Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Разработка урока по математике на тему "Состав числа 9" ( 1 класс)

Разработка урока по математике на тему "Состав числа 9" ( 1 класс)

Математика

1 класс

Тема : Состав числа 9.

Цель: Усвоить способы получения числа 9.

Задачи:

1) Способствовать формированию знаний о составе числа 9;

2) Способствовать закреплению навыков устного и письменного счёта в пределах 9; закреплению состава чисел от 1 до 8; практическое закрепление полученных навыков сложения и вычитания путём решения выражений, задач, сравнения отрезков, чисел; способствовать закреплению знаний геометрического материала; развитию логического и образного мышления, умения мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы;

3) Способствовать воспитанию аккуратности, внимания, любознательности.

Оборудование: учебник стр 45; тетрадь с заданиями по теме; индивидуальные листы с заданиями; таблица «Геометрические фигуры»; иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»; задачи в стишках;

счетный материал; магнитные цифры; индивидуальный набор цифр для устного счета; индивидуальные листы с силуэтами животных ; рисунки диких животных; кроссворд с ключевым словом «молодцы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Урок – путешествие в сказку.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный

  • частично –поисковый

  • словесный

  • наглядный

  • практический

  • проблемно-поисковый

  • репродуктивный

  • самостоятельной деятельности

Ход урока

I. Организационный момент.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

- Подарите, ребята, друг другу улыбки и приступим к работе.

II. Введение в сюжет урока.

- Сегодня урок математики у нас будет необычным. Это будет урок- путешествие в сказку. На уроке внеклассного чтения мы читали с вами сказки К.И. Чуковского…. ( дети называют прочитанные произведения). Мы посмотрели замечательный мультфильм «Доктор Айболит». Как вы знаете, это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях.

III. Объявление темы урока.

- Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти из них победителями, помочь Доктору Айболиту и его зверятам, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились считать, решать задачи и выражения, как вы знаете состав чисел, как усвоили геометрический материал, насколько вы сообразительны и находчивы. А, значит, нам понадобятся дружба и внимание.

IV. Устная разминка.

- Так вот однажды доктор Айболит получил телеграмму из далёкой …Африки. Кто помнит, что говорилось в телеграмме?

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей!

И спасите, доктор,

Наших малышей!

И Айболит поспешил на помощь. Кто помнит, какое первое препятствие возникло перед ним?

Но вот, перед ним море

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она!

- Доставить Айболита в далёкую Африку согласились пираты. Но они поставили ему условие: нужно выполнить несколько заданий. Поможем ему?

И чтобы корабль не дал течь, эти задания нужно выполнить без ошибок. А прибыв вместе с Айболитом в Африку, вы не только поможете спасти больных зверей, но и узнаете название путешествия, т.е. тему нашего урока.

Задание 1. Задание на логику и мышление.

Устные упражнения.

1)Счет до 10 и обратно, передавая флажок.

2)Повторение геометрического материала.

- Какая геометрическая фигура про себя может сказать :

- Имею начало, но нет у меня конца. (ЛУЧ).

- У меня все стороны равны, и углы прямые. (Квадрат).

- А я – без начала и без конца. (ПРЯМАЯ).

- Я – часть прямой. (ОТРЕЗОК).

- А я след от карандаша. И еще, меня ставят в конце повествовательного предложения. (ТОЧКА).

- Я похож на солнышко днём, а ночью – на полную луну. (КРУГ).

- Я самый добрый и щедрый угол. Во мне спрятались два прямых угла. (Развернутый)

- А я самый прилежный угол. Я сижу на уроках ровненько, не раскачиваюсь. (Прямой).

- А я – хулиган! Люблю всем грозить и всех пугать: «Заколю! Заколю!» (Острый).

- А этот угол ничего не хочет знать, поэтому и оправдывает своё название. Он постоянно откидывает спину назад и приговаривает: «Ничего я не хочу!» (Тупой).

(Дети показывают геометрические фигуры на таблице).

- Молодцы, с этим заданием справились.

V. Практическая работа. Задание 2.

1) Проверка теоретических знаний.

- Назовите компоненты действия сложения; вычитания.

- Самое большое однозначное число? ( 9).

- Какие числа находятся между числами 2 и 7? ( 3,4,5,6; они больше 2, но меньше 7).

2) Проверка практических знаний. Математический диктант.

(Дети показывают ответ соответствующей цифрой, затем записывают в тетрадь.)

а) 4 плюс 2 (6).

б) 7 плюс 1 ( 8)

в) 1- ое слагаемое 3, 2-ое слагаемое -2. Найти значение суммы (5).

г) 6 уменьшить на 3. (3.)

3) Задачи в стишках.

1. Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

2. Сколько их под ёлкой? ( 7 ).

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход…

Сколько вместе?

Как узнать ?

Помогите сосчитать. (8).

3. В хоре семь кузнечиков

Песни распевают.

Вскоре два кузнечика

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов

Сколько в хоре голосов? (5)

4. Ёжик по грибы пошел,

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов – в корзинку,

Остальные – на спинку.

- Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, еж? (2).







- Молодцы, вы помогли доктору Айболиту справиться с заданиями. Но что ещё ему поможет в плавании? (Попутный ветер)


VI. Физ. пауза. ( в движении).

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Продолжение беседы. Установка к следующему заданию.


Испытание доктора Айболита продолжаются. Предводитель пиратов, злой и хитрый Бармалей, вновь приготовил испытание на первой же остановке на необитаемом острове.

Чтобы вновь попасть на корабль, доктору нужно подняться по «математической» лесенке.

А мы, его друзья, поможем ему. Но сначала вам нужно решить выражения и записать ответы в «окошечки».

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать, помогая Айболиту подняться по «лесенке» на корабль? (Повторим состав чисел 4-8; приступим к изучению состава числа 9).

( На доске дети записывают ответы в «окошечки» цветным мелком).


hello_html_3e7c12c8.gif

8 =  + 6

7 = 4 + 

6 =  + 1

5 = 1 + 

4 = 2 + 




Продолжение беседы.

- Итак, вы помогли доктору Айболиту продолжить путь. Через некоторое время доктор добрался до Африки. Звери пришли встречать доктора с подарком – корзинкой ананасов. Посчитайте, сколько их? ( 9).

И тут он обнаружил, что у него пропал чемоданчик с лекарствами для больных зверят. А на его месте доктор обнаружил записку: «Я верну чемоданчик, если сумеешь разложить разными способами 9 ананасов в две корзины. Бармалей.»

- Поможем доктору?




VII. Новый материал. Состав числа 9.

1) На доске наглядно дети «раскладывают» 9 ананасов в 2 корзины.

2) Пользуясь карандашами двух цветов, дети закрашивают фигуры в тетрадях:


. 00000000 1 + 8 = 9 ……..0 8 +1 = 9

. . 0000000 2 +7 = 9 …….00 7 + 2= 9

. . . 000000 3 + 6 = 9 ……000 6 + 3= 9

. . . . 00000 4 + 5 = 9 …..0000 5 + 4 = 9

VIII. Закрепление пройденного

1) Рабочий ( индивидуальный лист) № 2 (4), 6 – первый столбик).

2) Работа по учебнику: стр. 45 № 3,4,5.

3) Игра «Доктор Айболит».

- Кому из зверей нужна помощь доктора? (Дети по вариантам выполняют задания).

I II III

8 + 1 = 7 + 2 = 6 + 3 =

8 – 1 = 9 – 5 = 8 - 4 =


Полученные ответы находят среди номеров зверей и по ним определяют, кому нужна помощь доктора. Называют этих животных.

Какие животные обитают в Африке?

Физпауза.

- Как вы думаете, а кому не нужна помощь докторов? (Здоровым).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(ответы детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

- Весело шагать,

- Руки поднимать,

- Приседать и вставать,

- Прыгать и скакать.

IX. Итог урока.

- Чему научились на уроке? Что повторили? Что интересного узнали? (ответы детей)

- А решив эту задачу, вы узнаете тему завтрашнего дня.

Я приехал к бабушке

Она испекла оладушки.

Сразу съел четыре штуки,

Только как-то невзначай

О рубаху вытер руки,

Пил с оладушками чай…

- Разговор не так приятен:

На рубашке десять пятен!

И смеются все в квартире

Удивленью моему:

Я оладьев съел четыре –

Десять пальцев – почему? ( ответы детей).

Вывод: Мы счет прошли до девяти. Цифра 10 ждёт нас впереди.

- С числом и цифрой 10 мы познакомимся завтра. Наш урок подошел к концу. И чтобы благополучно нам вернуться в класс, прочитайте слово, полученное из выделенных букв тех слов, которое я часто употребляла на уроке.


Сумма - результат действия сложения

Разность - результат действия вычитания

Угол - он бывает прямым, тупым, острым

Прямоугольник – у него противоположные стороны равны, углы прямые

Квадрат - а у него все стороны равны и углы прямые

Единица - самая плохая оценка в школе

Вычитание - выполняя это действие, используют знак «минус».

- Вы действительно молодцы. Спасибо за урок!


X. Домашнее задание. Знать состав числа 9.

  • Начальные классы
Описание:

                                        Математика 

                                        1  класс

Тема : Состав числа 9.                        

Цель: Усвоить способы получения числа 9.

Задачи:

1) Способствовать формированию знаний о составе числа 9;

2) Способствовать закреплению навыков устного и письменного счёта в пределах 9; закреплению состава чисел от 1 до 8; практическое закрепление полученных навыков сложения и вычитания путём решения выражений, задач, сравнения отрезков, чисел; способствовать закреплению знаний геометрического материала; развитию логического  и образного мышления, умения мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы;

3) Способствовать воспитанию аккуратности, внимания, любознательности.

Оборудование: учебник стр 45; тетрадь с заданиями по теме; индивидуальные листы с заданиями; таблица «Геометрические фигуры»; иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»; задачи в стишках;

счетный материал; магнитные цифры; индивидуальный набор цифр для устного счета; индивидуальные листы с силуэтами животных ; рисунки диких животных; кроссворд с ключевым словом «молодцы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Урок – путешествие в сказку.

Методы обучения:

·        объяснительно – иллюстративный

·        частично –поисковый

·        словесный

·        наглядный

·        практический

·        проблемно-поисковый

·        репродуктивный

·        самостоятельной деятельности

                                                   Ход урока

I. Организационный момент.

    Математику, друзья,

    Не любить никак нельзя.

    Очень строгая наука,

    Очень точная наука,

    Интересная наука –

    Это математика!

- Подарите, ребята, друг другу улыбки и приступим к работе.

II. Введение в сюжет урока.

 - Сегодня урок математики у нас будет необычным. Это будет урок- путешествие в сказку. На уроке внеклассного чтения мы читали с вами сказки К.И. Чуковского…. ( дети называют прочитанные произведения). Мы посмотрели замечательный мультфильм «Доктор Айболит». Как вы знаете, это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях.

III. Объявление темы урока.

- Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти из них победителями, помочь Доктору Айболиту и его зверятам, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились считать, решать задачи и выражения, как вы знаете состав чисел, как усвоили геометрический материал, насколько вы сообразительны и находчивы. А, значит, нам понадобятся дружба и внимание.

IV. Устная разминка.

- Так вот однажды доктор Айболит получил телеграмму из далёкой …Африки. Кто помнит, что говорилось в телеграмме?

       Приезжайте, доктор,

       В Африку скорей!

       И спасите, доктор,

       Наших малышей!

 И Айболит поспешил на помощь. Кто помнит, какое первое препятствие возникло перед ним?

   Но вот, перед ним море

   Бушует, шумит на просторе. 

   А в море высокая ходит волна,

   Сейчас Айболита проглотит она!

- Доставить Айболита в далёкую Африку согласились пираты. Но они поставили ему условие: нужно выполнить несколько заданий. Поможем ему?

И чтобы корабль не дал течь, эти задания нужно выполнить без ошибок. А прибыв вместе с Айболитом в Африку, вы не только поможете спасти больных зверей, но и узнаете название путешествия, т.е. тему нашего урока.

Задание 1. Задание на логику и мышление.

Устные упражнения.

1)Счет до 10 и обратно, передавая флажок.

 2)Повторение геометрического материала.

- Какая  геометрическая фигура про себя может сказать :

- Имею начало, но нет у меня конца.  (ЛУЧ).

- У меня все стороны равны, и углы прямые. (Квадрат).

- А я – без начала и без конца. (ПРЯМАЯ).

- Я – часть прямой. (ОТРЕЗОК).

-  А я след от карандаша. И еще, меня ставят в конце повествовательного предложения. (ТОЧКА).

- Я похож на солнышко днём, а ночью – на полную луну. (КРУГ).

- Я самый добрый и щедрый  угол. Во мне спрятались два прямых угла. (Развернутый)

- А я самый прилежный угол. Я сижу на уроках ровненько, не раскачиваюсь. (Прямой).

- А я – хулиган! Люблю всем грозить и всех пугать: «Заколю! Заколю!» (Острый).

- А этот угол ничего не хочет знать, поэтому и оправдывает своё название. Он постоянно откидывает спину назад и приговаривает: «Ничего я не хочу!» (Тупой).

(Дети показывают геометрические фигуры на таблице).

- Молодцы, с этим заданием справились.

V. Практическая работа. Задание 2.

1) Проверка теоретических знаний.

- Назовите компоненты действия сложения; вычитания.

- Самое большое однозначное число? ( 9).

- Какие числа находятся между числами 2 и 7? ( 3,4,5,6; они больше 2, но меньше 7).

2) Проверка практических знаний. Математический диктант.

(Дети показывают ответ соответствующей цифрой, затем записывают в тетрадь.)

а) 4 плюс 2 (6).

б) 7 плюс 1 ( 8)

в)  1- ое  слагаемое 3, 2-ое слагаемое -2. Найти значение суммы (5).

г) 6 уменьшить на 3. (3.)

3) Задачи в стишках.

1.    Дружно муравьи живут

       И без дела не снуют.

       Два несут травинку,

       Два несут былинку,

       Три несут иголки.

2.    Сколько их под  ёлкой? ( 7 ).

       Есть игрушки у меня:

      Паровоз и два коня,

      Серебристый самолет,

      Три ракеты, вездеход…

      Сколько вместе?

      Как узнать ?

      Помогите сосчитать. (8).

 3.    В хоре семь кузнечиков

       Песни распевают.

      Вскоре два кузнечика

      Голос потеряли.

      Сосчитай без лишних слов

       Сколько в хоре голосов? (5)

 4.  Ёжик по грибы пошел,

      Восемь рыжиков нашел.

      Шесть грибов – в корзинку,

      Остальные – на спинку.

      - Сколько рыжиков везёшь

      На своих иголках, еж?  (2). 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, вы помогли доктору Айболиту  справиться с заданиями. Но что ещё ему поможет в плавании? (Попутный ветер)

 

 VI. Физ. пауза.  ( в движении).

 Ветер по морю гуляет,

 И кораблик  подгоняет.

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.

Продолжение  беседы. Установка к следующему заданию.

 

 Испытание доктора Айболита  продолжаются. Предводитель пиратов, злой и хитрый Бармалей, вновь приготовил  испытание на первой же остановке на необитаемом острове.

Чтобы вновь попасть на корабль,  доктору нужно подняться по «математической» лесенке.

 А мы, его друзья, поможем ему. Но сначала вам нужно решить выражения и записать ответы в «окошечки».

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать, помогая Айболиту подняться по «лесенке» на корабль? (Повторим состав чисел 4-8; приступим к изучению состава числа 9).

( На доске дети записывают ответы в «окошечки» цветным мелком).

 

 

8 =  + 6

 

         

7 = 4  +  

 

                                    

               

6 =  + 1

 

                      

                                                

5 = 1 + 

 

                            

4 = 2 + 

 

                        

 

 

 

Продолжение беседы.

- Итак, вы помогли доктору Айболиту продолжить путь. Через некоторое время доктор добрался до Африки. Звери пришли встречать доктора с подарком – корзинкой ананасов. Посчитайте, сколько их? ( 9).

  И тут он обнаружил, что у него пропал чемоданчик с лекарствами для больных зверят. А на его месте доктор обнаружил записку: «Я верну чемоданчик, если сумеешь разложить разными способами 9 ананасов в две корзины. Бармалей.»

- Поможем доктору?

 

 

 

 VII. Новый материал. Состав числа 9.

1) На доске наглядно дети «раскладывают» 9 ананасов в 2 корзины.

2) Пользуясь карандашами двух цветов, дети закрашивают фигуры в тетрадях:

 

  .    00000000 1 + 8 = 9                 ……..0   8 +1 = 9

  .     . 0000000 2 +7 = 9                 …….00  7 + 2= 9

  .     . . 000000 3 + 6 = 9                ……000 6 + 3= 9

  .     . . . 00000 4 + 5 = 9                …..0000 5 + 4 = 9

  VIII. Закрепление пройденного

   1) Рабочий ( индивидуальный лист) № 2 (4), 6 – первый столбик).

   2) Работа по учебнику: стр. 45 № 3,4,5.

   3) Игра «Доктор Айболит».

- Кому из зверей нужна помощь доктора? (Дети по вариантам выполняют задания).

   I                                               II                                    III

8 + 1 =                                   7 + 2 =                            6  + 3 =

8 – 1 =                                   9 – 5 =                             8 -  4 =

 

Полученные ответы находят среди номеров зверей и по ним определяют, кому нужна помощь доктора. Называют этих животных.

Какие животные обитают в Африке?

Физпауза.

- Как вы думаете, а кому не нужна помощь докторов? (Здоровым).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(ответы детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

- Весело шагать,

- Руки поднимать,

- Приседать и вставать,

- Прыгать и скакать.

IX. Итог урока.

- Чему научились на уроке? Что повторили? Что интересного узнали? (ответы детей)

- А решив эту задачу, вы узнаете тему завтрашнего дня.

  Я приехал к бабушке

  Она испекла оладушки.

  Сразу съел четыре штуки,

   Только как-то невзначай

   О рубаху вытер руки,

    Пил с оладушками чай…

-  Разговор не так приятен:

   На рубашке десять пятен!

   И смеются все в квартире

   Удивленью моему:

   Я оладьев съел четыре –

   Десять пальцев – почему? ( ответы детей).

Вывод: Мы счет прошли до девяти. Цифра 10 ждёт нас впереди.

- С числом и цифрой 10 мы познакомимся завтра. Наш урок  подошел к концу. И чтобы благополучно нам вернуться в класс, прочитайте слово, полученное из выделенных букв тех слов, которое я часто употребляла на уроке.

 

Сумма               - результат действия сложения

Разность           - результат действия вычитания

Угол                 - он бывает прямым, тупым, острым

Прямоугольник – у него противоположные стороны равны, углы прямые

Квадрат              - а у него все стороны равны и углы прямые

Единица             - самая плохая оценка в школе

Вычитание         - выполняя это действие, используют знак «минус».

- Вы действительно молодцы. Спасибо за урок!

 

   X. Домашнее задание.  Знать состав числа 9.

Скачать материал
Автор Нургажинова Алмагуль Тлегеновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 972
Номер материала 36731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы