Приложение «Царство. Растения»
Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин
по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на
поле горох, а затем, уже после гороха, пшеницу и другие культуры и получал
богатые урожаи. Чем можно объяснить большие урожаи Шубарта?
«Чья вина?»
В книге С. Ивченко
«Загадка Цихони» описан курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью
приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев
голую тайгу, он спросил лесничего:
_Это хвойный лес?
_Хвойный
_А где хвоя?
_Опала
_По чьей вине?
_Природы
_Вы мне за природу
не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?
«Реши экологическую проблему»
1. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые
заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные
растения находились на большом расстоянии друг от друга?
2. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение
одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот
процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?
Головоломка-загадка
В этой головоломке зашифрована загадка. Прочитайте ее и
попробуйте отгадать.
ВкШрАаПсКнЕой
ВоРпАаГсный
ПпОгЛлЮяБдУиЙдСаЯ
СоТбОоРйОдНиКОЙ.
В шапке красной-враг опасный.
Полюбуйся, погляди да сторонкой обойди.
(мухомор)
ГОЛОВОЛОМКА
«Сбор грибов»
Из
букв в приведенных ниже словах составьте названия грибов. Напишите их
названия.
1.
ДИВО+ПОНИ+СОК
(подосиновик)
2.
ГРУЗ+КОД+ПОД
(подгруздок)
3.
ЛЕН+АС+КОМ
(масленок)
Обобщающий урок биологии в 6
классе
по теме: Бактерии. Грибы.
Покрытосеменные растения
Цель урока: - закрепить полученные знания и подготовить уч-ся 6
класса к контрольной работе
Задачи:
1.
Учебно-познавательная:
дать
развернутую характеристику представителям различных царств живых организмов,
этапы их развития и особенности строения.
2.
Воспитательная: создать условия,
способствующие развитию экологической грамотности; бережного отношения к
природе
3.
Развивающая: создать условия,
способствующие развитию познавательной активности обучающихся; развитию речи,
внимания, памяти
Формы
работы:
- групповая,
- индивидуальная,
- фронтальная.
Методы:
- словесный
(эвристическая беседа),
- наглядно-образные
(натуральные объекты, гербарии, микропрепараты).
Организация
деятельности на уроке:
- развивающее
повторение (актуализация знаний),
- обобщение
изученного (игра),
- закрепление
(составление синквейна).
Оборудование:
микроскопы и
готовые микропрепараты, спилы деревьев, гербарий с образцами растений двух
классов «Однодольные и двудольные»; презентация для работы, жетоны для подсчета
очков.
Тема, число и
цель записаны на доске.
Урок проводится в виде игры «Пирамида знаний». Столы расставлены для 2-х групп (1-ая группа
«Девочки» 2-ая группа «Мальчики»
Ход урока
I.
Мотивация
Здравствуйте,
рада вас видеть, садитесь, пожалуйста
II.
Актуализация
знаний.
Растительный мир нашей планеты очень
разнообразен.
Одни из них обитают в глубинах
океана, другие растут возле дома или на пришкольном участке. Одни дают нам
пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях.
Одни радуют нас своими яркими красивыми цветками, а другие не цветут никогда. Кроме
царства растений существуют и другие царства. Царство Грибы. Царство Бактерии.
Царство Животные.
Как же мы разберемся во всем
многообразии живых организмов, населяющих планету Земля? Мы совершим сегодня
необычное и увлекательное восхождение по пирамиде знаний.
Итак, мы начинаем свое восхождение!!!
III.
Обобщение
изученного
Итак, первая плита «фундаментальная»
Чтобы преодолеть ступени этой плиты
нужно кратко ответить на вопросы. Каждый уч-ся из двух сформированных групп
получает жетон за правильный ответ.
1.
Где
обитают бактерии?
2.
По
строению клетки бактерии относят к….?
3.
Какие
бактерии относят к автотрофам?
4.
Бактерии
в виде спирали….?
5.
Бактерии в
виде запятой….?
6.
Шарообразные
бактерии…?
7.
Как
размножаются бактерии?
8.
Когда
бактерии образуют спору?
9.
В
бактериальной клетке вместо ядра…?
10.
Какие
бактерии относят к хемосинтетикам?
11.
Какие
бактерии относят к гетеротрофам?
12.
Как
называются бактерии, живущие в симбиозе с бобовыми растениями?
13.
Какую
форму имеет бактерия, вызывающая туберкулез?
14.
Какие
бактерии превращают молоко в кефир?
На пути восхождения, как правило,
всегда встречаются различного рода препятствия, которые необходимо преодолеть-решить
задачку.
Лет 300 назад в Австрии жил простой
крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала
сеял на поле горох, а затем, уже после гороха, пшеницу и другие культуры и
получал богатые урожаи. Чем можно объяснить большие урожаи Шубарта?
Вы преодолели 14 ступенек 1
препятствие и приблизились ко второй плите пирамиды знаний.
(Вопросы отображены в слайдах
презентации)
Слайд 1. Грибы-не растения и не
животные
Слайд 2-12 загадки и головоломки
И вот новое препятствие на вашем пути
Грибы по своему строению делятся на
одноклеточные и многоклеточные.
Предлагаю, двоим участникам (из
каждой группы по одному) подойти к главному столу, посмотреть в окуляры
микроскопов и по готовым микропрепаратам определить название грибов и их
группу.
Вы преодолели 12 ступенек 1 препятствие
и приблизились к вершине пирамиды.
Вы очень устали, пока преодолевали ступеньки и препятствия на вашем пути.
Проведем небольшую физминутку.
А теперь
вперед! Внимание! Стражи пирамиды просят вас решить следующие задачи на
сообразительность и внимание.
«Чья вина?»
В книге С. Ивченко
«Загадка Цихони» описан курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью
приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев
голую тайгу, он спросил лесничего:
_Это хвойный лес?
_Хвойный
_А где хвоя?
_Опала
_По чьей вине?
_Природы
_Вы мне за природу
не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?
«Реши
экологическую проблему»
1. Известно,
что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы
могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на
большом расстоянии друг от друга?
2. Летом
в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей.
Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть
его последствия для водоема?
Выполните задания
1. На столе у каждой группы гербарий растения. Опишите вид корня, тип
корневой системы, строение листа, тип стебля, к какому классу относится данное
растение
2. По спилу определите сроки жизни растения с деревянистым стеблем и
влияние внешних условий на его рост.
Вот и закончились
конкурсы на игровом поле, давайте еще раз обратимся к теме урока. Как она
звучит?
Давайте поставим ударение на последнем слове нашей темы и сделаем
вывод. Все цветковые растения обладают общими свойствами:
- Все они цветут.
- Для всех них
характерно двойное оплодотворение.
- Семена находятся
внутри плода и защищены околоплодником.
Для
закрепления составим синквейн
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Правила составления
·
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе
одно слово (обычно существительное или местоимение), которое
обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
·
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они
дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне
предмета или объекта.
·
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные
действия объекта.
·
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
·
Пятая строка — одно слово-резюме,
характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейн «Покрытосеменные»
- Растения.
- Цветковые,
покрытосеменные.
- Цветут, растут,
плодоносят.
- Покрытосеменные
господствуют среди растений, населяющих сушу Земли.
Итак,
подсчитаем количество набранных вами баллов. У кого больше, тот и победил. В
качестве приза команда набравшая большее количество жетонов получает отличные
оценки. Ну а проигравшая команда не расстраивается и получает поощрительный
приз – оценки “хорошо”.
Вы все сегодня хорошо
поработали, и я надеюсь, что те знания, которые вы продемонстрировали нам на
этом нетрадиционном уроке, надолго сохранятся в вашей памяти и пригодятся в
жизни.
5.
Домашнее задание: Составить
синквейн по теме «Бактерии». Подготовиться к контрольной работе
6.Рефлексия.
Ученикам предлагается
наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию
после урока).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.