Галимова Суфия Хатимовна
учитель химии I квалификационной категории
МБОУ «СОШ с. Починок Кучук»
Тема
урока: Водородные и кислородные соединения неметаллов
Технология обучения:
технология критического мышления с использованием сингапурских структур
обучения КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, МИКС-ФРИЗ-ГРУП,СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ
Форма урока:
работа в парах и в группах по 4 человек
Оборудование:раздаточный
материал для учащихся с вопросами из ЕГЭ,периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева;текст «Кислородные и
водородные соединения неметаллов. Краткая характеристика их
свойств»,компьютерная презентация, тестовые задания по теме «Неметаллы» из ЕГЭ.
Цели урока:
-дидактические –создать условия для
формирования критического стиля мышления в процессе обучения химии, развития
умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;развития навыков
самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
образовательные –создать условия
учащимся для обобщения знаний о водородных соединениях неметаллов, оксидах и
гидроксидах неметаллов; показать взаимосвязь строения веществ и их свойств;
-развивающие – помочь
самореализоваться учащимся на уроке;
-воспитательные – самосовершенствование
личностных качеств ученика и развитие способности принимать решение.
Ход урока:
I.Организационный момент .
II.Актуализация знаний.
Буквенный тест. Выберите букву,
соответствующую правильному ответу, и прочтите фразу-напутствие на сегодняшний
урок.
1.Где расположены химические элементы –
неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:
У) в главных подгруппах;Ф) в побочных
подгруппах;Х) в главных и побочных подгруппах?
2.Какая электронная формула отражает строение
атома неметалла:
Г)…2s1Д) …3s23p5E)
…4s2 ?
3.Какой из атомов неметаллов не может
переходить в возбужденное состояние:
А) азотБ) хлорВ) сера?
4. Молекула аллотропного видоизменения
кислорода – озона:
Х) одноатомнаЦ) полимернаЧ) трехатомна
5. Какой вид химической связи в простых
веществах, образованных атомами неметаллов:
Ж) ковалентная полярнаяЗ) ионнаяИ)
ковалентная неполярная?
6. Какой тип кристаллической решетки у
(Si)n:
А) молекулярнаБ) ионнаяВ) атомная?
7. Какую степень окисления имеет азот в соединении
HNO3:
П) +3Р) +5С) -3?
8. Какой из перечисленных элементов
обладает наиболее ярко выраженными окислительными свойствами:
А) кислородБ) хлорВ) сера?
9. Как изменяется химическая активность
неметаллов в периоде:
А) уменьшаетсяБ) увеличиваетсяВ) не
изменяется?
10.Как изменяются кислотные свойства
водородных соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S –
HCl :
Н) ослабеваютО) усиливаютсяП) не
изменяются?
11.Какой из перечисленных оксидов обладает
наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:
Р) SiO2C)
P2O5T)
Cl2O7?
12. Какая из перечисленных кислот самая
сильная:
Е) HClO4Ж)
H2SO4З)
H3PO4?
13.С каким настроением Вы пришли на урок:
!) хорошим -) плохим?)
отвратительным?
Ответ: Удачи в работе! Слайд №1
III .Получение новых знаний и умений
1.Какова же тема нашего урока?
Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю
структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.(Таймер. 3минуты)
аммиак – …. ,бромоводород – …. , вода –
…., силан – …. , йодоводород – …, кварц – …. , «лисий хвост» – …. , метан – ….
сернистый газ – …. , серный ангидрид – …. , сероводород – …. , угарный газ – ….
, углекислый газ – …. , фтороводород – …. , фосфин – …. , хлороводород – …. .
Учащиеся записывают в своих тетрадях тему
урока.Слайд№2
2. Самостоятельная работа с новой
информацией .Изучение текста .
1.Кислородные и водородные соединения
неметаллов. Краткая характеристика их свойств.
С кислородом неметаллы образуют кислотные
оксиды. В одних оксидах они проявляют максимальную степень окисления, равную
номеру группы (например, SO2, N2O5), а других
– более низкую (например, SO2, N2O3).
Кислотным оксидам соответствуют кислоты, причем из двух кислородных кислот
одного неметалла сильнее та, в которой он проявляет более высокую степень окисления.
Например, азотная кислота HNO3 сильнее азотистой HNO2,
а серная кислота H2SO4 сильнее сернистой H2SO3.
2.Характеристики кислородных соединений
неметаллов
Свойства высших оксидов (т.е. оксидов, в
состав которых входит элемент данной группы с высшей степенью окисления) в
периодах слева направо постепенно изменяются от основных к кислотным.В группах
сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают. Об этом
можно судить по свойствам кислот, соответствующих этим оксидам. Возрастание
кислотных свойств высших оксидов соответствующих элементов в периодах слева
направо объясняется постепенным возрастанием положительного заряда ионов этих
элементов. В главных подгруппах периодической системы химических элементов в
направлении сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов
уменьшаются. Общие формулы водородных соединений по группам периодической
системы химических элементов приведены в таблице.
3.Нелетучие водородные соединения. Летучие
водородные соединения
С металлами водород образует (за некоторым
исключением) нелетучие соединения, которые являются твердыми веществами
немолекулярного строения. Поэтому их температуры плавления сравнительно
высоки.С неметаллами водород образует летучие соединения молекулярного
строения. В обычных условиях это газы или летучие жидкости.В периодах слева
направо кислотные свойства летучих водородных соединений неметаллов в водных
растворах усиливается. Это объясняется тем, что ионы кислорода имеют свободные
электронные пары, а ионы водорода – свободнуюорбиталь, то происходит процесс,
котроый выглядит следующим образом:H2O + HF = H3O+ +
F – Фтороводород в водном растворе отщепляет положительные
ионы водорода, т.е. проявляет кислотные свойства. Этому процессу способствует и
другое обстоятельство: ион кислорода имеет неподеленную электронную пару, а ион
водорода – свободную орбиталь, благодаря чему образуется донорно-акцепторная
связь.При растворении аммиака в воде происходит противоположный процесс. А так
как ионы азота имеют неподеленную электронную пару, а ионы водорода – свободную
орбиталь, возникает дополнительная связь и образуются ионы аммония NH4+ и
гидроксид-ионы ОН-. В результате раствор приобретает основные
свойства. Этот процесс можно выразить формулой:H2O + NH3 =
NH4+ + OH- Молекулы аммиака в водном растворе
присоединяют положительные ионы водорода, т.е. аммиак проявляет основные
свойства.
Теперь рассмотрим, почему водородное
соединение фтора – фтороводород HF – в водном растворе является кислотой, но
более слабой, чем хлороводородная. Это объясняется тем, что радиусы ионов фтора
значительно меньше, чем ионов хлора. Поэтому ионы фтора гораздо сильнее
притягивают к себе ионы водорода, чем ионы хлора. В связи с этим степень
диссоциации фтороводородной кислоты значительно меньше, чем соляной кислоты,
т.е. фтороводородная кислота слабее соляной кислоты.
4.Из приведенных примеров можно сделать
следующие общие выводы:
1)В периодах слева направо у ионов
элементов положительный заряд увеличивается. В связи с этим кислотные свойства
летучих водородных соединений элементов в водных растворах усиливаются.
2)В группах сверху вниз отрицательно
заряженные анионы все слабее притягивают положительно заряженные ионы водорода
Н+. В связи с этим облегчается процесс отщепления ионов водорода Н+ и кислотные
свойства водородных соединений увеличиваются.
3)Водородные соединения неметаллов,
обладающие в водных растворах кислотными свойствами, реагируют со щелочами.
Водородные же соединения неметаллов, обладающие в водных растворах основными
свойствами, реагируют с кислотами.
4)Окислительная активность водородных
соединений неметаллов в группах сверху вниз сильно увеличивается. Например,
окислить фтор из водородного соединения HF химическим путем нельзя, окислить же
хлор из водородного соединения HCl можно различными окислителями. Это
объясняется тем, что в группах сверху вниз резко возрастают атомные радиусы, в
связи с чем отдача электронов облегчается.
Учащиеся записывают новые идеи в своих
тетрадях .Слайд№3
IV.Физкультминутка. МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Таймер. 5минут)
Вопросы для физкультминутки: Слайд №4
1.Какая степень окисления атома углерода в
углекислом газе? (4)
2.Сколько «квартир» имеет атом водорода в
ПСХЭ Д.И.Менделеева? (2)
3. Сколько атомов водорода содержит
молекула аммиака?(3)
V. Продолжение получения новых знаний и умений. Обсуждение в
группах вопросов:
1.Как меняются свойства высших оксидов в
периодах и главных подгруппах?
2.Почему серная кислота сильнее сернистой
кислоты ?
3.Как меняются в периодах кислотные
свойства летучих водородных соединений неметаллов?
4. Почему фтороводородная кислота слабее
хлороводородной кислоты?
VI.Закрепление полученных знаний.СИМАЛТИНИУС РАУНДТЭЙБЛ
( Таймер.5 минут)
1.В состав вулканических газов входят
водородные соединения НСl, NН3, Н2S. Составьте уравнения
реакций их синтеза из простых веществ.
2. Как изменяется химическая активность
галогеноводородов в ряду: HF–HCl–HВr–HI?
3.При пропускании газообразных кислотных оксидов
(NO2, SO2, CO2) в водные растворы щелочей
образуются:а) нерастворимые основания; б) соли; в) кислоты; г) свободные
неметаллы.
Отвечают на вопросы письменно.Ответы:
Слайды №5,6.7
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали по пройденной теме?
-Что хотели бы узнать?
VIII.Домашнее задание:выполнить тестовые задания на тему «Неметаллы»
из ЕГЭ, повторить главу 7 «Простые вещества». Слайд №8
Приложение.
Тестовые задания «Неметаллы»
Часть
А. Выберите один правильный ответ
1.Электронная
формула 1s22s22p63s23p6соответствует
частице, обозначение которой:А). N0
Б).P3- В).P0
Г).N3-2.
Высший оксид и гидроксид элемента главной подгруппы VIгруппы
Периодической системы соответствует общим формулам:
А).
ЭО2 и Н2ЭО3
В).ЭО3 и Н2ЭО4
Б).
Э2О5 и Н3ЭО4
Г). Э2О7 и НЭО4
3.
Окислительные свойства усиливаются в ряду элементов:
А).
C
– N
– P
– As В).
F
– O
– N
- C
Б).
Si
– C – N - OГ).P – Si - C – B
4.
Ковалентная неполярная связь образуется в соединении, формула которого:
А).CCl4
Б).S8
В).KBr Г).H2O
5.
Молекулярное строение имеет следующее простое вещество:
А).
Р (белый) Б). Р (красный) В).
графит Г). кремний
6.
Кислотные свойства в ряду соединений, формулы которых HF
– HCl
– HBr
– HI:
А).не
изменяются В). изменяются
периодически
Б).усиливаются
Г). ослабевают
7.
Неметалл, проявляющий в реакциях только окислительные свойства:
А).хлор
Б).кислород В).азот Г). фтор
8.
Определите вещества X и Y
в следующей последовательности превращений:
X→НNО3
→ Н2SО4
А).
NО2,
S
В).NО,
SО3
Б).
N2,Nа2SО4
Г).NО2,Nа2SО4
9.
Простое вещество – углерод – взаимодействует с каждым из группы веществ, формулы
которых:
А).
CO2, O2, Cl2
B). Fe, NaOH, HCl
Б).
CO2, CO, H2OГ).
H2, O2, H2O
10.
Какой газ отвечает следующим условиям: а).мало растворим в воде; б). горюч; в).
реагирует с щелочами с образованием кислых и средних солей?
А).
Н2S Б).COВ).NO2
Г).HCl
11.
Гидроксид натрия NаОH
реагирует в водном растворе с каждым из двух перечисленных веществ:
А).
Cl2,ZnБ).FeCl3,
Mg(OH)2В).
SO3,
KClГ).Al2O3,
Cu
Часть
В
В1.
Установите соответствие между уравнением окислительно-восстановительной реакции
и свойством азота, которое он проявляет в этой реакции
УРАВНЕНИЕ
РЕАКЦИИ СВОЙСТВА АЗОТА
А).
NH4HCO3
= NH3
+ H2O
+ CO2 1).
окислитель
Б).
3ZnO
+ 2NH3
= N2
+ 3Zn
+ 3H2O 2).восстановитель
В).
4NH3
+ 3O2
= 2N2
+ 6H2O 3).и
окислитель, и восстановитель
Г).
3Mg
+ N2
= Mg3N2 4).ни
окислитель, ни восстановитель
В2.
Установите соответствие между типом оксида и его формулой
ТИП
ОКСИДА ФОМУЛА
ОКСИДА
А).кислотный 1).
NO
Б).несолеобразующий2).
CaO
В).основный
3). CrO3
Г).амфотерный
4). ZnO
В3.
Для полной нейтрализации 9г технического гидроксида натрия потребовалось 98г
серной кислоты с массовой долей Н2SО4
10%. Вычислите массовую долю примесей в образце NаОН.
Ответ:
11,1%
ЧастьС
С1.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
HI
+ H2SO4→
…H2S
+ …
Определите
окислитель и восстановитель.
С2.
Смесь 5,92г порошкообразных меди и железа сожгли в 5,6л хлора. Определите
массовую долю меди в исходной смеси, если оставшийся в избытке хлор смог
выделить йод из 170,8мл 20%-ного раствора йодида калия с плотностью 1,166г/мл. Ответ:
43%
C3.
Напишите уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:
+HNO2
t +Li + H2O + O2(Pt)
+ O2
NH3
→ X1→ X2→ X3→ X4→
X5 → X6
-H2O
- LiOH – H2O
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.