Инфоурок Физика Другие методич. материалыРазработка урока по физике

разработка урока по физике

Скачать материал

Урок по теме «Механические колебания.

Величины, характеризующие колебательное движение»

(9класс)

Цель урока:

сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;

формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

 умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: демонстрационное: компьютер, экран, мультимидийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.

Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала и закрепление.

Закрепление изученного материала.

Итог урока

Домашнее задание.

 

Ход урока

Организационный момент.

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

   2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

Вопросы к кроссворду:

Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?

Характеристика взаимодействия тел.

Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.

Как называется падение тел под действием силы тяжести?

В каких единицах измеряют углы?

Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…

Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.

Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.

             Назовите мне ключевое слово -  КОЛЕБАНИЯ.

Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:

                                       Рожденный пустыней,

                                       Колеблется звук,

                                       Колеблется синий,

                                       На ветке паук.

                                       Колеблется воздух

                                       Прозрачен и чист,

                                       В сияющих звездах

                                       Колеблется лист.

Ребята, а как вы думаете, изменится ли смысл стихотворения, если  глагол колеблется мы заменим глаголом движется. (Ответы учащихся. Анализ стихотворения)

 

Оборудование: компьютер, экран, мультимидийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.

III. Основная часть. Изучение нового материала

Демонстрации колебаний тела на пружине и на нити. Введем основные характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота и фаза колебаний: (Слайд 6)

Амплитуда – максимальное отклонение относительно положения равновесия (А, м)
Период – время полного колебания (Т, с)
Частота – число колебаний за единицу времени (v, Гц)
Формулы:

Т = 1/v; Т = t/n – период { с }
v = 1/Т; v = n/t – частота { Гц }
А – амплитуда { м }

IV. Закрепление: (Слайд 8)

1. Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50полных колебаний за 20 с.
2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц. 

Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов».  Каждая группа получает задание:

Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:

№ опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

 

№ опыта

длина, м

амплитуда, м

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

 

 

№ опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

 

0,1

 

2

 

0,1

 

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: период колебаний математического маятника не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит только от  длины математического маятника.

V. Обобщение: (Cлайды 10, 11)

От чего зависит период колебаний математического маятника:

Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Укажите все правильные  утверждения:

А. Чем длиннее нить, тем больше период колебаний.
Б. Частота колебаний зависит  от массы груза.
В. Груз проходит положение равновесия через равные интервалы времени

Подвешенный на нити груз совершает малые незатухающие колебания, укажите все правильные утверждения

А. Чем длиннее нить, тем больше частота  колебаний
Б. При прохождении грузом положения  равновесия скорость груза максимальна
В. Груз совершает периодическое  движение

Характеристики колебательного движения: амплитуда, период и частота. (Слайд 12)

Период колебаний математического маятника не зависит ни от амплитуды, ни от массы груза, а зависит от длины нити и ускорения свободного падения

VI. Домашнее задание: § 24, 25, упр. 21 ( 4). (Слайд 13)

 

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока: 

Ваше настроение на уроке:

1.        Нет впечатлений
2.        Хорошее
3.        Плохое

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по физике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок изучения нового материала на тему "Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение". Урок построен по технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Учащиеся познакомятся с характеристиками  колебательного движения: амплитудой, периодом и частотой. Изучат формулы, связывающие данные характеристики. Учащиеся определят различие слов колебание и движение.На этапе осмысления учащиеся в группах проводят исследование зависимости периода  колебаний математического маятника от амплитуды, длины маятника и массы колебающегося тела. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 348
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковалькова Ульяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковалькова Ульяна Анатольевна
    Ковалькова Ульяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 2955
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 002 человека

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции