Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / История / Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" (класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Образование Казахского ханства" (класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Образование Казахского ханства

Цель: Формирование знаний о процессе образования Казахского ханства, развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся.

Задачи:

Образовательная: способствовать получению учащимися знаний о процессе образования Казахского ханства.

Воспитательная: воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.

Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы, умения логического и аналитического мышления, способствовать развитию речи, оценивания ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: наглядный, словесный, интерактивный, творческий.

Эпиграф к уроку:

« Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных преобразований в 21 веке». Н. А. Назарбаев

Ход урока.

I.Организационный момент. Психологический настрой.

- Один никому не известный грек по имени Герострат желал любым способом прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление, поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе.

Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто оставляет менее заметные, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

- Ребята, а как можно еще прославиться?

- Надеюсь, что каждый из вас сегодня прославиться хорошими отметками, знаниями по истории.

Из глубины веков М. Х. Дулати: « Уважаемые соотечественники! Я, Хайдар Дулати, обращаюсь к вам, из прошлых веков с посланием. Уже 2,5 тысячелетия казахский народ стремится к независимости. В то время, в 15 веке, нависшие над народом невзгоды усилили его желание избавиться от господства разных ханов, жить мирно, вольно, образовать свое ханство. Алга!!!»

Сообщение темы и цели урока.

Мы сегодня будем говорить об историческом событии, которое имеет для нас огромное значение и занимает одно из главных мест в истории Казахстана. Это образование Казахского ханства.

Постановка проблемы:

Закономерным ли был процесс образования Казахского ханства?

II. Опрос д/з: класс делится на 2 группы. Игра «Крестики – нолики»


Племена

Личности

Государства

Дата

Гвоздь программы

Этноним

60 секунд

Территория

Черный ящик

  1. Племена – назовите племена, которые составляли население казахских степей.

  2. Личности – какие исторические личности сыграли главную роль в образовании Казахского ханства?

  3. Государства – какие государства образовались на территории Казахстана в 14-15 вв?

  4. Дата – в каком веке большинство племен сплотились вокруг султанов Керея и Жанибека?

  5. Гвоздь программы – образование Казахского ханства связано с историей двух государств. Каких?

  6. Этноним – что означает этноним «казах»?

  7. 60 секунд – за 1 минуту записать как можно больше понятий по данной теме.

  8. Территория – на какой территории проживали казахские племена в 14-15 вв.?

  9. Черный ящик – путем наводящих вопросов определите, что в черном ящике. В ящике то, из-за чего долгое время воевали между собой ханство Абулхаира и Могулистан.

( Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, или закрывшая первой три игровых поля).

III. Изучение новой темы.

В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В то время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингисхана – хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин, быть ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов, земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государства. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена - ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетели на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли люди. Джунгары уводили скот и, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Видео материал «Наша история. Иллюстрированный тележурнал». Ребята, давайте составим схему «Внутреннее положение ханства Абулхаира».

Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Правители родов и племен, устав от постоянных воин, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жанибек и Керей. Кто же они такие? - опережающее сообщение.

В 40-50 годы объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнищания и гибели, они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. 10 лет более 200 тысяч казахов двигались на юг – в Семиречье. По дороге страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60-х годов 15 века кочевья достигли Семиречья.

Хан Могулистана Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, иметь прочный союз в борьбе за власть.

Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями Керея и Жанибека. Новых жителей Семиречья стали называть «казахами», хотя это были представитель разных племен. Земли, на которых стали жить казахи, средневековые историки называют – Казахское ханство.

Абулхаир слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека и Керея. Но в походе Абулхаир умер, так и не достигнув цели. Мухаммад Хайдар сообщает, что после смерти Абулхаира «большая часть (его подданных) откачивали к Кирай-хану, так, что число (собравшихся) около них (людей) достигло двухсот тысяч человек. За ним утвердилось название узбек-казахи. Начало правления казахских султанов-с восемьсот семидесятого года (870 год хиджры мусульманского календаря = 1465 - 1466 г.н.э.), а Аллах лучше знает».

В это время на историческую арену выходят казахи, ногайцы, кыргызы, уйгуры, узбеки и другие. Образование народностей сопровождается возникновением новых государств с преобладанием одной этнической группы. Так появилось Казахское, Кыргызское Узбекское государство. Началась новая эпоха в истории Центральной Азии.

IV. Рефлексия. «Шляпа мышления»

Надевая шляпу мышления, принимаем на себя роль, на которую шляпа указывает.

I группа – белая шляпа – оптимисты – выделяют только положительное в истории Казахского ханства,

II группа – синяя шляпа – философы – прогнозируют будущее, предполагают как сложится история нашего государства в 21 веке.

Метод «Древнеримские вопросы»

Еще древнеримские ораторы говорили, чтобы отыскивая сведения о каком-либо событии, необходимо ответить на 7 ключевых вопросов. Кто? Что? Зачем? Как? Чем? Когда? Где? Попробуйте отыскать ответы по теме урока.

V. Решение проблемного задания.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание . Параграф 35, подготовиться к тестированию по теме: «Образование Казахского ханства».


Литература:

  1. «Иллюстрированная история Казахстана» С древнейших времен до наших дней – Алматы, 2004 г.

  2. История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах - №10 2011 г.

  3. История средневекового Казахстана. Т. С. Садыков, С. Жолдасбаев – Алматы «Атамура» 20013 г.

  4. Казахское ханство. II частьТ. Жумаханов, Б. Жуматаев, Т. Шанбай – «Аруна» 2004 г.

  5. Интернет-ресурсы «Наша история. Иллюстрированный тележурнал»

  • История
Описание:

  Урок по теме "Образование Казахского ханства" является одним из самых важных в изучении истории Казахстана. Предлагаю провести комбинированный урок, где после опроса домашнего задания в игровой форме, перед ребятами ставится проблемное задание о закономерностях появления нового государства-Казахского ханства. Использованный видео материал показывает роль ханства Абулхаира и султанов Жанибека и Керея в образовании Казахского ханства. Изучение новой темы закрепляется методом ответов на вопросык кто?, что?,  где?,  чем?, как?, когда?, зачем?, ролевой игры "Шляпы мышления". Итогом урока является ответ на проблемное задание - образование Казахского ханства это закономерный процесс, подготовленный всем ходом истории.

Автор Безрукова Наталья Ивановна
Дата добавления 10.03.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 2164
Номер материала 57746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы