Тема " Начало Первой мировой войны "
Цель: раскрыть причины Первой мировой войны,
стратегические цели
планы
воюющих государств, дать учащимся понимание того,
что эта война
порождена глубокими противоречиями между
европейскими государствами и является
следствием борьбы за колонии, экономических противоречий, территориальных
споров,
национальных амбиций, имперского мышления и ми-
литаризма,
развивать у учащихся неприятия войны как средст-
ва
решения международных споров, убеждение в необходимос-
ти их
решения мирным путем;
формировать умения работать с текстовой сравнительной исто-
тической
таблицей, прослеживать причинно- следственные связи,
совершенствовать навыки работы с исторической картой.
Основные знания: причины войны, начало войны, военные
действия
в
1914г., план Шлиффена и его провал.
Понятия и
термины: Первая мировая
война, ультиматум; "блицкриг",
план
Шлиффена.
Основные даты и
события: 28 июня 1914 –
убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда – наследника
австрийского престола,
28 июля 1914г. –
объявление Австро – Венгрией войны Сербии;
1 августа 1914г. –
начало Первой Мировой войны,
5 – 12 сентября
1914г. – сражение на р. Марне.
Наглядность: карта – схема " I
мировая война ", фотодокументы; разда-
точный
материал; репродукции картин " Битва на р. Марне",
"
Русские войска в Восточной Пруссии 1914г."
Методы, приемы и
формы работы: слово
учителя; работа с картами
и
таблицами; беседа по вопросам и заданиям; работа с фото-
документами, ответы учащихся.
Словарная
работа: мировая война;
гонка вооружений; национальные
амбиции;
имперское мышление; милитаризм; мобилизация; Ан-
танта;
"молниеносная война"; тройственный союз; наступление;
контрнаступление; "окопная война".
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Структура урока
І Организационный момент.
ІІ Актуализация опорных знаний и умений
учащихся.
ІІІ Мотивация учебной деятельности учащихся.
ІV Изучение нового материала.
План:
1.
Причины войны, ее
характер.
2.
Начало войны.
3.
Провал плана "
молниеносной войны ".
V Закрепление новых знаний и учемий
учащихся.
VІ Итоги урока.
Ход урока
І Организационный момент.
ІІ Актуализация опорных знаний и умений
учащихся
Беседа
1.
На какие две враждебные
группировки разделились европейские
крупнейшие державы?
2.
Какие страны входят в эти группировки?
3.
В чем
заключались противоречия между странами Тройственного
Союза и Антанты?
ІІІ Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ставлю задачу – решить
что такое мировая война?
Примерный ответ:
вооруженная борьба между государствами. В воен-
ный конфликт,
начатый крупнейшими европейскими странами, посте пенно было втянуто 38
государств. Война стала мировой. Она стала
итогом ряда
политических, социальных, экономических и националь-
ных конфликтов.
IV Изучение нового материала.
На карте
" Первая мировая война 1914 -1918гг." Хорошо видно
разделение Европы на
два противоборствующих лагеря. А также
таблица "
Образование Тройственного Союза и Антанты" и стенд
" Первая
мировая война ".
В кратком
повторении ( путем опроса ) обобщаются знания уча-
щихся о внешней
политике государств в конце ХІХ – нач.ХХв.в.
При этом подводится
к выводу о том, что учащимися должна быть
уяснена суть
противоречий между странами, входящими в Тройст-
венный Союз и в
Антанту.
Данный вопрос
рассмотрится с использованием таких форм : как
рассказ учителя и
активная работа учащихся с таблицею.
При заполнении
таблицы с помощью учителя, учащиеся устанавли- вают следующие причины
Первой мировой войны:
1. Военно
–политические и економические противоречия между стра-
нами
Тройственного Союза, с одной стороны, и Антантой, с дру-
гой стороны.
2.
Борьба государств за
сферы влияния.
3.
Борьба за передел
колоний.
Рассказ учителя.
Из таблицы учащиеся устанавливают время и продолжительность
военных действий.
28
июня 1914г. в г.Сараево
(столица Боснии) были убиты наслед-
ник австро –
венгерского престола ерцгерцог Франц Фердиманд и его
жена (демонстрирую
фотодокументы тех времен). Это послужило по-
водом к войне.
Германское
командование сделало ставку на "молниеносную войну". Такой
план исходил из того, чтобы за короткое время разгро
мить Францию и
принудить её к капитуляции. Но эти расчеты не
сбылись. В ходе
рассказа обращается внимание на термин "молненос
ная война".
В битве
на р. Марне 3-10 сентябтя
1914г. англо – французские
войска остановили
наступление немцев.
( Демонстрация репродукций
картин " Битва на р.Марне" и
"
Русские войска в Восточной Пруссии 1914г. ")
Продолжение
беседы.
В этом
сражении участвовало около полтора млн. человек. Потери
с обеих сторон
составили почти 600тыс. убитыми и ранеными.
Итогом битвы
на р. Марне стал окончательный провал планов "молниеносной
войны". Таким образом, война на Западном фронте
из маневренной
превратились в "окопную". Тем временем на Вос-
точном фронте, с
целью отвлечения сил Центральных государств от
Парижа, две
русские армии вторглись в Восточную Пруссию. В этой
битве Россия
потеряла 20тыс. убитыми, 92тыс. пленными и всю артиллерию.
V Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Беседа.
1. Когда
началась Первая мировая война?
2. Что
послужило поводом для начала Первой мировой войны?
3. Каковы
причины Первой мировой войны?
4. Перечислите
страны участницы Тройственного Союза и
Атланты.
Раздача
учащимся тестов-заданий (Предлагается выбрать правиль- ный ответ).
VI Итоги урока.
Учитель
обобщает ответы учащихся и отмечает, что кампания
1914г. была
в целом выиграна странами Антанты, стратегические
планы германского
командования сорваны. Однако военные действия
затягивались, что
требовало огромных человеческих и материальных
ресурсов стран –
участников войны.
VII Домашнее задание.
Проработать
параграф учебника, ответить на вопросы к параг-
рафу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.