Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработка урока по химии 10 класс "Бензол: строение и свойства"

Разработка урока по химии 10 класс "Бензол: строение и свойства"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Бензол - текст.doc

           «Ароматический» не означает «ароматный»

Это рассказ о загадочном веществе, которое занимало умы многих химиков Х1Х в. на протяжении нескольких десятков лет. Речь пойдет о бензоле – веществе, которое сейчас хорошо знакомо каждому химику.

У бензола интересная история. В начале Х1Х в. в столицах некоторых государств, в том числе и в Петербурге, улицы и площади уже пытались освещать с помощью газовых фонарей. Для этого использовали светильный (коксовый) газ, который получали при коксовании угля. Газ хранили в железных баллонах под давлением, которые держали в подвалах домов. Однако вскоре была замечена досадная закономерность: в летние ночи фонари горели ярко, а зимой, особенно в сильные морозы, они еле-еле светили. Это повторялось из года в год. В Англии владельцы лондонского газового завода обратились за помощью к своему знаменитому земляку – физику и химику Майклу Фарадею (1791-1867) за консультацией. Ученый провел опыты со светильным газом и установил, что при охлаждении и давлении часть газа конденсируется и собирается на дне баллона в виде прозрачной жидкости. Эта жидкость легко замерзала при +50С. Анализ показал, что вещество состоит только из углерода и водорода. М.Фарадей назвал этот углеводород «крбюрированным водородом». Произошло это в 1820 году, а спустя семь лет немецкий химик Эйльгард Мичерлих (1794-1863) из бензойной кислоты выделил точно такую же жидкость. Он определил её формулу, которая содержала 6 атомов углерода и 6 атомов водорода (C6H6). Это соединение Э.Мичерлих назвал бензином, но Ю.Либих вскоре переименовал его в бензол (от нем. Ol – масло). Под таким названием это вещество теперь известно всем.

Спустя некоторое время бензол был обнаружен в каменноугольной смоле. Вскоре оказалось, что у бензола вообще много «родственников». Так, в течение каких-то двадцати лет были открыты анилин, фенол, хинон и  другие вещества, в молекулах которых содержалась группировка из шести углеродных атомов. Со временем число таких соединений все увеличивалось. Они были обнаружены даже в пахучих смолах (например, ладане) и некоторых бальзамах, обладающих прятным запахом. Это и послужило причиной для А.Кекуле, с чьим именем связана вся дальнейшая история бензола, объединить эти вещества в одну группу и назвать их ароматическими. Но в последствии оказалось, что многие из них вовсе без запаха или пахнут довольно неприятно. Однако термин «ароматические углеводороды» не только сохранился, но и широко используется в настоящее время. Правда, химики стали вкладывать в него особый смысл, помня при этом, что ароматический в данном случае не означает ароматный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Строение молекулы бензола

Эмпирическая формула бензола была установлена – C6H6. Она показывала, что бензол должен быть соединением непредельным, т.к. не отвечал общей формуле алканов (Сn H2n + 2), если это так, то структурную формулу бензола можно представить в виде цепи с непредельными связями. Но оказалось, что таких формул может быть несколько, и вскоре они были все отвергнуты, т.к. при пропускании данного вещества через раствор бромной воды обесцвечивания раствора не происходило. Это означало только одно: молекула бензола не содержит ни двойных, ни тройных связей .На основании многих опытов было установлено, что все шесть атомов водорода в молекуле бензола равноценны. Из приведенной же структурной формулы бензола видно, что есть в наличии и двойные связи, значит, атомы водорода не могут быть равнозначны.

Разобраться в этих противоречиях было нелегко. Однако А.Кекуле думал о загадке бензола и днем и ночью. И однажды…       Вот что он писал в 1865 г.: «Я сидел и писал учебник, но работа продвигалась плохо; мои мысли блуждала где-то далеко. Я подвинул мое кресло к камину и задремал. Снова  атомы запрыгали перед моими глазами. Мой мысленный взор мог различать структуры большого размера в различных пространственных формах; длинные цепи иногда тесно группировались, все они изгибались и поворачивались, подобно змеям. Но что это? Одна из змей ухватила собственный хвост, и эта фигура завертелась перед моими глазами, как бы насмехаясь надо мной. Как от вспышки молнии, я пробудился… Остаток ночи я провел, обдумывая следствие моей гипотезы. Научимся мечтать, и тогда, может быть, мы постигнем истину».

Итак, цикл, кольцо! Ученому еще многое надо было осмыслить. Как происходить соединение шести атомов углерода в кольцо? Ведь, соединяясь друг с другом, эти атомы были бы трехвалентными. А это противоречило бы теории четырехвалентности углерода, признанной самим А.Кекуле. Ученый приходит к выводу, что оставшиеся валентности углеродных атомов объединяются в три двойные связи, которые чередуются в кольце с одинарными связями. Таким образом, эмпирическая формула  C6H6 превратилась в структурную, которую сейчас называют бензольным кольцом:

 

 

 

Это выдающееся открытие произошло в 1865 г. Вот так А.Кекуле открыл формулу бензола. Но опять же загадка: формально двойная связь вроде бы существует, а на самом деле её нет. А.Кекуле, понимая этот изъян своей формулы, предложил гипотезу, согласно которой в молекуле бензола должно происходить постоянное чередование двойных и одинарных связей. В этом предложении он был на грани разгадки. Нужны были «умные»  приборы, которые помогли бы ученому решить эту загадку. Но для таких приборов время еще не наступило. Поэтому спор о строении загадочного вещества – бензола – длился около 30 лет!

 

                    Бензольные кольца вместе и врозь

         В 1819 году в каменноугольной смоле было обнаружено бесцветное кристаллическое вещество, которое английский химик Джон Кидд (1780-1851) спустя два года назвал нафталином (от слова нафта – летучая часть нефти). Состав нафталина был установлен в 1858 г. русским химиком Александром Абрамовичем Воскресенским (1809-1880). Эмпирическая формула  этого вещества оказалась такой: C10H8. В результате проведенных исследований оказалось, что молекула нафталина состоит из двух бензольных колец, соединенных вместе.

         Совсем недавно нафталин в быту использовали в качестве средства против моли. Нафталиновый запах в платяном шкафу хорошо знаком людям старшего поколения. Одежду и особенно меховые изделия обрабатывали нафталином. Однако он оказался не таким уж безобидным для человека, поэтому его использование в нашей стране было запрещено еще в 1988г. Производные нафталина используются для получения полимеров, красителей и лекарственных препаратов.

         Если к молекуле нафталина «приклеить» еще одно бензольное кольцо, то получим другое соединение – антрацен. Он был обнаружен в каменноугольной смоле русским химиком Юлием Федоровичем Фрицше (1808-1871) – его эмпирическая формула C14H10. Производное антрацена, антрахинон, является основой органических красителей.

         Существуют соединения, молекулы которых состоят из четырех, пяти, шести и более колец. Такие соединения сокращенно называют полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ). С одной стороны, ПАУ – многообещающие источники самых разнообразных органических соединений, а с другой – могут таить в себе грозную опасность. Еще в 1914г. японские химики обнаружили, что если к коже подопытных животных на продолжительное время приложить некоторые ПАУ, то можно вызвать злокачественные опухоли. Такие вещества стали называть канцерогенами (от лат. Cancer-рак). Очень опасно соединение, состоящее из пяти колец – 1,2-бензпирен, которое обнаружено в табаке. Существует прямая связь между курением и раком легких у курильщиков. Это заболевание в последнее время особенно распространено в связи с увеличение числа людей, особенно молодых, попавших в зависимость от папиросы…

         Много разнообразных ПАУ встречается в саже и копоти, оседающих в дымоходах, каптильных камерах, выхлопных трубах автомобилей и мотоциклов. Особую осторожность нужно соблюдать при работе с сажей, которую в огромных количествах используют в качестве наполнителей (производство автомобильных покрышек и пластмасс).

         А вот еще пример. Каждому школьнику известен индикатор на щелочь фенолфталеин. В основе его молекулы находится  трифениламин (три бензольных кольца).

        

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по химии 10 класс "Бензол: строение и свойства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Бензол 2.ppt

Скачать материал "Разработка урока по химии 10 класс "Бензол: строение и свойства""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Решите задачи:Плотность паров этого вещества по воздуху 2,69. Массовая доля у...

    1 слайд

    Решите задачи:
    Плотность паров этого вещества по воздуху 2,69. Массовая доля углерода 92,3%, водорода – 7,7%. Установите формулу углеводорода.
    При сжигании 3,9г. этого вещества выделяется 13,2г. углекислого газа и 2,7г. воды. Относительная плотность паров этой жидкости по водороду равна 39. Установите формулу углеводорода.
    При сжигании 0,01 моль этого вещества образовалось 13,2г углекислого газа и 2,7г воды. Относительная плотность этого углеводорода по водороду равна 39. Определите формулу этого углеводорода.

  • Определили формулу органического вещества:С6 H6Какое это вещество?Класс со...

    2 слайд

    Определили формулу органического вещества:
    С6 H6
    Какое это вещество?
    Класс соединений?

  • Тема урока:Арены. Электронное строение молекулы бензола. Физические и химичес...

    3 слайд

    Тема урока:
    Арены. Электронное строение молекулы бензола. Физические и химические свойства

  • Цели урока:Изучить состав и строение молекулы   бензола.
Знать важнейшие физи...

    4 слайд

    Цели урока:
    Изучить состав и строение молекулы бензола.
    Знать важнейшие физические и химические свойства бензола.
    Уметь работать с текстом и выделять главное по теме урока.
    Работать в группе, дополняя ответ товарища.

  • Задания группам:(работаем с текстом)

    5 слайд

    Задания группам:
    (работаем с текстом)

  • Открытие бензолаГруппа № 1«Ароматический» не означает «ароматный»

    6 слайд

    Открытие бензола
    Группа № 1
    «Ароматический» не означает «ароматный»

  • 1825 год
Майкл Фарадей

    7 слайд

    1825 год
    Майкл Фарадей

  • В 1833 году немецкий физик-химик  Э. Мичерлих получил неизвестное вещес...

    8 слайд







    В 1833 году немецкий физик-химик Э. Мичерлих получил неизвестное вещество при сухой перегонке кальциевой соли бензойной кислоты

  • 1865 годФридрих-Август Кекулеоткрыл структуру бензолаС6Н6 - бе...

    9 слайд

    1865 год
    Фридрих-Август Кекуле
    открыл структуру бензола
    С6Н6 - бензол

  • Строение молекулы бензола:Группа № 2

    10 слайд

    Строение молекулы бензола:
    Группа № 2

  • Бензол не обесцвечивает бромную воду и раствор   KMnO4

    11 слайд

    Бензол не обесцвечивает бромную воду и раствор KMnO4

  • Строение молекулы бензола1865 год

    12 слайд

    Строение молекулы бензола
    1865 год

  • 13 слайд

  • Строение молекулы бензола

    14 слайд

    Строение молекулы бензола

  • Образование σ-связей в молекуле бензола

    15 слайд

    Образование σ-связей в молекуле бензола

  • Масштабная модель молекулы бензола

    16 слайд

    Масштабная модель молекулы бензола

  • Физические и химические свойства

    17 слайд

    Физические и химические свойства

  • Общая формула ароматических углеводородов (аренов):    СnH2n-6

    18 слайд

    Общая формула ароматических углеводородов (аренов): СnH2n-6

  • Физические свойства бензолаБензол и его пары ядовиты! 
Поэтому работа с ним в...

    19 слайд

    Физические свойства бензола
    Бензол и его пары ядовиты!
    Поэтому работа с ним в условиях школы
    не допустима!

  • Химические свойства бензолаГорит коптящим пламенем:
        2C6H6  +  15O2  -...

    20 слайд

    Химические свойства бензола
    Горит коптящим пламенем:
    2C6H6 + 15O2 - 12CO2 + 6H2O
    Реакции замещения:
    Реакция хлорирования (катализатор FeCl2)
    C6H6 + Cl2  C6H5Cl + HCl (хлорбензол)
    Реакция нитрования (катализатор конц. H2SO4)
    C6H6 + HNO3  C6H5NO2 + H2O
    Реакции присоединения:
    С водородом (гидрирование на платиновом катализаторе)
    C6H6 + H2  C6H12 (циклогексан)
    С хлором - при освещении УФ-светом
    C6H6 + 3Cl2  C6H6Cl6 (гексахлорциклогексан или гексахлоран)


  • Природные источники получения бензола и его производных:Природные и попутные...

    21 слайд

    Природные источники получения бензола и его производных:
    Природные и попутные газы
    Нефть
    Каменный уголь

  • Применение

    22 слайд

    Применение

  • 3-я группаБензольные кольца вместе и врозь

    23 слайд

    3-я группа
    Бензольные кольца вместе и врозь

  • Вернемся к нашим целям:Изучить состав и строение молекулы   бензола.
Знать ва...

    24 слайд

    Вернемся к нашим целям:
    Изучить состав и строение молекулы бензола.
    Знать важнейшие физические и химические свойства бензола.
    Уметь работать с текстом и выделять главное по теме урока.
    Работать в группе, дополняя ответ товарища.

  • Результаты нашей работы:Озвучиваем итоги .

    25 слайд

    Результаты нашей работы:
    Озвучиваем итоги .

  • Творческие задания:Группа №1: написать синквейн.
Группа №2: написать акростих...

    26 слайд

    Творческие задания:
    Группа №1: написать синквейн.
    Группа №2: написать акростих.
    Группа №3: кластер «Применение бензола»

  • Озвучиваем свои творческие задания:

    27 слайд

    Озвучиваем свои творческие задания:

  • Домашнее задание:Параграф 7, стр.55, упр.3,4
   повторить всю тему «Углеводор...

    28 слайд

    Домашнее задание:
    Параграф 7, стр.55, упр.3,4
    повторить всю тему «Углеводороды»

  • Синквейн бензолтоксичный, бесцветныйгорит, коптит, пахнетслужит добавкой...

    29 слайд

    Синквейн
    бензол
    токсичный, бесцветный
    горит, коптит, пахнет
    служит добавкой к моторному топливу
    ароматический

  • Акростих Бесцветный
Едкий
Нерастворимый
Замещаемый
Опасный
Легкий

    30 слайд

    Акростих
    Бесцветный
    Едкий
    Нерастворимый
    Замещаемый
    Опасный
    Легкий

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок новых знаний "Бензол. строение молекулы и свойства" - заключительный в разделе "Углеводороды". Урок проведен с применением элементов технологии Критического мышления.Класс поделен на три группы. На стадии вызова каждая группа учащихся самостоятельно решают свою задачу, а ответ у всех один - формула бензола. На стадии осмысления каждая группа знакомится с текстом по своей теме, далее идет обсуждение в классе, учащиеся ведут соответствующие записи в тетради. На стадии рефлексии учащиеся выполняют творческие задания: написание синквейна, акростиха. При выполнении домашнего задания, учащиеся готовятся к заключительному уроку по теме "Углеводы" 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1137
    • RAR 286.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Татьяна Николаевна
    Иванова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1203
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе