Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока по историческому краеведению по теме «Тамбовские декабристы».

Разработка урока по историческому краеведению по теме «Тамбовские декабристы».

Скачать материал

Разработка урока по историческому краеведению по теме «Тамбовские декабристы».

Цели и задачи: раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие их подняться на восстание; продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение; на примере биографий и судеб декабристов и их жён воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к родине, нравственную культуру и убеждения.

 

Оборудование: портреты декабристов, картина Д.Н.Кардовского «Восстание 14 декабря 1825 г. На Сенатской площади»; выставка книг из школьной библиотеки о декабристах; музыкальное сопровождение: романс В.Абаза и И.Тургенева «Утро туманное»; отрывок из концерта для голоса с оркестром Р.Глиэра; «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

 

План урока:

1.Формирование мировоззрения декабристов.

2. «Суд» для декабристов.

3.Протест и борьба декабристов.

4. «Подвиг» жён декабристов.

5.Обобщение материала.

6.Домашнее задание.

Эпиграф.

«Люди 14 декабря, фаланга героев…

Это какие-то богатыри, кованные из чистой

стали.., вышедшие сознательно на явную гибель,

чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение

и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

А.И.Герцен.

«И вспять течёт река времён;

И снова край отчизны зрится

Богатырями населён…»

А.Бестужев-Марлинский.

 

Ход урока.

  1. Звучит романс «Утро туманное».

Учитель.

«Утро туманное…утро седое…Вспомним и время былое и лица, давно позабытые…»

Таким же туманным хмурым утром 14 декабря1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга ступили лучшие люди России, по словам Герцена, «богатыри, кованные из чистой стали». Они вышли сознательно на верную гибель с благородной целью: «разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия». Давайте и мы сегодня вспомним эти лица и поближе познакомимся с некоторыми из них.

Видную роль в движении декабристов играли многие наши земляки, уроженцы Тамбовского края: братья Фёдор и Александр Вадковские, Алексей и Аполлон Веденяпины, Александр и Алексей Черкасовы. Выдающаяся роль в истории декабристского движения принадлежит Михаилу Сергеевичу Лунину. Он стал одним из основателей первых тайных обществ-«Союза спасения» и «Союза благоденствия».

Вот только несколько высказываний декабристов, лучше всего их характеризующее:

Кто для Отчизны алчет жить,

Тот выше бедствий в свете.

                           П.Колошин.

Ах! Лучше смерть, чем жить рабами,-

Вот клятва каждого из нас…

                           П.Кавелин.

Эти прекрасные люди сознательно принесли себя в жертву ради будущего.

Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстаёт

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла.

Но, где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

                          К.Рылеев.

Это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было всё: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что ещё нужно для счастливого будущего?

 

Вопросы к классу:

-И всё-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти?

Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев?

 

Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии, возвращались на Родину в ожидании обновления России, освобождения крепостных, самоотверженно сражавшихся рядом с дворянами в армии и в партизанских отрядах. Теперь, казалось естественным вознаградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даровать право на участие в государственных делах. Ожидание перемен, осуществления давних благородных замыслов наполняло сердца вернувшихся на родину героев.

Но дома их встретили политическая реакция, ужесточение крепостнических порядков, издевательства над солдатами, нарождаюшаяся аракчеевщина.

Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе. «Мы были дети 1812 года»,- говорил декабрист Матвей Муравьёв-Апостол.

На нашем сегодняшнем уроке, проследив судьбы декабристов после восстания,- я предлагаю рассмотреть нравственные проблемы эти блестящих людей, имевших и потерявших всё. Говорят, что лучше всего человек проявляется в несчастье: от горя можно потерять голову, струсить, а можно с чистой совестью и достойно встречать удары судьбы.

 

Задание: Пролистывая страницы истории декабристов после окончания восстания, по ходу работы в тетради запишите те нравственные качества, которые помогли им достойно встречать удары судьбы.

 

2.Сразу же после восстания на Сенатской площади, в ночь на 15 декабря в Петербурге начались аресты. Декабристов возили на допрос непосредственно к самому Николаю I в Зимний дворец из которого, по меткому выражению декабриста Захара Чернышёва, в эти дни «устроили съезжую». Николай сам выступал в роли следователя и допрашивал арестованных. После допросов «государственных преступников» отсылали в Петропавловскую крепость.

Следствие было сосредоточено не на идеологии декабристов, не на их политических требованиях, а на вопросе цареубийства.

О тех, кто сидел в Петропавловской крепости говорили как о «забытых», заживо погребённых людях. Это было мрачное царство тьмы и нечеловеческих страданий. Сами тюремщики, вынужденные обслуживать одиночные камеры Алексеевского равелина, чувствовали себя в их стенах живыми мертвецами. Отсюда заключенных отправляли только на смертную казнь или в ссылку.

Многих декабристов содержали в тёмных камерах, куда не проникал ни один луч света, на руках и ногах у них были кандалы, временами им уменьшали рацион пищи и питья до голодной нормы.

Многие декабристы вели себя благородно, согласно законам чистой совести и кодексу офицерской чести. Так, декабристу Пущину его лицейский товарищ, князь Горчаков, принёс на другой день после восстания заграничный паспорт и предложил бежать.Пущин отказался.

Мог спастись и находившийся в то время в Варшаве подполковник Михаил Лунин. Его начальник, великий князь Константин, узнав, что Лунин был причастен к делам тайного общества, вызвал его и, вручая заранее приготовленный заграничный паспорт, предложил бежать и тем избежать суда и казни. Лунин отказался.

- Бежать за границу, избегая той участи, которой подвергнутся товарищи, было бы малодушием,- сказал он.- Я разделял с товарищами их убеждения, разделяю и наказание.

Сообщение учащегося о М.Лунине.

Как человек чести проявил себя в заключении декабрист Фонвизин. В одну из прогулок Фонвизина на тюремном дворе охрану в крепости несли солдаты полка, которым он когда-то командовал. Видя своего бывшего командира полка в столь бедственном положении, солдаты предложили ему бежать. Генерал дружески поблагодарил их: нет, бежать он не хочет, не желает подвергать опасности солдат, которые так самоотверженно хотят спасти его, и затем- он не считает себя в праве оставить находящихся в крепости товарищей по восстанию.

Сообщение учащегося о М.Фонвизине.

 

Вопросы обобщения:

- Как вели себя декабристы после поражения восстания?

-В каких условиях содержались декабристы?

-Какие нравственные качества проявили осуждённые?

 

30 июня состоялся суд. В сущности над декабристами не было никакого суда. Породия на суд происходила при закрытых дверях, в глубокой тайне. Вызываемым декабристам спешно предлагали засвидетельствовать их подписи под показаниями на следствии, после чего читали заранее заготовленный приговор и вызывали следуюший «разряд». «Разве нас судили?- спрашивали потом декабристы.-А мы и не знали, что это был суд…»

Пятеро декабристов были поставлены «вне резрядов» и приговорены к четвертованию. Но Николай заменил четвертование повешением.

Выписка из протокола Верховного уголовного суда от 11 июля 1826г. гласила: «Сообразуясь с высокомонаршим милосердием, в в сем деле явленным…Верховный Уголовный суд по высочайше предоставленной ему власти приговорил: вместо мучительной смертной казни четвертованием, Павлу Пестелю, Кондратию Рылееву, Сергею Муравьёву-Апостолу, Михаилу Бестужеву-Рюмину и Петру Каховскому приговором суда определённой, сих преступников, за их тяжкие злодеяния, повесить».′

В ночь на 13 июля на кронверке Петропавловской крепости при свете костров устроили виселицу и рано утром вывели заключённых декабристов из крепости для совершения казни. На груди у приговорённых к повешению висели доски с надписью: «Цареубийца».Руки и ноги у них были закованы в тяжёлые кандалы. Пестель был так изнурён, что не мог переступить высокого порога калитки,- стража вынуждена была приподнять его и перенести через порог.

Утро было мрачное и туманное. В некотором отдалении от места казни собралась толпа народа.

Начальник кронверка позже рассказывал: «Когда отняты были скамьи из-под ног, верёвки оборвались и трое Преступников…рухнули в яму, прошибив тяжестью своих тел и оков настланные над ней доски. Запасных верёвок не было, их спешили достать в ближайших лавках, но было раннее утро, всё было заперто, почему исполнение казни промедлилось. Однако операция была повторена и на этот раз совершилась удачно».

К сожалению, мы не знаем точное место захоронения пяти казнённых декабристов. Есть две версии. Первая- что тела казнённых декабристов сбросили в Финский залив, а вторая- что их отвезли на остров Голодай и там похоронили. Чтобы тела не были найдены, их засыпали известью, поэтому место захоронения до сих пор не найдено. В 1939г.на острове был сооружен обелиск.

Бессильная ярость рассвета.

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Швыряют в костёр ордена.

 

И даже воинственный пристав

Отводит от виселиц взгляд.

В России казнят декабристов,

Свободу и совесть казнят!

                         Ю.Друнина

 

′ Декабристы ∕ Изд. В.М.Саблина.М.1906, с.107.

 

3. Изменили ли декабристы свои взгляды после неудачи 14 декабря? Дело обстояло сложнее. Первое время мечтали о победе, но убедившись в бесплодности попыток, оставили эти мысли, но не все примирились со своим положением.

Особенно выделялся и пользовался большим авторитетом среди декабристов Михаил Сергеевич Лунин, человек очень образованный, обладавший большим запасом душевных сил и железной волей. Ещё задолго до восстания, когда Лунин вернулся из похода во Францию, насыщенный вольными и свободолюбивыми мыслями, он решил подать в отставку. Александр I знал его и сказал: «Это самое лучшее,что он может сделать». Ожидая ареста, Лунин попросил Константина отпустить его на несколько дней, чтобы в последний раз поохотиться на медведей.

-Но ты поедешь и не вернёшься !- ответил Константин.

-Даю честное слово, что вернусь!- произнёс Лунин.

Начальник штаба, ожидая гонца из Петербурга с приказом об аресте Лунина, отказался выдать увольнительную, но цесаревич Константин настоял. Лунин отправился на охоту и в условленный срок вернулся.

Это был один из тех последовательных и несгибаемых борцов за свободу, которые, находясь в самых тяжких условиях, не складывали оружие и до конца своих дней продолжали свою непримиримую борьбу с самодержавием. Все любили его. «Способности его были блестящи и разносторонни. Он был поэт и музыкант, и в то же время реформатор, политико-эконом, государственный человек: «Это был человек твердой воли, замечательного ума, всегда весёлый и бесконечно добрый»,- писала Е.Волконская.

«Человек замечательного нрава и чрезвычайной независимости»,- так отзывался Анненков. Чтобы составить представление о Лунине, интересно познакомиться с его записной книжкой: «Я люблю справедливость и ненавидел несправедливость и потому нахожусь в изгнании»; «В России два проводника: язык до Киева, а перо до Шлиссельбурга»; «Тело моё испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует…Всюду я нахожу Истину и всюду счастье.»

Он год содержался в Свеаборгской крепости, затем перевели в Выборгскую. Здесь было тесно и сыро, крыша протекла и прогнила. Однажды, проходя казематы и видя, в каких условиях находился Лунин, генерал-губернатор задал ему наивный вопрос:

-Есть ли у вас всё необходимое?

Лунин посмотрел на него в упор и саркастически ответил: « Я вполне доволен всем, мне недостаёт только зонтика…»

Письма Лунина с каторги, содержащие беспощадную критику и едкую иронию в адрес царского правительства, очень раздражали царя и его III отделение. Лунина заключают в Акатуевский тюремный замок, одно из самых гибельных мест каторги. Он прожил там 4 года. Это было медленное умирание… 3 декабря 1845 года М.Лунин скончался… Но до сих пор звучат его слова: «От людей можно отделаться, но от их идей нельзя.»

 

Вопросы обобщения:

-Проследив судьбу декабристов, выскажите своё мнение: стоило ли им протестовать и бороться в тех условиях? Свою позицию аргументируйте.

-Какие нравственные качества помогли им?

 

 

 

Сцена 1.

(Звучит отрывок из концерта для голоса с оркестром Р.Глиэра).

 

Ведущая. Несгибаемый Михаил Сергеевич Лунин. Это был человек отчаянной храбрости. Казалось, ничего не было в мире, что могло бы устрашить его. Могло показаться, что высшим наслаждением для него было играть со смертельной опасностью. Его необыкновенная отвага на Бородинском поле была увенчана пожалованной золотой шпагой с надписью «За храбрость». Мимо Лунина не прошла большая любовь, он был страстно влюблён в Натали Потоцкую.

Натали. В нашем доме в Варшаве часто принимали гостей, давали балы. Вот и сегодня бал, мы танцуем с Мишелем.

                                    ( звучит вальс)

                  Матушка была против нашего брака. Она всячески противилась этому, но Мишель скоро завоевал сердце моей матушки, и она согласилась на наш брак.

Михаил Лунин. Я принадлежу к тайному обществу. У меня нет прав иметь семью, нет права на личное счастье.

Николай I. А, где бы вы были, Лунин, 14 декабря, если бы находились в Петербурге?

М.Лунин. Я не знаю, где бы я был 14 декабря, и хотя давно отстал от общества, я готов отвечать за его действия. Я разделяю убеждения моих товарищей, разделю и их участь.

Николай I. Государственного преступника Михаила Лунина  на каторгу, в Сибирь, навечно.

Ведущий. Сибирь не сломила Лунина. Он и в Сибири продолжал бороться.

Николай I. Произвести обыск у Лунина, арестовать, отправить в Акатуевский острог.

М,Лунин. Мои предыдущие тюрьмы- будуары по сравнению с тем казематом, который я занимаю теперь. Меня стерегут, не спуская с меня глаз ни днём, ни ночью. Часовой у дверей, у окон- везде.

Сергей Волконский. Из Акатуя я получил от Мишеля 8 писем. Вот одно из них: «Я погружён во мрак. Лишён воздуха, пищи, пространства. Окружен убийцами. Моё единственное развлечение- это то, что меня силою заставляют присутствовать при наказании кнутом во дворе тюрьмы.»

М Лунин. И всё-таки я совершенно убеждён,что можно быть счастливым во всех жизненных положениях. И что в этом мире несчастны только глупцы.

Ведущая. Всего 4 года прожил М.Лунин в Акатуе. Обстоятельства его смерти неизвестны. Ходили упорные слухи о том, что его задушили.

Натали.   Эта весть дошла до Варшавы. Теперь я поняла, как благороден был Мишель, отказавшись от брака со мной, от счастья.

Ведущий. Они его убили, но не согнули. От людей можно отделаться, а от их идей нельзя.

( Звучит «Сентиментальный вальс»П.И.Чайковского)

 

4. Применимо ли слово «подвиг» к поступку жён декабристов?

Вяземский написал: «Спасибо женщинам: они дают несколько прекрасных строк нашей истории.» А одна из жён- Александра Ивановна Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: «Какие героини? Это поэты делают нас героинями, а мы просто поехали за нашими мужьями…» Всего в Сибирь поехало 10 жён, сегодня мы услышим о некоторых из них.

 

Сцена 2.

Ведущая. Екатерина Трубецкая, дочь графа Лаваля. Полы в особняке Лаваля были выстланы мрамором, по которому ступал император Нерон. Она, видевшая Рим и Грецию, первая поехала за мужем в Сибирь.

Николай I. Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльно-каторжного.

Графиня Трубецкая. Согласна.

Николай I. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Гр Трубецкая. Согласна.

Николай I. Ни денежных сумм, ни вещей много ценных с собой взять не дозволено.

Екатерина. Согласна.

Николай I. Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаги, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.

Екатерина. Согласна.

Николай I. Свидание с мужем лишь в арестантском платье.

Екатерина. Согласна.

Николай I. Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай Бог, убьют, власти ответственности не несут.

Екатерина. Согласна. Я готова пройти 700 вёрст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу- отправьте меня сегодня же.

 

 

 

Сцена 3.

Ведущий. Наталья Апухтина, дочь костромского помещика, жена декабриста Михаила Фонвизина.

Наталья Фонвизина. Я была дочерью богатого помещика. В костромских лесах, среди лугов, полей воспитывалась моя поэтическая натура. Когда мне исполнилось 16 лет, стали свататься женихи, но я и слышать не хотела о них, я решила посвятить себя Богу, уйти в монастырь. Причиной этому была несчастная любовь. Тот, кто мог сделать меня счастливой, узнав что мой отец разорён, покинул меня. И вот в это время к нам в деревню приехал мой двоюродный дядя Михаил Александрович Фонвизин- прославленный генерал, герой войны 1812 года. Я вышла за него замуж.

Ведущий. Богат и знатен был род Фонвизиных. Наташу баловали, на одни только шпильки она имела в год 1200 рублей.

Генерал Фонвизин. Я посвятил юную жену в свою тайну. Наташа не только разделила мои мысли, но и наше высокое дело. А я был счастлив. Родился.сын-первенец, он уже лопочет, тянет ручки к моим орденам, но наступил декабрь 1825 года. Я был арестован.

Ведущий. Солдаты полка Фонвизина стояли в карауле Петропавловской крепости. Они предложили Фонвизину побег, понимая, чем рискуют.

Генерал Фонвизин. Я не мог бежать, считая, что должен разделить участь моих товарищей. В каземате меня свалила тяжёлая болезнь. И только письма моей милой Наташи вернули меня к жизни.

Николай I. Государственный преступник Михаил Фонвизин приговаривается к 15 годам каторги и вечному поселению в Сибири.

Ведущая. Наталья Фонвизина ждала второго ребёнка, страшная весть поразила её. Оставив двух малюток-сыновей на попечение матери, она последовала за мужем в Сибирь. Через много лет на закате своей жизни она вернулась в Россию.

Наталья Фонвизина. Возвращаясь в Россию, я поклонилась Сибири в благодарность за её хлеб-соль и гостеприимство. Поклонилась и родине, которая, как мачеха, встретила меня неприветливо. Родить сыновей и лишиться их, не сохранив о них даже воспоминания, не иметь понятия ни о голосе, ни о фигуре, ни о характере. У меня нет даже воспоминаний о моих детях. Горе, горе и горе.

( Звучит отрывок из концерта для голоса с оркестром Р.Глиэра).

 

 

Декабристы в Сибири. Какими юными они уезжали в Сибирь! Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

-Жалели ли они о пережитых страданиях? Построили бы свою жизнь иначе, если бы предложили им начать её снова?

-Нет! Мне Сибирь не в тягость, знаю, за что здесь, и совесть спокойна,- отвечал Волконский. Пройдя тяжкий тридцатилетний путь, уцелевшие декабристы остались верны своим идеалам добра, совести, чести!

Итак, мы пролистали страницы судеб декабристов после подавления восстания.

 

Вопросы: -Какие испытания им пришлось перенести?

-Как проявили себя в тяжёлые минуты? Приведите примеры?

-Какие нравственные качества определяли поведение декабристов?

( Проверка записей в тетради)

Таким образом, определяющими были такие нравственные понятия, как ЧЕСТЬ, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, БЛАГОРОДСТВО, ДОЛГ и т.д.

 

Я верю, что на сегодняшнем уроке вы не только поняли, но и прочувствовали сердцем «всё величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющие свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое- и они знали это- их ждали верёвка палача и каторжная работа».

Священные могилы декабристов стали в наше время «памятниками дела великого». Не страницы, а сотни книг написаны о декабристах и их жёнах.

 

( Знакомство с выставкой книг.)

И это не удивительно, ведь «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства.» Хочется, чтобы вы, выйдя после этого урока, никогда не забывали о внутреннем нравственном достоинстве этих людей, сумевших в самые тяжёлые минуты, годы, десятилетия оставаться людьми; задумались о вечных нравственных проблемах: борьбе добра и зла, чести, совести, долге, достоинстве. Николай I хотел растоптать, унизить их, они, руководствуясь иными ценностями, сделали его попытки тщетными.

И так. Мы пришли к выводу, что дело декабристов не пропало. Их подвиг, их имена живут в наши дни. Возврат к прошлому, в данном случае, не шаг назад, а движение вперёд, потому что настоящее и будущее становятся более понятными только тогда, когда мы помним о прошлом.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по историческому краеведению по теме «Тамбовские декабристы»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Происходящие процессы в современном российском обществе подняли престиж общественных наук и исторического краеведения. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.

Цели и задачи данной разработки: раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие их подняться на восстание; продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение; на примере биографий и судеб декабристов и их жён воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к родине, нравственную культуру и убеждения.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 477 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок географии "Геологическая история и геологическое строение России"
  • Учебник: «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П.
  • Тема: § 9. Геологическая история и геологическое строение территории России
  • 30.09.2020
  • 687
  • 7
«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 496
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аванесова Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аванесова Лариса Владимировна
    Аванесова Лариса Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97765
    • Всего материалов: 47

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе