Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Анненковская
вечерняя (сменная)
общеобразовательная
школа
РАЗРАБОТКА
УРОКА
Учитель математики
МБОУ Анненковской ВСОШ
Скачкова Е.В.
п. Анненковский Карьер
2013
Разработка
урока
«Пирамида.
Правильная пирамида. Усеченная пирамида»
Урок №4 по теме «Многогранники» в
курсе предмета геометрия 10-12 классов
Тема урока: Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная
пирамида.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Цели урока:
Образовательные
1. Ввести понятия пирамида, правильная пирамида,
усеченная пирамида;
2. Познакомить учащихся с элементами пирамиды
(грани, ребра, вершина, высота, апофема);
3. Формировать умение распознавать на моделях и
чертежах разные виды пирамид;
4. Научить изображать пирамиды, выполнять чертежи
по условию задачи;
5. Формировать умение соотносить трехмерные
объекты – пирамиды, с их описанием, изображением;
6. Выявить способы нахождения площади боковой
поверхности пирамиды;
7. Рассмотреть задачи, связанные с пирамидой.
Развивающая:
8. Способствовать убеждению учащихся в значении
математической науки для решения задач, возникающих в практической
деятельности.
Воспитательная:
9. Способствовать пониманию значимости математики
для научно-технического прогресса;
Оборудование и материалы к уроку: Модели пирамиды, презентация «Пирамиды», карточки с заданиями.
Методы: объяснительно-иллюстративный – рассказ и
объяснение учителя
репродуктивный – репродуктивная беседа, изображение
многогранников учащимися
частично-поисковый
или эвристический –
эвристическая беседа,
исследовательский – практическая работа с моделями пирамид, их
исследование и применение знаний на практике.
Формы организации работы в
классе: коллективная,
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы и виды деятельности
учащихся с примерной разбивкой по времени:
1. Этап актуализации опорных знаний учащихся – 5
минут – репродуктивная беседа;
2. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
– 15 минут – рассказ учителя и презентация;
3. Этап первичной проверки понимания изученного –
5 минут – ответы на вопросы;
4. Этап применения изученного – 15 минут
ü практическая работа по карточкам;
ü самостоятельная работа – решение задач разного уровня.
5. Этап рефлексии – 4 минуты – индивидуальная
работа учителя с каждым учащимся в процессе практической работы.
6. Этап подведения итогов – 1
Структура урока
1. Этап актуализации опорных знаний учащихся – форма совместной деятельности преподавателя
и учащихся – эвристическая беседа
ü Повторение планиметрии по теме «Прямоугольный
треугольник» «Четырехугольники» (используем информационные карточки по данным
темам, которые лежат на каждом столе)
ü Определение многогранника, выпуклого и
невыпуклого многогранника, призмы, правильной призмы, элементов многогранника и
призмы, площадь полной и боковой поверхности призмы.
2. Этап изучения новых знаний и способов
деятельности – форма
деятельности – рассказ учителя и презентация.
Слайд 2.
- О какой пирамиде говорится в данном тексте?
- Где еще в жизни можно встретить пирамиду? (Слайд
3)
Определение
пирамиды
1) Опр. Многогранник составленный из n-угольника
А1А2…Аn и
n треугольников с общей вершиной, называется пирамидой. Многоугольник А1А2…Аn называется основанием, треугольники – боковыми
гранями пирамиды. Точка Р – вершина пирамиды, отрезки РА1, РА2
…РАn –
боковые ребра пирамиды. (Слайд 4.). Показ моделей пирамид из пластика, дерева,
металла и т.д.
2) Элементы пирамиды: высота, вершина, грани.
Площадь боковой поверхности пирамиды
площадь полной поверхности пирамиды. (Слайд 5)
3) Правильная пирамида – Если в основании пирамиды
лежит правильный многоугольник, то такая пирамиды называется правильной.
Апофема пирамиды. Слайд 6.
4) Виды правильных пирамид.
5) Способы изображение пирамиды
6) Теорема: Площадь боковой поверхности
правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему
Sбок.пов.пр.пир.
= ½ Росн.* d
Проблемная ситуация: Представьте,
что вам надо покрыть железом крышу дома, которая имеет форму четырехугольной
правильной пирамиды. Апофема пирамиды 10 м, а сторона основания 12 м.
- Какие грани пирамиды (крыши)
будут покрываться железом? Покажите на развертке. Т.е. нам надо узнать площадь
боковой поверхности правильной пирамиды. Сколько боковых граней у данной
пирамиды? Значит Sбок.=S1 + S2 +
S3 +
S4
- Какими фигурами являются боковые
грани? (равнобедренные треугольники). Значит S1 = S2 = S3 =
S4 и
Sбок.=4S1
- Как найти площадь
равнобедренного треугольника? (Опорный конспект или таблица
S =
a * h / 2 )
- Чему будет равна площадь боковой
поверхности нашей пирамиды? Sбок.= 4 * (a * h / 2)
4 а = Росн. , h=d,
следовательно, Sбок = Росн. * d / 2, Sбок. = 12*4*10 /2=240 м2
7) Усеченная пирамида:
Многогранник, гранями которого являются многоугольники А1А2…Аn
и В1В2…Вn (нижнее
и верхнее основания), расположенные в параллельных плоскостях, и n
четырехугольников А1А2В2В1, А2А3В3В2,
… АnА1В1Вn (боковые грани) называется усеченной
пирамидой. Боковые ребра усеченной пирамиды А1В1, А2В2,
…АnВn.
Перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки
одного основания к плоскости другого основания, называется высотой усеченной
пирамиды. Боковые грани усеченной пирамиды – трапеции.
Усеченная пирамида называется
правильной, если она получена сечением правильной пирамиды, плоскостью
параллельной основанию. Основания правильной усеченной пирамиды – правильные
многоугольники, боковые грани – равнобедренные трапеции. Высоты этих трапеций
называют апофемами.
Площадью боковой поверхности
усеченной пирамиды называется сумма площадей ее боковых граней.
Теорема: Площадь боковой поверхности правильной
усеченной пирамиды равна произведению полусуммы периметров оснований на
апофему.
3.
Этап первичной проверки
понимания изученного
Ответы на вопросы (Слайд 11)
4. Этап применения изученного
– форма деятельности –
практическая индивидуальная работа: 1) Обозначьте пирамиду. Проведите и
обозначьте высоту. Выпишите для пирамиды: вершину, основание, боковые грани,
высоту. Напишите, чему будет равна площадь боковой и площадь полной
поверхности данной пирамиды (Раздаю карточки с изображением пирамиды).
2) Решение задач
разного уровня.
Первый уровень:
Основанием пирамиды является
ромб, сторона которого равна 5 см, а одна из диагоналей равна 8 см. Найдите
боковые ребра пирамиды, если высота ее проходит через точку пересечения
диагоналей основания и равна 7 см.
Второй уровень:
Основанием пирамиды является
равнобедренный треугольник с углом 1200. Боковые ребра образуют с ее
высотой, равной 16 см, углы в 450. Найдите площадь основания
пирамиды.
Третий уровень:
Найдите площадь боковой
поверхности правильной пятиугольной пирамиды, если ее апофема равна 16 см, а
сторона основания в два раза меньше апофемы.
5. Этап рефлексии
1) Выяснение и устранение проблем при выполнении
практической работы (Способность учащегося к оценке собственной учебной
деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, требованиям и т.д.).
2) Какая проблема возникала во время
проведения практической работы, как вы ее устранили?
6. Этап подведения итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.