Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока ОРКСЭ на тему

Разработка урока ОРКСЭ на тему

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Храм.doc Азбука Православия. Кадило..flv В навечерие Рождества Патриарх совершил литургию.mp3 Храм.pptx

Выбранный для просмотра документ Храм.doc

Тема урока: Храм.

Номер в тематическом планировании: 14

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Павловского района;

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2011.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.

- Видеоролик «Устройства храма».

- Карточка - таблица.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

             Учитель: Здравствуйте, ребята!

                               Улыбнемся солнышку,

                               Дадим друг другу руку –

                               Поднимем настроение

                               Себе и другу.

 2. Постановка темы, цели и задач урока.

Учитель: Садитесь. Прошу вас посмотреть видеоролик  и ответить на вопрос: о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(видеоролик «В храме»)

Учитель:  Так о чем мы будем говорить на уроке, куда мы «отправимся»? (Мы будем говорить о церкви, о храме).

Учитель: Правильно. Церковь и храм слова- синонимы, однако нужно помнить, что храм по размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов. Ребята, вы уже многое слышали о храме. Как вы, наверное, уже догадались, тема нашего урока – «Храм». Слайд 1

Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека.

Задание «Заполни таблицу»  Дети самостоятельно заполняют 1 и 2 столбик.

Я знаю о храме.

Хочу узнать о храме.

Узнал о храме.

 

 

 

 

Учитель: Расскажите, что вы хотите узнать о храме? (Учащиеся зачитывают ответы из таблицы).

Учитель: Наши задачи:  познакомиться с устройством православного храма;  получить знания о назначении храма;  учиться работать с различными источниками информации.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, какие храмы вы знаете? ( Храм Христа Спасителя, Храм Василия Блаженного (Москва), Храм Покрова на Нерли (Владимир), храм Пресвятой Богородицы (Н. Новгород)….) Слайд 1

Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? (купола, кресты, звонница).

       Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм.

Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ

урок 14 «Храм». Интерактивный момент – Строение православного храма.

Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.

 Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным. А что символизирует то или иное количество куполов, нам расскажет Кириллова Екатерина (выступление  подготовленного ученика:  Количество куполов на храме также всегда символично. Один купол означает единство Бога, два – две природы Иисуса  (божественную и человеческую), три – Троица, четыре – четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов, девять куполов символизируют девять чинов ангелов и девять чинов праведников, тринадцать – Христа и 12 апостолов, двадцать пять глав могут быть символом престола Бога в Апокалипсисе, а тридцать три главы – число земных лет Иисуса Христа.)

Учитель: На храме существуют еще такие архитектурные части, как закомара (полукруглое завершение стен), аркатурный пояс (ряд украшений), лопатки (выступы на стене). Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. А сейчас мы с вами услышим один из праздничных колокольных звонов.

 Работа с электронным пособием к курсу ОРКСЭ

 урок 14 «Храм». Интерактивный момент - Как устроена колокольня. (Звучит запись колокольного звона) 

Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим на храм Христа Спасителя и найдем все изученные элементы.

(Учащиеся на примере храма Христа Спасителя показывают архитектурные части, как купол, крест, барабан, закомару, аркатурный пояс, лопатки, используя прием «Метод соответствия» на интерактивной доске) Слайд 3

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас мы «войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.

Работа в группах по учебнику

(У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети ищут в тексте стр. 48-51  объяснение каждого понятия, подчеркивают. Готовят выступление.)

1-я группа – «кадить», «икона», «иконостас»,

2-я группа – «Царские врата», «алтарь», «благословение»,

4. Закрепление изученного.

(К доске выходят 2 ученика, один объясняет каждое понятие, а другой работает  на интерактивной доске, используя метод «Соответствия».  Слева на доске расположены предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а внизу – их объяснения. Ученик соединят предложенные ему  понятия с их объяснениями). Слайд 4

1 группа:

Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами кадит.  Кадить – наполнять воздух дымом благоуханным. (Дым от кадила возносится к верху, но его благоухание радует окружающих)

Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым)

Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма.

Работа с учебником (рис. стр.51)

2 группа:

В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)

За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)

       Благословение – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к богу, о том, чтобы это добро осуществилось. (Благословлять может любой христианин)

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.

Учащиеся читают вслух.

Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.

           Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм?                               (Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших).

Учитель: За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия.

Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме. (Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова) Слайд 5

– Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи. 

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? Это и будет вам домашнее задание.

5. Обобщение изученного

Самостоятельная работа.

          Учитель: А сейчас вернемся к таблице которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о храме.

Дети заполняют таблицу .       

Учитель: Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь. 

6. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили  нашу работу сегодня с помощью «Радуги успеха». Спасибо за урок.

 


Открыл новое:                                  Все получилось:

 

 

 


 Было трудно:                                   Надо тренироваться: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-я группа –

«кадить», «икона», «иконостас»

 

 

2-я группа –

«Царские врата», «алтарь», «благословение»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока ОРКСЭ на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Храм.pptx

Скачать материал "Разработка урока ОРКСЭ на тему"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок 14. Храм.  Как устроен православный храмВы узнаете:Что люди делают в храмах

    1 слайд

    Урок 14. Храм.
     Как устроен православный храм
    Вы узнаете:
    Что люди делают в храмах

  • В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.

    2 слайд

    В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.

  • Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу. Стараются помогать людям.

    3 слайд

    Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу. Стараются помогать людям.

  • Один из священников сказал: «Хочется быть похожим на эту свечку. Её огонек тя...

    4 слайд

    Один из священников сказал: «Хочется быть похожим на эту свечку. Её огонек тянется вверх, но свои свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней».

  • Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами...

    5 слайд

    Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.

  • Священник с кадилом подошел к квадратному столику, на котором зажжено множест...

    6 слайд

    Священник с кадилом подошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

  • Это «панихидный столик», называется «канун».
Там ставят свечки и молятся о лю...

    7 слайд

    Это «панихидный столик», называется «канун».
    Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

  • Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной...

    8 слайд

    Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры

  • Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здра...

    9 слайд

    Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие», а умерших – «за упокой».

  • В храмах пишут «Поминальные записки» и передают их священнику.

    10 слайд

    В храмах пишут «Поминальные записки» и передают их священнику.

  • А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за се...

    11 слайд

    А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

  • Православные христиане молятся Христу, ангелам, святым. В церкви повсюду иконы.

    12 слайд

    Православные христиане молятся Христу, ангелам, святым. В церкви повсюду иконы.

  • Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Би...

    13 слайд

    Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

  • При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, чт...

    14 слайд

    При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот христианин молится Христу.

  • Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или предмет –...

    15 слайд

    Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или предмет – значит, он его «благославляет» во имя Христа.

  • Благо-словение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего ми...

    16 слайд

    Благо-словение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит…»

  • Благословлять может каждый христианин. Мама может благословить ребенка перед...

    17 слайд

    Благословлять может каждый христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Ты сам можешь благословить свою еду…

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм": целью урока является сформировать у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека. 

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах.

Перед рефлексией учитель подводит итог совершённого путешествия: сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 952 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 377
    • RAR 13.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лутынская Инна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лутынская Инна Юрьевна
    Лутынская Инна Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7600
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе