ТЕМА:
Соцветия, их значение в жизни растений.
Цели урока:
1)
продолжать формировать у учащихся представление о цветке, как главном
генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии,
познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью;
2) научить различать
и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия, называть растения,
обладающие определенным соцветием;
3) продолжить
формирование умений выполнять практические работы, умение работать в парах, группе
и самостоятельно, продолжить воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование:
компьютер,
диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», графопроектор, таблицы: «Соцветия простые и
сложные», «Генеративные
органы растений», схемы и изображения различных соцветий; цветущие комнатные растения, гербарии
цветущих растений; разборная модель
«Цветок вишни», «Цветок пшеницы», лупы.
Ключевые
слова и понятия: одиночный цветок, соцветие, простые соцветия и сложные соцветия, главная ось,
боковые оси, сидячие цветки, цветки на цветоножках; различные типы соцветий: кисть,
простой колос, початок,
корзинка, головка, простой зонтик, щиток, завиток, метелка (сложная кисть), сложный зонтик, сложный колос.
Ход урока
I. Орг.
момент. Знакомство, цели, задачи, план урока.
II. Актуализация знаний. Проверка д/з.
Одному учащемуся дается
задание собрать цветок с двойным околоцветником (Игра «Биологический конструктор») написать формулу цветка,
другому – тест «Цветок. Строение цветка», третий выполняет компьютерный тест по
диску ( виртуальная школа Кирилла и Мефодия). Учитель в это время работает с классом.
Биологический диктант (фронтальный
опрос с использованием графопроектора )
Учитель
читает определения биологических терминов, а дети записывают термин, определение которого прозвучало.
1. Генеративный орган цветковых растений,
в котором происходит оплодотворение и
формируется семя.
2.
Самая
яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета.
3. Венчик, лепестки которого
срастаются между собой.
4. Венчик, как правило, окружен
окрашенной в зеленый цвет....
5. Совокупность чашечки и
венчика цветка.
6. Если у цветка присутствует и
чашечка, и венчик, такой околоцветник
называют ... .
7. Если у цветка нет разделения
на чашечку и венчик (на лепестки и листочки),
такой околоцветник называют....
8. Если листочки околоцветника
расположены таким образом, что через них можно провести несколько осей
симметрии, то такие цветки
называют....
9. Если через цветки можно
провести только одну ось симметрии, то
такие цветки называют ....
10. Женский орган у
покрытосемянных растений.
11. Мужской генеративный орган
цветка.
12. Ось цветка, к которой
прикрепляются его основные части: чашелистики,
лепестки, пестики, тычинки.
13. Верхняя часть тычинки, внутри
которой развивается и созревает пыльца.
14. Верхняя часть пестика,
приспособленная для удержания на нем пыльцы.
15. Цветки растений, в которых
имеются как мужские органы (тычинки),
так и женские (пестики).
16. Растения, мужские и женские
цветки которых расположены на разных
особях.
После
выполнения работы учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа.
Работу
можно проводить как контроль знаний учащихся с последующей проверкой учителем и выставлением оценок.
III. Изучение нового материала
1. Беседа учителя с учащимися:
-Каким
органом по своим функциям является цветок? (Дети отвечают.) Цветок — генеративный орган
растения.
-
Какова основная функция цветка? (Дети отвечают.) Цветок служит для семенного размножения
растений.
Вспомните,
цветки некоторых растений расположены одиночно на стебле.
-Какие
растения имеют одиночные цветки? (Дети отвечают.) Тюльпан, вьюнок, нарцисс, роза,
гербера. (Учитель демонстрирует изображения одиночных цветков, комнатные растения с
одиночными цветками, срезанные декоративные растения в вазах, гербарии.)
Но у
большинства растений цветки собраны в пышные соцветия. (Учитель
демонстрирует изображения
различных соцветий, цветущие комнатные растения, гербарии.)
-Попробуйте
самостоятельно дать определение понятию «соцветие». (Дети дают определение,
учитель подводит итог.)
Соцветия
— группы цветков, расположенных
близко друг к другу в определенном порядке.
Обратите
внимание, как различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия? (Дети
отвечают.) Одиночные цветки чаще всего бывают более крупными, чем цветки, собранные в
соцветия.
-Как
вы думаете, в чем заключается биологическое значение соцветий? (Дети отвечают.) Биологическое значение
соцветий заключается в том, что большое количество расположенных рядом цветков (особенно мелких)
увеличивает вероятность их опыления, а следовательно оплодотворения и образования плодов и семян.
В
каждом соцветии можно выделить главную ось. Среди множества различных соцветий выделяют
две основных группы: простые соцветия и сложные соцветия. Если все цветки соцветия
расположены на главной оси, такое соцветие называют простым. Цветки на
главной оси могут быть сидячими (вспомните, что такое сидячий цветок?), а могут
прикрепляться к ней
посредством цветоножек. Но если от главной оси отходят боковые, на
которых расположены цветки, то такие цветки называют сложным. Давайте более
подробно рассмотрим строение простых и сложных соцветий.
2.
Организация работы учащихся с учебником и таблицей: (Таблицы «Простые и сложные
соцветия», приложение 1)
А).Используя
стр.129-130 учебника заполнить графу рисунок.
Б).
Проверка качества выполнения работы: ученики по очереди читают а учитель
показывает карточки с рисунками соцветий.
Ребята
теперь у вас на столах таблица-определитель соцветий, который используем для
проведения лабораторной работы (Приложение 2).
3.
Ф/М. Сели удобно на стульях. Головы чуть опрокинули назад. Руки положили на
колени. Закрыли глаза. Тишина. Утро. Где-то в саду слышно пение птиц. Утренние
лучи солнца нежно греют ваше лицо, руки, все тело. Вам хорошо, вы отдохнули,
полны сил. Медленно открываем глаза, мы снова готовы к работе.
4.
Проведение лабораторной работы «Соцветия».
-Инструктаж:
при работе с увеличительными приборами и гербарным материалом.
-ЛР
стр.131 учебника с использованием таблиц-определителей предыдущего задания.
У вас
на столах лежат гербарии цветущих растений и лупы.
1.
Внимательно с помощью лупы рассмотрите соцветия на гербарном материале.
2.
Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле.
3.
Пользуясь таблицей-определителем выясните как называются эти соцветия. (+
рис.103 учеб.)
4.
Проверка правильности определения: I-в.
Кисть(черемуха); II-в. Сложный зонтик(морковь,
сныть, вех, болиголов); III-в. Головка(клевер); IV-в. Кисть(ландыш, акация, пролеска); V-в. Корзинка(одуванчик, мать-и-мачеха)
IV. Д/з.
1. Оформить ЛР
2. П.30, стр.129-130;
3. Словарь
4. Творческая работа: по
желанию
1)среди комнатных растений
найти и определить растения со сложными соцветиями.
2) сообщение «Самые крупные
соцветия».
V. Подведение итогов урока.
1. Тест «Соцветия».(в-2:
фронтальный опрос с использованием гербарного материала «Соцветия»)
2. Оценки.
3. –Что нового вы узнали на
уроке? Чему научились?
- Какие
моменты урока вам больше всего понравились?
Литература:
1. В.В.Пасечник Биология, учебник для общеобразовательных
учреждений, Дрофа, М. 2010г.
2. Биология. Поурочные планы по учебнику
В.В.Пасечника. Авт.-сост. Н.И.Голушкова. Волгоград. Учитель.2005г.
3. Биология. Технология системной диагностики
и мониторинга качества обучения. Издательство БИРО Уфа. 2005г.
4. Калинина А.А. Поурочные разработки по
биологии. 6(7) класс. М. Вако. 2005г.
5. Биология для поступающих в вузы. Р.Г.Заяц и
др. Ростов н/Д. Феникс. 2014г.
Приложение1
Тест: Цветок.
Строение цветка
1. Двойной околоцветник
состоит из:
А. венчика и лепестков
В. тычинок и
пестика
Б. чашечки и чашелистиков Г.
чашечки и венчика
2. Цветки с простым
околоцветником характерны для:
А. лилии и тюльпана В. вороньего глаза и черемухи
Б. яблони и вишни Г. тюльпана и яблони
3. Основными
частями цветка, участвующими непосредственно в размножении, являются:
А. чашечка и венчик В. тычинки и пестик
Б. чашечка и пестик Г. тычинки и венчик
4. В раздельнополых
цветках имеются
А. и тычинки и пестики В. только пестики
Б. только тычинки Г. либо тычинки, либо пестики
5. Тычинка состоит из:
А. тычиночной нити и рыльца
Б. тычиночной нити и пыльника
В. тычиночной нити и столбика
Г. столбика и завязи
6. Женскими
цветками являются те, в которых
А. есть и тычинки и пестики
Б. есть только пестики
В. есть только тычинки
Г. есть либо тычинки, либо пестики
7. Обоеполые
цветки характерны для:
А. ивы и лилии
Б. кукурузы и вишни
В. яблони и сливы
Г. облепихи и сирени
8. Венчик, тычинки
и пестик расположены на
А. цветоножке В. завязи
Б. цветоложе Г. чашечке
9. Основной
функцией венчика является:
А. защита внутренних частей цветка
Б. участие в размножении
В. привлечение насекомых-опылителей
Г. все перечисленное
10. Двудомными называются
растения, у которых
А. на одном растении развиваются
обоеполые цветки
Б. обоеполые цветки развиваются на
разных растениях
В. однополые цветки развиваются на
одном растении
Г. однополые цветки развиваются на
разных растениях
11. Двудомными растениями
являются:
А. ольха и кукуруза В. ива и вишня
Б. тыква и огурец Г. тополь и облепиха
Приложение
2
Соцветия
↓ ↓
Простые Сложные
↓ ↓
Все цветки соцветия
расположены на главной оси
|
От главной оси отходят боковые оси, на которых
расположены цветки
|
Кисть
Колос
Початок
Корзинка
Головка
Зонтик
Щиток
Завиток
|
Метелка (сложная
кисть)
Сложный зонтик
Сложный колос
|
Приложение
3
Соцветия
Тип соцветия
простые
|
Описание
|
Примеры растений
|
Рисунок
|
Кисть
|
От длинной главной оси отходят цветоножки, на которых
расположены цветки
|
Капуста, ландыш, черемуха
|
|
Простой колос
|
Сидячие цветки
(без цветоножек) расположены на одной главной оси
|
Подорожник, ятрышник, вербена
|
|
Початок
|
Главная ось
сильно утолщена (она толстая и мясистая), на ней расположены сидячие цветки
|
Кукуруза
(женское
соцветие),
белокрыльник
|
|
Корзинка
|
Главная ось
утолщена и имеет блюдцевидную форму, на ней расположены многочисленные мелкие сидячие цветки
|
Астра, подсолнечник, ромашка, одуванчик, осот, бодяк, календула
|
|
Головка
|
Главная ось
укорочена и округло расширена (имеет булавовидную форму), на ней тесно расположены сидячие цветки или цветки на очень коротких цветоножках
|
Клевер,
Черноголовка,
цефалярия
|
|
Простой зонтик
|
Главная ось
укорочена, цветоножки, имеющие практически одинаковую длину, отходят как бы от одного места
|
Примула, вишня, лук
|
|
Щиток
|
На удлиненной главной оси расположены
цветки на удлиненных цветоножках таким образом, что сами цветки оказываются на одной
высоте
|
Груша, спирея, калина
|
|
Завиток
|
Главная ось
заканчивается цветком, под ним образуется ось второго порядка, также
заканчивающаяся цветком и т. д.
|
Окопник
лекарственный,
незабудка
|
|
Тип соцветия
сложные
|
Описание
|
Примеры растений
|
Рисунок
|
Метелка
(сложная
кисть)
|
От главной оси
отходят многочисленные
ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия
|
Сирень, виноград, мятлик, овес,
просо
|
|
Сложный зонтик
|
От укороченной
главной оси отходят простые соцветия (зонтики)
|
Морковь, петрушка,
укроп, тмин,
борщевик
|
|
Сложный колос
|
На главной оси
расположены отдельные
короткие колоски, образованные несколькими цветками
|
Пшеница, рожь, ячмень
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.