Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработка урока по химии на тему "Водородные и кислородные соединения неметаллов"(11 класс)

Разработка урока по химии на тему "Водородные и кислородные соединения неметаллов"(11 класс)

Скачать материал

 

Галимова Суфия Хатимовна

учитель химии I квалификационной категории

МБОУ «СОШ с. Починок Кучук»

Тема урока:  Водородные и кислородные соединения неметаллов

Технология обучения: технология критического мышления с использованием сингапурских структур обучения КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, МИКС-ФРИЗ-ГРУП,СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

Форма урока: работа в парах и в группах по 4 человек

Оборудование:раздаточный материал для учащихся с вопросами из ЕГЭ,периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;текст «Кислородные и водородные соединения неметаллов. Краткая характеристика их свойств»,компьютерная презентация, тестовые задания по теме «Неметаллы» из ЕГЭ.
Цели урока:

-дидактические –создать условия для формирования критического стиля мышления в процессе обучения химии, развития умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;развития навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

образовательные –создать условия учащимся для обобщения знаний о водородных соединениях неметаллов, оксидах и гидроксидах неметаллов; показать взаимосвязь строения веществ и их свойств;

-развивающие – помочь самореализоваться учащимся на уроке;

-воспитательные – самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие способности принимать решение.

Ход урока:

I.Организационный момент .

II.Актуализация знаний.

Буквенный тест. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и прочтите фразу-напутствие на сегодняшний урок.

1.Где расположены химические элементы – неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:

У) в главных подгруппах;Ф) в побочных подгруппах;Х) в главных и побочных подгруппах?

2.Какая электронная формула отражает строение атома неметалла:

Г)…2s1Д) …3s23p5E) …4s?

3.Какой из атомов неметаллов не может переходить в возбужденное состояние:

А) азотБ) хлорВ) сера?

4. Молекула аллотропного видоизменения кислорода – озона:

Х) одноатомнаЦ) полимернаЧ) трехатомна

5. Какой вид химической связи в простых веществах, образованных атомами неметаллов:

Ж) ковалентная полярнаяЗ) ионнаяИ) ковалентная неполярная?

6. Какой тип кристаллической решетки у (Si)n:

А) молекулярнаБ) ионнаяВ) атомная?

7. Какую степень окисления имеет азот в соединении HNO3:

П) +3Р) +5С) -3?

8. Какой из перечисленных элементов обладает наиболее ярко выраженными окислительными свойствами:

А) кислородБ) хлорВ) сера?

9. Как изменяется химическая активность неметаллов в периоде:

А) уменьшаетсяБ) увеличиваетсяВ) не изменяется?

10.Как изменяются кислотные свойства водородных соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S – HCl :

Н) ослабеваютО) усиливаютсяП) не изменяются?

11.Какой из перечисленных оксидов обладает наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:

Р) SiO2C) P2O5T) Cl2O7?

12. Какая из перечисленных кислот самая сильная:

Е) HClO4Ж) H2SO4З) H3PO4?

13.С каким настроением Вы пришли на урок:

!) хорошим       -) плохим?) отвратительным?

Ответ: Удачи в работе! Слайд №1

III .Получение новых знаний и умений

1.Какова же тема нашего урока?

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.(Таймер. 3минуты)

аммиак – …. ,бромоводород – …. , вода – …., силан – …. , йодоводород – …, кварц – …. , «лисий хвост» – …. , метан – …. сернистый газ – …. , серный ангидрид – …. , сероводород – …. , угарный газ – …. , углекислый газ – …. , фтороводород – …. , фосфин – …. , хлороводород – …. .

Учащиеся  записывают в своих тетрадях тему урока.Слайд№2

2. Самостоятельная работа с новой информацией .Изучение текста .

1.Кислородные и водородные соединения неметаллов. Краткая характеристика их свойств.

С кислородом неметаллы образуют кислотные оксиды. В одних оксидах они проявляют максимальную степень окисления, равную номеру группы (например, SO2, N2O5), а других – более низкую (например, SO2, N2O3). Кислотным оксидам соответствуют кислоты, причем из двух кислородных кислот одного неметалла сильнее та, в которой он проявляет более высокую степень окисления. Например, азотная кислота HNO3 сильнее азотистой HNO2, а серная кислота H2SOсильнее сернистой H2SO3.

2.Характеристики кислородных соединений неметаллов

Свойства высших оксидов (т.е. оксидов, в состав которых входит элемент данной группы с высшей степенью окисления) в периодах слева направо постепенно изменяются от основных к кислотным.В группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают. Об этом можно судить по свойствам кислот, соответствующих этим оксидам. Возрастание кислотных свойств высших оксидов соответствующих элементов в периодах слева направо объясняется постепенным возрастанием положительного заряда ионов этих элементов. В главных подгруппах периодической системы химических элементов в направлении сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов уменьшаются. Общие формулы водородных соединений по группам периодической системы химических элементов приведены в таблице.

3.Нелетучие водородные соединения. Летучие водородные соединения

С металлами водород образует (за некоторым исключением) нелетучие соединения, которые являются твердыми веществами немолекулярного строения. Поэтому их температуры плавления сравнительно высоки.С неметаллами водород образует летучие соединения молекулярного строения. В обычных условиях это газы или летучие жидкости.В периодах слева направо кислотные свойства летучих водородных соединений неметаллов в водных растворах усиливается. Это объясняется тем, что ионы кислорода имеют свободные электронные пары, а ионы водорода – свободнуюорбиталь, то происходит процесс, котроый выглядит следующим образом:H2O + HF = H3O+ + F   Фтороводород в водном растворе отщепляет положительные ионы водорода, т.е. проявляет кислотные свойства. Этому процессу способствует и другое обстоятельство: ион кислорода имеет неподеленную электронную пару, а ион водорода – свободную орбиталь, благодаря чему образуется донорно-акцепторная связь.При растворении аммиака в воде происходит противоположный процесс. А так как ионы азота имеют неподеленную электронную пару, а ионы водорода – свободную орбиталь, возникает дополнительная связь и образуются ионы аммония NH4+ и гидроксид-ионы ОН-. В результате раствор приобретает основные свойства. Этот процесс можно выразить формулой:H2O + NH3 = NH4+ + OH-   Молекулы аммиака в водном растворе присоединяют положительные ионы водорода, т.е. аммиак проявляет основные свойства.

Теперь рассмотрим, почему водородное соединение фтора – фтороводород HF – в водном растворе является кислотой, но более слабой, чем хлороводородная. Это объясняется тем, что радиусы ионов фтора значительно меньше, чем ионов хлора. Поэтому ионы фтора гораздо сильнее притягивают к себе ионы водорода, чем ионы хлора. В связи с этим степень диссоциации фтороводородной кислоты значительно меньше, чем соляной кислоты, т.е. фтороводородная кислота слабее соляной кислоты.

4.Из приведенных примеров можно сделать следующие общие выводы:

1)В периодах слева направо у ионов элементов положительный заряд увеличивается. В связи с этим кислотные свойства летучих водородных соединений элементов в водных растворах усиливаются.

2)В группах сверху вниз отрицательно заряженные анионы все слабее притягивают положительно заряженные ионы водорода Н+. В связи с этим облегчается процесс отщепления ионов водорода Н+ и кислотные свойства водородных соединений увеличиваются.

3)Водородные соединения неметаллов, обладающие в водных растворах кислотными свойствами, реагируют со щелочами. Водородные же соединения неметаллов, обладающие в водных растворах основными свойствами, реагируют с кислотами.

4)Окислительная активность водородных соединений неметаллов в группах сверху вниз сильно увеличивается. Например, окислить фтор из водородного соединения HF химическим путем нельзя, окислить же хлор из водородного соединения HCl можно различными окислителями. Это объясняется тем, что в группах сверху вниз резко возрастают атомные радиусы, в связи с чем отдача электронов облегчается.

Учащиеся  записывают новые идеи  в своих тетрадях .Слайд№3

IV.Физкультминутка.  МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Таймер. 5минут)

Вопросы для физкультминутки: Слайд №4

1.Какая степень окисления атома углерода в углекислом газе? (4)

2.Сколько  «квартир» имеет атом водорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (2)

3. Сколько атомов водорода содержит молекула аммиака?(3)

V. Продолжение получения новых знаний и умений. Обсуждение в группах вопросов:

1.Как меняются свойства высших оксидов в периодах и главных подгруппах?

2.Почему серная кислота сильнее сернистой кислоты ?

3.Как меняются в периодах кислотные свойства летучих водородных соединений неметаллов?

4. Почему фтороводородная кислота слабее хлороводородной кислоты?

VI.Закрепление полученных знаний.СИМАЛТИНИУС РАУНДТЭЙБЛ

( Таймер.5 минут)

1.В состав вулканических газов входят водородные соединения НСl, NН3, Н2S. Составьте уравнения реакций их синтеза из простых веществ.

2. Как изменяется химическая активность галогеноводородов в ряду: HF–HCl–HВr–HI?

3.При пропускании газообразных кислотных оксидов (NO2, SO2, CO2) в водные растворы щелочей образуются:а) нерастворимые основания; б) соли; в) кислоты; г) свободные неметаллы.

Отвечают на вопросы письменно.Ответы: Слайды №5,6.7

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали по пройденной теме?

-Что хотели бы узнать?

VIII.Домашнее задание:выполнить тестовые задания на тему «Неметаллы» из ЕГЭ, повторить главу 7 «Простые вещества». Слайд №8

 Приложение.

Тестовые задания «Неметаллы»

Часть А. Выберите один правильный ответ

1.Электронная формула 1s22s22p63s23p6соответствует частице, обозначение которой:А). N0 Б).P3- В).P0 Г).N3-2. Высший оксид и гидроксид элемента главной подгруппы VIгруппы Периодической системы соответствует общим формулам:

А). ЭО2 и Н2ЭО3                                                 В).ЭО3 и Н2ЭО4

Б). Э2О5 и Н3ЭО4                                                Г). Э2О7 и НЭО4

3. Окислительные свойства усиливаются в ряду элементов:

А). CNPAs                                   В). FON - C

Б). Si – C – N - OГ).P – Si - C – B

4. Ковалентная неполярная связь образуется в соединении, формула которого:

А).CCl4 Б).S8  В).KBr  Г).H2O

5. Молекулярное строение имеет следующее простое вещество:

А). Р (белый)                    Б). Р (красный)        В). графит                   Г). кремний

6. Кислотные свойства в ряду соединений, формулы которых HFHClHBrHI:

А).не изменяются                                                  В). изменяются периодически

Б).усиливаются                                                      Г). ослабевают

7. Неметалл, проявляющий в реакциях только окислительные свойства:

А).хлор                            Б).кислород                    В).азот                        Г). фтор

8. Определите вещества X и Y в следующей последовательности превращений:

X→НNО→ Н2SО4

А). NО2, S                                                                  В).NО, SО3

Б). N2,Nа2SО4                                                          Г).NО2,Nа2SО4

9. Простое вещество – углерод – взаимодействует с каждым из группы веществ, формулы которых:

А). CO2, O2, Cl2                                                          B). Fe, NaOH, HCl

Б). CO2, CO, H2OГ). H2, O2, H2O

10. Какой газ отвечает следующим условиям: а).мало растворим в воде; б). горюч; в). реагирует с щелочами с образованием кислых и средних солей?

А). Н2S Б).COВ).NO2 Г).HCl

11. Гидроксид натрия NаОH реагирует в водном растворе с каждым из двух перечисленных веществ:

А). Cl2,ZnБ).FeCl3, Mg(OH)2В). SO3, KClГ).Al2O3, Cu

Часть В

В1. Установите соответствие между уравнением окислительно-восстановительной реакции и свойством азота, которое он проявляет в этой реакции

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ                                                 СВОЙСТВА АЗОТА

А). NH4HCO3 = NH3 + H2O + CO2         1). окислитель

Б). 3ZnO + 2NH3 = N2 + 3Zn + 3H2O                     2).восстановитель

В). 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O                              3).и окислитель, и восстановитель

Г). 3Mg + N2 = Mg3N2                                                                      4).ни окислитель, ни восстановитель

В2. Установите соответствие между типом оксида и его формулой

ТИП ОКСИДА                                                                     ФОМУЛА ОКСИДА

А).кислотный                                                        1). NO

Б).несолеобразующий2). CaO

В).основный                                                                           3). CrO3

Г).амфотерный                                                                       4). ZnO

В3. Для полной нейтрализации 9г технического гидроксида натрия потребовалось 98г серной кислоты с массовой долей Н2SО4 10%. Вычислите массовую долю примесей в образце NаОН.

Ответ: 11,1%

ЧастьС

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

HI + H2SO4→ …H2S + …

Определите окислитель и восстановитель.

С2. Смесь 5,92г порошкообразных меди и железа сожгли в 5,6л хлора. Определите массовую долю меди в исходной смеси, если оставшийся в избытке хлор смог выделить йод из 170,8мл 20%-ного раствора йодида калия с плотностью 1,166г/мл. Ответ: 43%

C3. Напишите уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:

+HNO2           t              +Li           + H2O               + O2(Pt)           + O2

NH3     →    X1→    X2→     X3→        X4→       X5   →   X6

-H2O                           - LiOH                – H2O

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по химии на тему "Водородные и кислородные соединения неметаллов"(11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока:  Водородные и кислородные соединения неметаллов

Технология обучения: технология критического мышления с использованием сингапурских структур обучения КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, МИКС-ФРИЗ-ГРУП,СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

Форма урока: работа в парах и в группах по 4 человек

Оборудование:раздаточный материал для учащихся с вопросами из ЕГЭ,периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;текст «Кислородные и водородные соединения неметаллов. Краткая характеристика их свойств»,компьютерная презентация, тестовые задания по теме «Неметаллы» из ЕГЭ.
Цели урока:

-дидактические –создать условия для формирования критического стиля мышления в процессе обучения химии, развития умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;развития навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

образовательные –создать условия учащимся для обобщения знаний о водородных соединениях неметаллов, оксидах и гидроксидах неметаллов; показать взаимосвязь строения веществ и их свойств;

-развивающие – помочь самореализоваться учащимся на уроке;

 

-воспитательные – самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие способности принимать решение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 2773
    • DOCX 29 кбайт
    • 117 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галимова Суфия Хатимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галимова Суфия Хатимовна
    Галимова Суфия Хатимовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12797
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе