Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока по биологии (10 класс)

разработка урока по биологии (10 класс)

Скачать материал

Тема урока: Генетика пола, сцепленное с полом наследование.

Цель урока:  рассмотреть механизм определения пола человека и наследования признаков,

сцепленных с полом; продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности.

Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда

 

Оборудование: компьютер, м/м презентация, таблицы «Генетика пола»

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, эвристическая беседа, индивидуальная(решение задач)

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение материала по теме «Генетика» и рассмотрим механизм наследования пола у человека, а также механизм передачи от родителей детям тех признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, а также продолжим формировать умения применять теоретические знания при решении задач.

 

Тема урока: Генетика пола.

Мотивация: знания по данной теме также очень важны, как и знания предыдущих тем, так как находят своё применение в реальной личной жизни каждого из нас. Если вы сегодня хорошо и внимательно поработаете, то в конце урока сможете разгадать зашифрованное слово и узнать об одном удивительном наследственном заболевании.

 

Постановка проблемы:

Каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1 : 1. Как объяснить это явление? Это говорит о том, что 100 женским особям соответствуют 100 мужских. Генетические основы этих явлений связаны с гомозиготностью одного пола и гетерозиготностью другого.

Существует мнение, что мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

Предлагаю вам подумать над этими вопросами, ответы на которые вы постараетесь сформулировать сегодня на уроке.

Прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим имеющиеся уже у нас знания. Они помогут нам при изучении новой темы.

 

Цифровой диктант по  биологическим терминам:

1.      генетика                   

2.      доминантный признак                   

3.      рецессивный признак

4.      генотип                    

5.      фенотип        

6.      гетерозиготная особь

7.      гомозиготная особь

8.      наследственность    

9.      изменчивость           

10.  соматические клетки

 

11.  гибрид                      

12.  моногибридное скрещивание                   

13.  дигибридное скрещивание

14.  полигибридное скрещивание

15.  диплоидный набор хромосом

16.  гаплоидный набор хромосом

17.  1900

Вопросы к диктанту

1.      Наука о наследственности и изменчивости

2.      Скрещивание по одному признаку

3.      Год рождения генетики

4.      Неполовые клетки

5.      Преобладающий признак

6.      Свойства организма передавать признаки будущему поколению

7.      Зигота, получившая два разных аллеля

8.      Свойства организма приобретать новые признаки

9.      Зигота, получившая оба одинаковых аллеля

10.  В половых клетках образуется …

11.  Скрещивание по двум парам признаков

12.  Совокупность всех внешних и внутренних признаков

13.  Потомков от скрещивания называют …

14.  Скрещивание по множеству признаков

15.  Совокупность всех генов организма

16.  Непроявленные признаки называют

17.  Полный набор хромосом  вида называют…

 

Ключ ответов:

1, 12, 17, 10, 2, 8, 6, 9, 7, 16, 13, 5, 11, 14, 4, 3, 15

 

3. Изучение нового материала.

 

Рождение ребёнка – это огромная ответственность и огромное счастье. Как определить вероятность рождения у супружеской пары девочки или мальчика? Постараемся ответить сегодня на этот вопрос.

Результаты проведенных цитогенетических исследований показали, что у множества животных и растений набор хромосом мужских и женских организмов имеет отличие в одной паре хромосом. Позднее  было выяснено, что эти хромосомы имеют отношение к определению пола, поэтому их называют половыми хромосомами. В хромосомном  наборе человека, животных и растений наряду с обычными хромосомами (аутосомы) имеются половые хромосомы, которые обозначаются Х и  У

Определение в тетрадь:

            Аутосомы – хромосомы, одинаковые у обоих полов

Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский организм отличаются

Среди них Х-хромосома обозначает женский организм, а У- хромосома – мужской пол.

            Это можно увидеть на примере мухи-дрозофилы. Из имеющихся 4 пар хромосом в теле дрозофилы 6 являются аутосомами, одна пара хромосом является половой. У самок они бывают одинаковые ХХ, у самцов они разные ХУ.

У большинства видов в клетках тела половых хромосом бывает по две – ХХ и ХУ. Мы знаем, что в процессе мейоза  образуется равное количество Х- и У-хромосомных гамет, поэтому соотношение полов в результате оплодотворения равно 1:1.

Если в соматических клетках половые хромосомы одинаковые – ХХ, то их называют гомогаметами, если разные – ХУ – гетерогаметами.

 У человека, млекопитающих, животных, дрозофилы и большинства других видов женская особь гомогаметна (ХХ), мужская – гетрогаметна (ХУ). Эти виды в период мейоза образуют одинаковые яйцеклетки и разные сперматозоиды.

Женский пол кур и других птиц, гусеницы шелкопряда, бабочек наоборот – гетерогаметен(ХУ), мужской пол – гомогаметен(ХХ). Некоторые насекомые вообще не имеют У-хромосому. Например, у самок кузнечика и клопа – ХХ, а у самцов одна Х-хромосома (ХО)

Существует   5 типов хромосомного    определения   пола. Проецируется на слайде.

Наследование, сцепленное с полом

От каждого из нас во многом зависит, каким будет здоровье наших детей. В половых хромосомах заложены не только признаки, определяющие половую принадлежность человека, но также и множество других признаков, в том числе и ряд заболеваний Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Эту закономерность впервые открыл  Томас Морган. Он проводил опыты по исследованию наследования цвета глаз дрозофилы. Он скрестил красноглазую самку с белоглазым самцом.  Красный цвет  глаз (Wx) дрозофилы преобладает над белым цветом глаз (W). В результате этого скрещивания в первом поколении все гибриды оказались красноглазыми. При скрещивании особей F1  между собой во втором поколении F2  все самки получились красноглазыми, половина самцов- красноглазыми, половина- белоглазыми.

Решение данного примера на доске

W - красноглазость,   w - белоглазость

Р ♀  Х WXW  x  ♂ XwY

                  красн.        белогл.

G  Х W , XW           Xw ,Y

 

F1   Х WXw ,   Х WXw,   Х WУ,  Х WУ

        красн                красн       красн           красн

Во втором случае Томас Морган скрестил белоглазую самку с красноглазым самцом. Здесь уже  в первом поколении самки оказались красноглазыми, самцы белоглазыми. При скрещивании полученных в F1 мух между собой получили потомство самцов и самок, половина которых была красноглазыми, половина – белоглазыми.

Р ♀  Хw Xw  x  ♂ X W Y

            белогл                 красн.       

G     Хw Xw              XW,Y

 

F1   Х WXw ,   Х WXw,   ХwУ,  ХwУ

        красн                красн       белогл   белогл

 

Ученый считал, что гены, определяющие цвет глаз, находятся в половых хромосомах.

Это явление характерно для человека и животных.

К настоящему времени зарегистрировано более 2 тысяч наследственных заболеваний человека.  Вместе с тем вполне понятно, что если какой-либо ген локализован в Y-хромосоме, то он может передаваться только по мужской линии. Таких генов немного. Однако было указано, что признаки человека-дикобраза передаются только мальчикам. То же установлено для некоторых случаев синдактилии, проявляющейся в виде перепончатообразного сращения 2-го и 3-го пальцев на ноге. В самое последнее время установлено, что гипертрихоз края ушной раковины (ряды волос) связан с геном, локализованным в Y-хромосоме. В изученной семье на протяжении пяти поколений этот признак передавался только по мужской линии.

Условно наследственные болезни можно подразделить на 2 большие группы: генные мутации (болезни обмена веществ или молекулярные болезни) и хромосомные болезни.  

Определение в тетрадь:  Наследование генами, расположенными в половых хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом.

Черты характера, темперамент тоже передаются генетически, но это очень сложно спрогнозировать. Но характер ребенка – это не только генетика, это также воспитание, окружение, положение в социуме. Дети также при общении с родителями перенимают некоторые черты характера, поэтому родителям следует быть осторожными и бдительными – проявлять хорошие качества, показывать детям достойный пример поведения.

И, конечно, уровень интеллекта, умственные способности, склонность к тем или иным наукам, занятиям, увлечениям тоже передаются генетически (вероятность – до 60%), например, склонность к музыке, танцам, спорту, математике, рисованию и так далее. Помимо этого наследуются даже вкусовые, ароматические и цветовые предпочтения, например, любовь к острому или сладкому и тому подобное.

Существует мнение, что мальчики чаще похожи на маму, а девочки – на папу. Это верно, но лишь отчасти. И в самом деле, мальчики часто бывают очень похожи на маму, ведь они наследуют от нее X-хромосому, которая содержит огромное количество генов, ответственных за внешность, а от папы они получают Y-хромосому. Девочки же получают по одной X-хромосоме от папы и мамы, поэтому могут быть похожи и на того, и на другого родителя.

Остановимся подробнее на заболеваниях, сцепленными с половыми хромосомами.

Болезни, сцепленные с полом, в подавляющем большинстве случаев обусловлены мутациями генов на X-хромосоме, поскольку Y-хромосома несет небольшое число генов.

Известны нарушения цветового зрения, так называемая цветовая слепота, обычно называется дальтонизм.  Другим примером доминантного гена, локализованного в Х-хромосоме человека, может послужить ген, вызывающий дефект зубов, приводящий к потемнению эмали зубов. Еще примером наследования, сцепленного с полом, может послужить рецессивный полулетальный ген, вызывающий несвертываемость крови на воздухе — гемофилию. Это заболевание появляется почти исключительно только у мальчиков. Отсутствие потовых желез наследуется сцеплено с полом. Очень редкое наследственное заболевание прогерия, сцепленное с полом, характеризующееся комплексом изменений кожи и внутренних органов, обусловленное преждевременным старением организма. Средняя продолжительность жизни при детской прогерии — 13 лет.

В отличие от аутосом и Х-хромосомы Y-хромосома несет сравнительно мало генов, немногим менее 100.

Рассмотрим на примере опасного заболевания – гемофилии. Ген гемофилии – рецессивный ген, локализован в Х-хромосоме. Свертываемость крови определяется доминантным геном Н, следовательно, несвертываемость  - h. С учетом этого рассмотри схему наследования гемофилии.

Р ♀  ХН X h      x    ♂ X Н Y

G     ХН , X h              XН,Y

F1   ХНХН,   ХНУ,    ХНXh,   XhУ                        

 

ХНХН- здоровая женщина

ХНУ – здоровый мужчина

ХНXh  - здоровая женщина

XhУ – больной гемофилией мужчина

Женщина одним своим сыновьям передает нормальный ген, другим Х-хромосому с геном гемофилии. Среди ее сыновей могут быть и здоровые, и больные.

Другие заболевания и аномалии организма наследуются таким же путем.

Закрепление.

А сейчас применим полученные знания и закрепим материал о закономерностях наследования признаков, сцепленных с полом, через решение задач.
3 задачи решаются всеми учащимися – по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.

Задача № 1 

Классическая гемофилия передаётся как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Какова вероятность рождения больного ребёнка от брака здоровой женщины со страдающим гемофилией мужчиной?

Задача № 2 

Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х-хромосоме. Девушка с нормальным зрением (отец её был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определить возможные фенотипы потомства.

Задача № 3 

 Рецессивные гены гемофилии и дальтонизма связаны с Х-хромосомой. Какое потомство будет получено от брака мужчины, больного гемофилией, и женщины, больной дальтонизмом (гомозиготной по признаку отсутствия гемофилии)?

Задачи для самостоятельного решения с выбором учащимся уровня сложности задачи (карточки):

1 вариант

Гемофилия передаётся как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребёнка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Девушка имеет отца, страдающего гемофилией, но не дальтонизмом, и здоровую по признаку гемофилии (гомозиготную) мать-дальтоника. Эта девушка выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения у неё ребёнка с одним из заболеваний?

2 вариант

Рецессивный ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме. От брака женщины с нормальным зрением, родственники которой страдали дальтонизмом, и мужчины с нормальным зрением, у отца которого была цветовая слепота, родились три дочери и два сына с цветовой слепотой. Каковы генотипы родителей и потомства? От кого из родителей мальчики получили ген дальтонизма?

Мужчина, страдающий гемофилией и дальтонизмом, женился на здоровой женщине, не являющейся носительницей генов этих заболеваний. Какова вероятность, что у ребёнка о а его дочери со здоровым мужчиной будут оба эти заболевания?

Задание группе: решить задачу № 1, № 2 на стр.189 учебника «Общая биология,10» под  редакцией Т. Касымбаева

Группы крови определяются не двумя, а тремя аллельными генами – А, В, О.
Гены А и В доминируют над О, но не подавляют друг друга.
ОО – I группа крови.
АА и АО – II группа крови.
ВВ и ВО – III группа крови.
АВ – IV группа крови.
Задание: Определите, какая группа крови может быть у ребенка, если у матери I, а у отца IV группа крови. З

Решить задачи на стр.179

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по биологии (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по теме "Генетика пола, сцепленное с полом наследование" . Цель урока:  рассмотреть механизм определения пола человека и наследования признаков,

сцепленных с полом; продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности.

Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда

На уроке продолжается изучение материала по теме «Генетика» и рассмотрение механизма наследования пола у человека, а также механизм передачи от родителей детям тех признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, а также продолжим формировать умения применять теоретические знания при решении задач. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 063 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 454
    • DOCX 31.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шульга Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шульга Людмила Владимировна
    Шульга Людмила Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 6074
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе