Тема
урока: Храм.
Номер
в тематическом планировании: 14
Цель урока: сформировать у
учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни
православного человека.
Задачи:
образовательные:
- познакомить
учащихся с православными храмами, расположенными на территории Павловского
района;
- дать
учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;
- познакомить
с устройством храма;
развивающие:
-
развивать у учащихся навык критического слушания;
-
развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
-
развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом
учебного пособия;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и
традициям православной культуры, уважительное отношение к
другим людям.
Предварительная
подготовка к уроку учащихся, их родителей:
учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах.
Оборудование
урока:
- Кураев
А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
- Основы
православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию
А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2011.
- Интерактивная
доска, компьютер, проектор, презентация.
-
Видеоролик «Устройства храма».
-
Карточка - таблица.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем
настроение
Себе и другу.
2.
Постановка темы, цели и задач урока.
Учитель: Садитесь.
Прошу вас посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: о чем мы сегодня будем
говорить на уроке?
(видеоролик «В храме»)
Учитель: Так
о чем мы будем говорить на уроке, куда мы «отправимся»? (Мы будем
говорить о церкви, о храме).
Учитель:
Правильно. Церковь и храм слова- синонимы, однако нужно помнить, что храм по
размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов. Ребята, вы уже
многое слышали о храме. Как вы, наверное, уже догадались, тема нашего урока –
«Храм». Слайд 1
Сегодня
на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни
православного человека.
Задание «Заполни
таблицу» Дети самостоятельно заполняют 1 и 2 столбик.
Я знаю о храме.
|
Хочу узнать о
храме.
|
Узнал о храме.
|
|
|
|
Учитель:
Расскажите, что вы хотите узнать о храме? (Учащиеся зачитывают ответы из
таблицы).
Учитель:
Наши задачи: познакомиться с устройством православного храма; получить знания
о назначении храма; учиться работать с различными источниками информации.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята,
какие храмы вы знаете? ( Храм Христа Спасителя, Храм Василия Блаженного
(Москва), Храм Покрова на Нерли (Владимир), храм Пресвятой Богородицы (Н.
Новгород)….) Слайд 1
Учитель:
Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? (купола,
кресты, звонница).
Учитель:
Итак, мы «отправляемся» с вами в храм.
Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ
урок
14 «Храм». Интерактивный момент – Строение православного храма.
Одной из особенностей храма,
отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный
храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их
несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря
тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.
Но далеко не всегда православный
храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным. А что символизирует
то или иное количество куполов, нам расскажет Кириллова Екатерина (выступление
подготовленного ученика: Количество куполов на храме также всегда символично.
Один купол означает единство Бога, два – две природы Иисуса (божественную и
человеческую), три – Троица, четыре – четвероевангелие, четыре стороны света,
пять куполов означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь таинств
Церкви, семь Вселенских соборов, девять куполов символизируют девять чинов
ангелов и девять чинов праведников, тринадцать – Христа и 12 апостолов,
двадцать пять глав могут быть символом престола Бога в Апокалипсисе, а тридцать
три главы – число земных лет Иисуса Христа.)
Учитель: На
храме существуют еще такие архитектурные части, как закомара (полукруглое
завершение стен), аркатурный пояс (ряд украшений), лопатки (выступы на стене).
Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как
колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять
кол о кол, создавая звук-сигнал. Вначале колокола не имели постоянного места в
храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне
куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды,
на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни
с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. А
сейчас мы с вами услышим один из праздничных колокольных звонов.
Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ
урок
14 «Храм». Интерактивный момент - Как устроена колокольня. (Звучит
запись колокольного звона)
Учитель:
А теперь, ребята, давайте посмотрим на храм Христа Спасителя и найдем все
изученные элементы.
(Учащиеся
на примере храма Христа Спасителя показывают архитектурные части, как купол,
крест, барабан, закомару, аркатурный пояс, лопатки, используя прием «Метод
соответствия» на интерактивной доске) Слайд 3
Учитель:
Молодцы, ребята! А сейчас мы «войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми
частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.
Работа в группах по учебнику
(У каждой группы на столе карточки
с написанными на них словами. Дети ищут в тексте стр. 48-51 объяснение каждого
понятия, подчеркивают. Готовят выступление.)
1-я группа – «кадить», «икона»,
«иконостас»,
2-я группа – «Царские врата», «алтарь»,
«благословение»,
4. Закрепление изученного.
(К доске выходят 2 ученика, один
объясняет каждое понятие, а другой работает на интерактивной доске, используя
метод «Соответствия». Слева на доске расположены предложенные группам учащихся
понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а внизу – их объяснения.
Ученик соединят предложенные ему понятия с их объяснениями). Слайд 4
1 группа:
Во время богослужения священник перед
иконами и прихожанами кадит. Кадить – наполнять воздух дымом
благоуханным. (Дым от кадила возносится к верху, но его благоухание радует
окружающих)
Икона –
это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории.
(Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым)
Впереди мы видим целую стену из икон.
Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы.
(Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь –
насколько позволяет высота храма.
Работа с учебником (рис.
стр.51)
2 группа:
В центре иконостаса – двери – Царские
врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от
Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией
Матери.)
За иконостасом находится алтарь
– важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В
алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет
права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)
Благословение –
это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к богу, о том, чтобы
это добро осуществилось. (Благословлять может любой христианин)
Учитель:
Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения,
благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем последний абзац на
стр. 51 учебника.
Учащиеся читают вслух.
Вывод:
Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и
многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что
не всё надо стремиться переделывать по своей воле.
Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? (Помолиться
и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших).
Учитель:
За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун,
который всегда находится возле распятия.
Поставить свечу и помолиться о
здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме. (Учитель
зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова) Слайд 5
– Пламя свечи указывает путь молитвы
человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва
возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую
особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть
и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами
светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.
Храм – Дом Божий. Как вы думаете,
существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? Это и будет вам
домашнее задание.
5. Обобщение изученного
Самостоятельная работа.
Учитель: А
сейчас вернемся к таблице которую начали заполнять в начале урока, запишите,
что вы узнали о храме.
Дети заполняют таблицу .
Учитель: Сегодня
мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних
особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме
нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический
смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу
тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает
добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом
порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души».
Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего
негативного и умножая добро и любовь.
6. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Мне хотелось,
чтобы вы оценили нашу работу сегодня с помощью «Радуги успеха». Спасибо за
урок.
Открыл новое:
Все получилось:
Было
трудно: Надо тренироваться:
1-я группа –
«кадить», «икона», «иконостас»
2-я группа –
«Царские врата», «алтарь», «благословение»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.