Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)

Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)

Скачать материал

hello_html_78d333f6.gifhello_html_m63bc9bf.gifhello_html_7356249e.gifhello_html_m4581ae94.gifhello_html_m7f634de0.gifhello_html_fc6d19c.gifhello_html_637e170c.gifhello_html_66d4342b.gifhello_html_m35ef5a61.gifhello_html_m2ddfaf3a.gifhello_html_m5887a5ad.gifhello_html_mc020152.gifАДМИНИСТРАЦИЯ ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2




Город Александровск-Сахалинский

Школа № 2

Класс 4-б



УРОК окружающего мира

Тема: Во времена Древней Руси. Крещение Руси





Бережнова И.В., учитель начальных классов,

учитель истории и обществознания

Стаж работы: 31 год

Квалификационная категория: высшая







2014 г.


Пояснительная записка

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение, их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.

Кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании кейса можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение новой информации

Освоение методов сбора данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом

Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей

Повышение уровня познавательной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Организация работы учащихся на основе кейс-технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Обучаемые получают кейс непосредственно на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов. Именно он применялся на уроке.

Этапы организации учебного процесса

  1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия).

  2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления).

  3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения).

  4. Итоговый (основная задача этого этапа –  представить и обосновать решение по кейсу).


Разработка урока

Класс: 4-б

Раздел: Страницы истории Отечества.

Тема урока: Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2013.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

  2. Развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

  3. Развивать УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные на основе использования кейс-технологий.

  4. Прививать интерес к истории родного государства. 

  5. Воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

                   ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;

  • деятельность князя Владимира;

  • историю принятия Русью христианства.

  •  рассказывать о принятии христианства на Руси;

  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

Этапы обучения: кейс-урок проводится на втором уроке в рамках изучения раздела.

Кейс-технологии: case-studi, normative-сase

Время: 45 минут

Принципы обучения:

  • деятельности (проявился в том, что обучающиеся получали не готовое знание, а вырабатывали его сами в процессе в процессе сотрудничества),

  • целостности (проявился в формировании обобщенного, целостного представления о деятельности князя Владимира ),

  • вариативности (проявился в переборе вариантов ответа по документу и выбору оптимального варианта),

  • творчества (проявился в приобретении собственного опыта описания и оценки деятельности князя Владимира),

  • психологической комфортности (проявился в доброжелательной атмосфере, эффективной коммуникации и в процессе коллективного поиска).

Методы технологии:

  • основной – АКС (анализ конкретной ситуации)

  • дополнительные – brainstorming (мозговой штурм), In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов), debriefing (синтезирование информации)


Технологическая карта урока

Этапы урока (фазы)

Содержание

Методы

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительная фаза

  1. 1. Распределение по группам (4 группы по 5 человек – в классе 25 учеников)

  2. 2. Игра: «Я знаю …»

  • Сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории наших предков. Мы уже много знаем о жизни древних славян. Давайте вспомним об этом в форме игры «Я знаю». Работаем устно, слушаем друг друга, не повторяемся, каждый ответ начинаем с фразы: Я знаю…

  • Молодцы! Посмотрите, как много мы уже знаем о наших предках: о жизни, быте, занятиях, первых князьях, верованиях.

3. Определение темы урока и целеполагание

  • Но в сокровищницах прошлого ещё много интересного. Давайте определим, к чему прикоснёмся мы сегодня.

  • Посмотрите на слова и фразы, найдите среди них нам неизвестные и определите тему урока:

Князь Игорь, языческие боги, дружина, крещение Руси, скотоводство, охота, княгиня Ольга, печенеги, князь Святослав, половцы, князь Владимир, земледелие.

  • Итак, правильно тема урока Князь Владимир. Крещение Руси.

  • Как вы думаете, каковы наши задачи?

АКС

Brainstorming (мозговой штурм)

Распределение обучающихся на 3 группы.


Актуализация опорных знаний (дети в форме игры вспоминают всё, что знают о жизни древних славян из темы предыдущего урока).

Определение темы урока через анализ информации.

Определение целей урока (примерные ответы обучающихся: «Узнать кто такой Владимир, как и зачем крестили Русь, что изменилось на Руси после её крещения»).













Регулятивные: умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление информационного поиска, выделение существенной информации.


Коммуникативные: умение давать полные ответы, слушать и слышать одноклассников.


Ознакомительная фаза

  1. Знакомство с кейсами

  2. Да ребята, правильно и на все эти вопросы вы ответите сами через работу с кейсами.

  3. -Перед вами кейсы, ознакомьтесь с ними.

-Всё ли понятно? Задавайте вопросы (если возникли).

АКС

Знакомство с кейсами.


Познавательные: самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную

Аналитическая фаза

  1. Работа в группах с кейсами (Приложение)


АКС

In basket exercises (баскет-метод, разбор нормативных документов)

Непосредственная работа групп с кейсами, принятие коллективного решения.


Регулятивные: умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление информационного поиска, выделение существенной информации из источников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Итоговая фаза

  1. Защита выполненного кейса

  2. Самооценка

АКС

Debriefing (синтезирование информации)

Представление от групп

Самооценка (проставление оценок в кейсах)

Коммуникативные: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Регулятивные: умения контролировать и оценивать свои действия, приобретать навыки саморегуляции.



Кейс 1:

Используя информацию, дополните текст:



После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, сидевшим в ________________, Олегом, сидевшем в _________________________________ и Владимиром из_____________________ началась________________. Мы думаем, что они воевали, чтобы__________________________________.

Победил ___________________________________________________, который и правил на Руси с__________г. до_______________г. Своё княжение он начал с_____________________________________________________________, потому что Киеву перестали ______________________________________и вятичи, и_____________________________________. Через 2 года Владимир разгромил_________________________, а ещё через 2 года и_____________________________. Потом он возглавил поход в_________________________________________. В результате похода, Владимир________________________________________и заключил_____________________________________________________________________. Владимир воевал и с______________________________________________________и отвоевал города______________________________________и_________________________________. Но русские земли по-прежнему страдали от_____________________________________________________. Поэтому на_______________________________________________Владимир построил________________________________________________________________________. Внезапное нападение_____________________________________стало после этого невозможным Сотни русских городов были________________________________________________________________________.

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:
















Кейс 2:

Используя информацию, определите причины принятия христианства на Руси.




В X в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Мы считаем потому, что в Западной Европе уже была религия, а на Руси было____________________________.

Оно по ряду причин не удовлетворяло Владимира, ведь у каждого славянского племени был свой языческий______________________. Еще в ____________г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу реки______________________ и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей.

Прочитайте отрывок из летописи. Определите и дополните предложения:

Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети (ислам), стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу (католическое христианство), но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему (православное христианство), и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Ислам предлагали___________________________, католичество предлагали__________________________________, православие предлагали_________________________________. Владимир выбрал_____________________, потому что____________________________________________________________________.

Наша группа считает, что Владимир решил принять христианство по следующим причинам:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

















Кейс 3:

Фамилии членов группы:
















Используя текст учебника, расскажите, как крестили Русь и заполните кластер на основе предоставленной информации:



Русская православная церковь

Во главе церкви стоял

______________________________- титул____________________________________________________________

Во главе церковных округов стояли

____________________ высшее духовное__________________________________________________________________________________________________________________________

Всё духовенство было




Где жили?


Где жили?

Был принят

________________________________

Церковь имела свой собственный

___________________________, который мог судить за__________________, то есть за _____________________________________________________


Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________






Кейс 4:

Используя информацию, определите значение принятия христианства на Руси.



Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие Русского государства:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наша группа назвала бы Владимира____________________________________________

Фамилии членов группы:

























Разработка урока окружающего мира : "Во времена Древней Руси. Крещение Руси" (4 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Кейс-технологии активно используются мной на уроках истории в школе второй ступени. С 2012 года я апробирую их применение на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Представленный урок окружающего мира разработан на основе кейс-технологий и проведён в 4-б классе в 2013-2014 учебном году.

Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение,  их распространение напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

 

Несомненным достоинством ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Бережнова Ирина Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3052
Номер материала 15527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓