Тема:
«Текст как форма представления информации»
Цели
урока:
*
систематизировать
и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
*
углубить
представления учащихся о формах представления информации;
*
акцентировать
внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм
представления информации.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и
обобщение темы «кодирование информации»
- стимулирование
интереса к теме.
Развивающая:
- развитие
логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков
индивидуальной практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование
навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока:
урок
обобщения и систематизации знаний
Тип урока: комбинированный
Технология:
личностно-ориентированная
Метод:
словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
-
Комплекс
мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
-
Презентация
«Текст как форма представления информации»
Основные понятия:
-
код;
-
кодирование;
-
текст;
-
текстовая
информация.
.
Ход
урока:
1)
Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
· Ученики отвечают
на вопросы.
- Как человек хранит информацию?
- Как человек передает
информацию?
- Что понимается под кодированием
информации?
· Ученики отвечают
на вопросы №1, №2 с.30 учебника. (При ответе на вопрос №1, желательно, чтобы
ученики рассказали обо всех трех способах кодирования информации.)
- Какие формы представления
информации вы знаете?
- Зависит ли форма представления
информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?
· Обсуждение
заданий РТ: №31, №32 с.30.
Задание
РТ: №31 с.30.
Каждой букве
алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца,
второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
к
|
л
|
м
|
н
|
о
|
ь
|
ъ
|
ы
|
э
|
ю
|
я
|
<пробел>
|
2
|
п
|
р
|
с
|
т
|
у
|
ф
|
х
|
ч
|
ц
|
ш
|
щ
|
,
|
3
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
ё
|
ж
|
з
|
и
|
й
|
.
|
Расшифруйте
следующее сообщение:
(9,3)
(1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2)
(5,1) (3,1) (12,1)
|
За
добро добром
|
(10,3)
(12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3)
|
и
платят.
|
Задание
РТ: №32 с.30.
Зашифруйте с
помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:
меню
|
(3,1)
(6,3) (4,1) (10,1)
|
пуск
|
(1,2)
(5,2) (3,2) (1,1)
|
команда
|
(1,1)
(5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3)
|
вкладка
|
(3,3)
(1,1) (2,1) (1,3) (5,3) (1,1) (1,3)
|
· Визуальная
проверка выполнения задания РТ: №34 с.32-37.
Задание
РТ: №34 с.32-37.
На координатной
плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже.
Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ,
второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания можно
раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
Вариант
1
Отметьте точки:
1(1,1), 2(2,1),
3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4),
12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5
– 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.
13 – 14 – 15 – 16
– 13.
Ответ:
Вариант
2
Отметьте точки:
1(1,2), 2(1,3),
3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7), 11(17,6),
12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5
– 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.
Ответ:
Вариант
3
Отметьте точки:
1(3,6), 2(6,3),
3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 1.
5 – 6 – 7 – 8 – 9
– 10 – 11.
Ответ:
Вариант
4
Отметьте точки:
1(2,6), 2(2,8),
3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2), 11(7,6),
12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5
– 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.
12 – 13 – 14 – 15.
Ответ:
Вариант
5
Отметьте точки:
1(40,10),
2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60),
9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40),
15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5
– 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.
Ответ:
Вариант
6
Отметьте точки:
1(30,30),
2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150),
9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110),
15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 – 4 – 5
– 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 1.
Ответ:
2)
Объяснение нового материала: Текст как
форма представления информации, §1.9, с.35.
· Подчеркнуть, что
текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
· Подготовить и
продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению,
способу создания и др.
· Актуализировать
исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые
времена.
· Отметить, что
только компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Текст – одна из
наиболее распространенных форм представления информации.
Текст – это
любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в
устной форме.
Текстовая
информация
– это информация, представленная в форме письменного текста.
Письменный
текст
– это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или
перестановка символов в тексте изменяет его смысл.
Записывали
информацию
на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью
острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки,
пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в
текст, надо его заново переписать.
Компьютер коренным
образом изменил технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить
изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать
на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.
3)
Физминутка
*
Известно,
что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в
статичном положении.
*
Физкультминутки
помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
*
Проводят
физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
*
Продолжительность
1-2 минуты.
4)
Закрепление изученного материала:
· Задание РТ: №35
с.38 подчеркивает смысловой аспект текста.
· Разобрать на
уроке первый (наиболее простой) и последний (самый сложный) варианты
преобразований.
Задание
РТ: №35 с.38.
Вам разрешено
заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово
было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" –
"слоГ". Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов:
Результат
|
Исходное
слово
|
Цепочка превращений
|
рак
|
суп
|
СУП –
сук – сок – рок – РАК
|
шаг
|
бег
|
БЕГ –
бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ
|
суша
|
море
|
МОРЕ –
горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША
|
век
|
миг
|
МИГ –
мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК
|
коса
|
бант
|
БАНТ –
рант – рана – раса – роса – КОСА
|
куб
|
шар
|
ШАР –
пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ
|
слон
|
муха
|
МУХА –
муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк –
крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН
|
5)
Домашнее задание:
§1.9, вопросы.
РТ: №10 - №12
с.16.
РТ: №35 с.38
(построить одну из цепочек по выбору учащегося).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.