Ассирийская держава
План.
1. Местоположение и
природа Ассирии.
2. Ассирийская армия и
завоевания Ассирии.
3. Столица державы
Ниневия.
4. Глиняная библиотека.
Учитель: Здравствуйте,
проверьте всё ли вы приготовили к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаши,
дневник). Садитесь.
Слово учителя: Ребята знания можно получить
двумя способами:
- выслушать рассказ
учителя и попробовать его запомнить, так больше узнаешь, но мудрее не станешь;
- а можно постараться
добыть знания самостоятельно, работая с разными историческими источниками.
В результате и узнаешь
новое и научишься сам добывать знания.
Давайте представим, что
мы с вами агенты туристического бюро.
Наше бюро сегодня
посетили гости.
- Уважаемые гости
нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие
по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического
бюро – ребята 5 «а» класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы
многое узнаете об удивительной стране – Ассирия.
(Слайд
– План урока)
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать Древний Восток, познакомимся с
историей образования и гибели такого государства как Ассирия. Узнаем, почему в
древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких
завоевателей.
(Слайд
Тема)
Запись
в тетрадях: Тема
урока «Ассирийская держава».
Мы
будем работать с исторической картой и историческими документами, решать
исторические задачи.
Работа
с картой. Местоположение и природа Ассирии.
(Слайд карта)
Ассирия – государство, расположенное в верхнем течении
реки Тигр. Обратите внимание на карту - большая часть этой страны состоит из
гор, предгорьев, богатых залежами железной руды.
?
В южном или северном Двуречье находится Ассирия? (Северном).
?
Есть ли города на территории Ассирии? Покажите на карте.
Эти земли никогда не были особо плодородными.
А если земли неплодородные, тогда что могло быть главным занятием ассирийцев?
(скотоводство).
(Слайд). Глядя на эти изображения, можно определить, чем еще
занимались ассирийцы?
Запись в тетрадях: Давайте запишем в
тетрадях подзаголовок «Занятия ассирийцев»:
1. скотоводство
2. охота
3. торговля
4. военное дело
Несмотря на это ассирийцы все же кое, что выращивали,
а что именно вам подскажет учебник.
Откройте учебник на стр. 88. Начните
читать второй пункт со слов «В течение многих веков она входила в состав…».
- Итак, что же выращивали ассирийцы? (виноград,
пшеницу, ячмень).
(Слайд)
- Любимым занятием ассирийских царей была охота на львов.
Царь царей побеждал царя зверей – власть над людьми и
природой.
2.
Ассирийская армия и завоевания Ассирии.
В VII в до н.э. Ассирия превратилась в могущественную
державу (Слайд).
Как вы понимаете слово "держава"?
(Слайд) Запись в тетрадь:
- Держава - большое и сильное государство.
Давайте отметим на ленте времени у себя в тетрадях, в
каком веке Ассирия превратилась в могущественную державу.
(Кто-то у доски чертит). Проверка правильно ли
отметил?
Что же способствовало превращению Ассирии в
сильную державу завоевателей? (Завоевательные походы)
(Слайд). Посмотрите на карту:
В 10 веке Ассирия занимала небольшую
территорию. Кто покажет эту территорию? (красный цвет).
А в 7 веке территория намного
увеличилась. Кто покажет на карте? (зеленый цвет).
Почему же страна стала такой большой?
- Она вела завоевательные походы, под власть Ассирии
попали многие страны.
(Слайд) Работа с картой у доски:
Покажите на карте направления завоевательных походов
ассирийских армии. (комментируя: Двуречье, Сирия, Финикия, Палестина. Совершали
победоносные походы на юг - в Египет и на север - в горное царство Урарту).
Учитель. Но как такая небольшая страна победила множество
стран и народов?
Работа с текстом учебника: п.3,стр.90, первый абзац – Вслух,
остальные следят.
Так, в чем же причины военных успехов ассирийской
армии? (Слайд ).
(Слайд) Учитель:
- войско вооружено оружием из железа;
- в Ассирии появилась конница;
- использовали тараны;
- ассирийцы могли в полном вооружении переплывать
через реки.
А что это за сооружение «Таран»? (Слайд).
Запись в тетрадь: Тараны – передвижные колесные машины, с
помощью которых пробивались крепостные стены и ворота при осаде городов.
(Слайд) Работа с
контурной картой:
У вас на партах лежит
контурная карта. Прочитайте внимательно задания и выполните их (Слайд).
Физкультминутка
Раз
— подняться, потянуться.
Два
— согнуться, разогнуться.
Три
— в ладоши три хлопка,
Головою
три кивка.
На
четыре — руки шире.
Пять
— руками помахать.
Шесть
— за парту тихо сесть.
Задание: “Ассирию называли “логовищем
львов”, столицу государства Ниневию - “городом крови”.
Прочитайте отрывки из
документов, которые находятся у вас на партах и попытайтесь ответить на
вопросы, даны в документе (Слайд).
“В третьем году моего правления
укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и
выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я
пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял
в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.
“Двести восемь тысяч
человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов,
крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в
Ассирию”.
Итак :
- С какой целью ассирийские цари
совершали свои военные походы в соседние страны?
- Что забирали с собой ассирийские
воины в качестве добычи?
- Какой характер носили войны,
которые вели цари Ассирии?
Учитель: Давайте попробуем выяснить, действительно ли
ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные
страны называли логовищем львов и городом крови?
(Слайд) Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
- Что на ней
изображено?
- Как вы думаете откуда
возвращаются войны? Докажите.
- Кто с кнутом стоит
в колеснице?
- Кто запряжен в
нее?
- Что испытывают эти
люди в этот момент? (унижение, оскорбление, позор)
- Как вы думаете,
почему царь Ассирии так жестоко унизил царей завоеванных стран? (при этом он
испытывал свое могущество, величие, тщеславие)
- Какие чувства
испытывали эти люди по отношению к ассирийскому владыке? (ненависть).
(Слайд)
(Слайд)
- Как вы думаете,
почему мы изучаем историю войн Ассирии, массовых казней, невиданных жестокостей
и ненависти к людям других стран? Какой урок мы можем с вами вынести из этого?
- Жестокость
порождает жестокость!
- Может ли
жестокость долго жить на земле? (Нет)
Учитель. В 612 году до н.э. вавилоняне и мидийцы
разрушили и сожгли столицу Ниневию. Город был стерт с лица земли (Слайд).
Запись в тетрадь: 612
год до н.э. – падение Ниневии.
Задание:
- Отметьте на вашей ленте времени дату падения Ниневии
(Один ученик на доске – проверка, правильности).
(Слайд)
Учитель: Но не только о могуществе и жестокости могут
рассказать наши гиды. Была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными
архитектурными дворцами.
(Слайд) Посмотрите на рисунок на нем
виден царский дворец, он был возведен на искусственном холме и напоминал
крепость. Вход во дворец, подобно грозным стражам, охраняли огромные крылатые
быки с человеческими головами.
Дворцы ассирийских царей были украшены рельефами —
целыми картинами, вырезанными в камне.
(Слайд) Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал, который был
человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека (Слайд).
Однако, несмотря на это, Ассирийская держава, основанная на жестокости
погибла, а библиотека (как добро) сохранилась!
Обобщение
и закрепление знаний. Тест.
(Выполненные
тесты вы мне сдадите на перемене и я вам выставлю оценки).
(Слайд)
Объявление Д/З. Запишите
в дневники Д/З §19 (Ассирийская держава).
Заполнить кроссворды, которые лежат у вас на партах.
Рефлексия. Ну вот и подходит к концу наше путешествие.
Вы все были хорошими
гидами нашего туристического бюро и я думаю, что вы помогли нашим гостям узнать
много нового и интересного в этом путешествии.
Спасибо вам
за урок.
Документ
“В третьем году моего правления
укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и
выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я
пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял
в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.
“Двести восемь тысяч человек, малых и
больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый
скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.
Вопросы:
- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные
походы в соседние страны?
- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
Документ
“В третьем году моего правления
укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и
выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я
пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял
в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.
“Двести восемь тысяч человек, малых и
больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый
скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.
Вопросы:
- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные
походы в соседние страны?
- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
Документ
“В третьем году моего правления
укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и
выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я
пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял
в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.
“Двести восемь тысяч человек, малых и
больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый
скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.
Вопросы:
- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные
походы в соседние страны?
- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ ПО КАРТЕ
«АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА»
Заполните
Контурную карту «Ассирия»
1.
Обведите границы
Ассирийской державы в середине 7 века до н.э.
2.
Страны, находившиеся под
властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
1)
______________________________
2)
______________________________
3)
______________________________
4)
______________________________
3.
Обозначьте стрелками
направления завоевательных походов ассирийцев.
4.
Какие водные пространства
обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
5) ____________________________________
6) ____________________________________
7) ____________________________________
При затруднении
обратите внимание на карту, расположенную в учебнике.
Помните, что все
записи и рисунки нужно делать четко и аккуратно!
Тест.
Условия:
6 заданий - с выбором ответа (1 ответ
правильный);
Выполнение 5-ти заданий с выбором ответа
- “4”.
Выполнение всех заданий - “5”.
1. Где впервые стали широко использовать железо?
А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.
2. Кто первым стал широко использовать конницу?
A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.
3. Каким письмом пользовались ассирийцы?
A) иероглифами; Б) алфавитом; B)
клинописью.
4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом
крови”:
A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.
5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:
A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B)
Синахериб.
6. Почему погибла Ниневия?
А) её разрушило землетрясение; Б) её
разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.