МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ Г.К. ЖУКОВА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
ФИЗИКА
Разработка урока по физике
на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса
Выполнила:
Алёнкина Ольга Васильевна, учитель физики и информатики, высшая
квалификационная категория
с. Троицкое - 2014
Цель урока:
·
Рассмотреть физические
свойства разных состояний вещества.
·
Сформировать
познавательный интерес к новой теме, навыки самостоятельной и коллективной
работы.
Задачи урока:
Образовательные:
•
Сформулировать на основе
экспериментальных данных свойства вещества, находящегося в различных
состояниях.
•
Продолжить работу по
формированию умения составлять таблицу при систематизации и обобщении знаний.
Воспитательные:
•
Сформировать
познавательный интерес и любовь к предмету.
•
Воспитывать
коммуникабельность.
Развивающие:
•
Развивать аналитическое
мышление учащихся, творческую самостоятельность.
•
Развивать интерес к
физике.
I. Вступление.
Что? Почему?
Зачем? И Где?
Живут в земле, в
огне, в воде.
Вот в первый раз
Огонь добыт.
(А почему огонь
горит?)
Зерно
Под солнцем проросло.
(Зачем растению
тепло?)
Дым - лёгкий,
А скала тверда.
Что значит «лёд»
А что «вода»?
Что? Почему?
Зачем? И Где?
Вопросы ставим
мы себе.
Вот почему из
года в год Наука движется вперёд.
В этом
стихотворении поставлен ряд вопросов, ответы на которые вы получите, изучая
физику, в том числе и сегодня.
П. Постановка проблемы урока.
Опыт
1: Лёд тает в руке
ученика.
Опыт
2: Пар от кипящей воды в
чайнике.
Что произошло со
льдом? Что такое пар?
Назовите, в
каких состояниях находится вода?
На примере воды
мы видим, что вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях - твёрдом,
жидком и газообразном.
Ш. Запись даты и темы урока.
Агрегатные
состояния вещества.
IV. Изучение нового материала.
Итак, исследуем, какими свойствами обладают твёрдые
тела, жидкости и газы и одновременно начнём заполнять таблицу, которая у вас
уже есть на листах.
Состояние
вещества
|
Свойства вещества
|
Твердое
|
|
Жидкое
|
|
Газообразное
|
|
Опыт 3: Попытайтесь сжать или согнуть брусок. Можно
это сделать? Сделайте вывод относительно формы и объёма твёрдого тела.
Опыт 4: Необходимо сжать бутылку с водой. Вывод:
жидкость сохраняет объём.
Опыт 5: Переливание воды. Вода принимает форму сосуда,
в который налита. Опыт Опыт 6: Стакан, перевёрнутый в
сосуд с водой. В стакане есть воздух, находящийся в газообразном состоянии.
Опыт 7: Сжать бутылку с воздухом.
Опыт 8: Воздушный шар, перевязанный нитью. Газ
легко изменяет объём, не имеет формы, заполняет весь предоставленный объём.
Опыты показали нам, какие свойства имеют твёрдые, жидкие и газообразные тела.
Физминутка:
А теперь
представьте, что вы являетесь молекулами вещества под именем «семиклашка».
Итак, вещество находится в твёрдом состоянии, возьмитесь за руки, молекулы
твёрдого тела могут совершать только колебания. Покажите это. Но вот твёрдое
тело превращается в жидкость, которая течёт. Поднимитесь и ручейком подойдите
ко мне. А жидкость превращается в газ, молекулы парят, парят, парят....
А бывает и
обратный процесс - газ превращается в жидкость и она течет обратно, сядьте на
свои места. Итак, наше вещество стало снова твёрдым телом.
Мы с вами отдохнули.
V. А сейчас поиграем. Соревнования проводятся между рядами, а
также, индивидуальные.
1 этап (индивидуальные ответы): Отгадайте загадки.
Назовите состояние вещества, о котором идёт речь.
1. И в огне не горит, и в воде не тонет. ( Лёд)
2. Летит — молчит. Лежит - молчит. Когда умрёт,
тогда заревёт.
(Снег).
3. Что за звёздочки чудные, на пальто и на
платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. ( Снежинки )
4. Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит - не
выбежит. (Река)
5. Что вверх корнем растёт? (сосулька)
6. Бел как снег, в чести у всех, (сахар)
7. Я под мышкой посижу И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
8. То, как арбуз, велики,
То, словно яблоки мелки.
Они не могут говорить,
Но могут вес определить. (Гири)
2 этап (работа в парах) Эстафета «Исключи
лишнее».
Из предложенного списка оставьте названия веществ:
1 ряд - в твёрдом состоянии
2 ряд - в жидком состоянии
3 ряд - в газообразном состоянии.
Дерево
|
Молоко
|
Воздух
|
Вода
|
Дым
|
стекло
|
Железо
|
Спирт
|
Кислород
|
Водород
|
Медь
|
Сок
|
пластмасса
|
джомба
|
Углекислый
газ
|
3
этап (работа в группах): «Отгадай
кроссворд».
По горизонтали:
1. Состояние, в котором вещество, сохраняя свой объём,
но принимает форму сосуда, в котором находится.
Мельчайшая частица вещества.
4.
Первый советский
космонавт.
5.
Состояние вещества,
характеризующееся отсутствием своего объёма и формы.
6.
Самопроизвольное
перемешивание веществ.
8.Частица, входящая в состав молекулы.
По вертикали:
2. Физическая величина, от которой зависит быстрота
протекания диффузии.
3.
Растекание жидкости по поверхности твердого тела.
Подведем итог
урока. Посчитайте все свои жетоны и те, у которого их 3 и более получают -«5»,
у кого 2 жетона получают -«4». А низкие оценки я сегодня ставить не буду. А
теперь подведем общекомандный результат: посчитайте жетоны всех учеников
сидящих на одном ряду.
Победителем игры становится команда___________ ряда.
(Если останется время с учениками можно
разобрать стихотворение, прочитанное в начале урока, и указать в каких состояниях
находятся вещества, перечисленные в нем).
Домашнее
задание: § 12, подобрать 3 поговорки о различных
агрегатных состояниях вещества.
Спасибо,
ребята, за урок! До свидания.
Получившие оценки подайте дневники.
При подготовке к уроку были использованы
интернет – ресурсы:
http://nn-podarok.ru/o-svechah
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.