлого". Затем наступили времена, когда решался вопрос физического выживания этноса, гибло старшее поколение - носители традиций, а с ними - и сами традиции. Духовная культура очень тесно связана с религией. Борьба с культами, обрядами, национальными традициями, потери в духовной сфере привели к обесцениванию национальной культуры, которая перестала играть свою адаптирующую роль вобществе. В результате этого у молодого поколения не выработались защитные механизмы против негативных сторон жизни. Это явилось одной из причин распространения пьянства среди одного из самых трезвых народов на Северном Кавказе.

Насильственное выселение разорвало традиционные узы фамильного и кровного родства, которые всегда были крепки у балкарцев и карачаевцев. У этих народов всегда был высок порог ответственности за свои поступки перед семьей, перед сородичами, что являлось одной из причин отсутствия воровства и каких-либо серьезных преступлений. Сегодня многие понятия нравственности размыты, в первую очередь, из-за падения былых ценностей и авторитетов.

Депортация нанесла серьезный урон и истории этих народов. Практически перед войной было начато систематическое изучение истории карачаевцев и балкарцев, были сделаны первые шаги в подготовке национальных кадров. Война приостановила этот процесс. А затем название этого народа исчезло с карты Северного Кавказа. История карачаевцев и балкарцев не только не изучалась, ноих вообще не было принято упоминать. Вопросы истории Северного Кавказа рассматривались игнорируя не только роль, но и проживание карачаевцев и балкарцев на Северном Кавказе. В результате такого подхода в науке закрепились ряд неверных положений. Сегодня, когда растет самосознание всех народов, необходимо пересмотреть многие вопросы оместе и роли тюркских народов Кавказа. Безотлагательно стоит вопрос о психологической реабилитации депортированных народов. Устоявшиеся стереотипы трудно ломать и потребуется немало сил и времени для восстановления исторической правды.

5. Собрать цветок толерантности

Вы должны подумать какие качества у цветка толерантности.

 - уважение мнения и прав других

 - уважение человеческого достоинства

 - чуткость     

 - сотрудничество

 - желание что - либо делать вместе.

6. Собери пословицы:

7. Домашнее задание.

 

Написать мини – сочинение на тему: «Дружба народов».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 447
    • DOCX 28.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акимбаева Динара Романовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акимбаева Динара Романовна
    Акимбаева Динара Романовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3007
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 206 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе