Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока на тему:Цветок - генеративный орган растения.

разработка урока на тему:Цветок - генеративный орган растения.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока с использованием ИКТ

по биологии

«ЦВЕТОК – ГЕНЕРАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ.»

Дата проведения :

 

 

 

 

 

 

 

         

                                                                       Учитель биологии

                                                                Второй категории

ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная

Алексеева  Ирина  Михайловна

 

Цель: познакомить обучающихся со строением цветка, многообразием типов цветков, раскрыть роль соцветий в жизни растений

Задачи:

Образовательные:

-показать, что цветок это видоизменённый побег;

-изучить главные части цветка;

-дать представление о пестичных и тычиночных цветках;

-ввести понятие «двудомные и однодомные» растения;

-доказать, что цветок – орган семенного размножения цветковых растений;

Воспитательные:

-продолжить воспитывать бережное отношение к растениям;

-формировать навыки коммуникативного общения.

Развивающие:

-развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать

Методы обучения:

1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По характеру деятельности учителя – проблемные.

3.По характеру деятельности обучающихся – исследовательские.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный, лабораторная работа

Обеспечение урока: компьютер, проектор,   таблица «Строение цветка»,  разборная модель цветка, цветущие комнатные растения, муляжи плодов, цифровой микроскоп.

Ход урока

1.Организационная часть

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала:

 - актуализация изучения материала;

- организация целеполагания;

-изучение нового материала;

-физкультминутка

4.Обобщение и закрепление изученного материала.

5.Рефлексия

6. Домашнее задание.

1.Организационная часть (3 минуты)

-приветствие, фиксация отсутствующих;

-проверка подготовленности обучающихся к уроку;

-организация внимания;

2. Проверка домашнего задания:

конструирование по теме «Стебель» .

3.Изучение нового материала

 -актуализация знаний:

- У вас на столах лежат листочки с текстом загадки  в конце урока вы назовете отгадку.

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»

На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.

О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

 - Что  в вазе? ( В вазе муляжи плодов.)

- Без какого органа растения не смог бы развиться плод?

- Верно, без цветка.

 - Для чего цветы пришли в нашу жизнь?- (обучающиеся высказывают свои предположения)

Они  возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы  украсить себя, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же, при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов. То есть, цветы – неотъемлемая часть жизни человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами и дарим цветы тем, кого любим. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложно много красивых легенд и преданий. У себя в квартирах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдалённых концов земного шара. Сейчас растения уже не цветут, но в классной комнате, цветёт пеларгония, фиалка привезенные с самого юга Африки. Все мы любим цветы.

  – Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Слайд 1.

-  Запишите тему урока в тетрадь        

- Посмотрите , как красивы цветы!( Слайды 2- 4.)

          

 

-  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 – А что мы постараемся узнать о цветке? ( Отвечают на вопрос, тем самым формулируют цели урока.)

(Обобщение ответов)

В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:

-Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?

-Какие части цветка самые главные? Цветок – это орган семенного размножения. (запись в тетрадь).

-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений.

Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте  побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь) ( Слайд 5)

Слайд 5.

- Ребята, если бы среди нас был П.И.Чайковский, он бы сказал: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешеное обожание!»

П.И.Чайковский — композитор, как вы думаете, что он мог посвятить ландышам? (музыку).

-Нет, ребята, ЛАНДЫШАМ ОН ПОСВЯТИЛ СТИХИ, а для всех цветов написал   « Вальс цветов» (звучит мелодия и на фоне ее ученик рассказывает стихотворение):  « О, ЛАНДЫШ ! Отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей!» (Создается праздничная атмосфера.)

 - Какое строение имеет цветок?

(Самостоятельная работа с рисунком учебника, обсуждение  с соседом.

Показ на модели цветка и таблице)

 Обмен информацией.

  -Строение цветка.  (Слайд 6.)

(По ходу рассказа учитель показывает сборную модель  цветка )

-Цветок состоит из цветоножки, её расширенная часть называется цветоложем. Выше она переходит в чашечку, состоящую из лепестков. Главные части цветка – пестик и тычинки.

Вокруг главных органов цветка расположен околоцветник. Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки -  это лепестки, образующие  венчик. Наружные листочки – чашелистики, образующие  чашечку. Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то его называют двойным. Если околоцветник состоит только из чашечки, то такой околоцветник называют простым. ( Слайды 7-9)

          

                                                  

Функции околоцветника:

1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;

2.привлечение опылителей.

- Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки. (Слайд 10)

Слайд 10.

-Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.

 Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит  в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод.

- Сейчас мы рассмотрим по цифровому  микроскопу микропрепарат « строение завязи пестика» и «строение пыльника». ( Показ на экране слайдов с изображением этих частей цветка , полученных  с помощью цифрового микроскопа.)

-Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков – семена.

-Почему пестик и тычинки – генеративные органы растения?

(Участвуют в оплодотворении и образовании плода.)

-Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики (вишня, тюльпан), называются обоеполыми. Но у некоторых растений цветки содержат либо пестики (пестичные цветки), либо тычинки(тычиночные цветки). Это однополые цветки. (Слайд 11)

 

-Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями  так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. (Слайд 12-13)

     

 

4.Обобщение и закрепление изученного материала

- Я думаю, сейчас вы сможете отгадать загадку, которую вы прочитали на листочке в начале урока. (Ответы и обсуждение ответов)

-Давайте проверим, как вы усвоили материал урока.
На экране  – модель цветка. Необходимо подписать части цветка. (Слайд 14.)                                                                    

 Самостоятельная работа в тетради .

  Беседа по вопросам:

1.Какая главная функция цветка? (Ответы учащихся)

2.Чем отличаются однополые цветки от обоеполых?(Ответы учащихся)

3.Почему нужно беречь цветы у растений?(Ответы учащихся)

Вывод: Мы изучили строение цветка и его значение в природе и жизни человека. Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

5.Рефлексия

– Скажите,  ребята, а о чем мы сегодня говорили?  (обращаем  внимание на поставленные  цели и задачи,

– Оцениваю  работу учащихся .

– А как вы оцените  ваше состояние? Если вы уходите с урока с хорошим настроением с хорошо понятой новой темой , то вы поднимаете зеленый смайлик, если вы что- то не поняли , то поднимите желтый смайлик , ну и если вы ничего не поняли , то поднимите красный смайлик.

 

6. Домашнее задание.

§22.

Творческое задание:

1. «Цветы – рекордсмены» - сообщение.

2. «Цветковые растения Красной книги Самарской области» – сообщение.

3.Презентация «Легенды о цветах»

Литература:

1.И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко, Биология, 6 класс, Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники, Москва, Вентана- Граф, 2010;.

2.И.Н. Фасевич, Е.Н.Поцелуйко, Е.В.Селезнева, Биология 6-11, конспекты уроков: семинары, конференции, Волгоград, Издательство «Учитель», 2009г;

3.Т.В.Зарудняя, Биология, Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс, Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007г.

 

Заместитель директора по УВР:___________________________Г.А.Степанова

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему:Цветок - генеративный орган растения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока  составлена по учебнику : Биология.6класс. автор: Пономарева. В разработке содержится интересное объяснение  новой темы и закрепление.В разработке урока используются стихотворение Чайковского и используется музыка Чайковского " Вальс цветов".В данной разработке содержатся задания , позволяющие учащимся самим назвать тему и задачи урока.

Закрепление подразумевает отгадывание загадки,заданной в начале урока.Разработка содержит большой объем материала, и подразумевает самостоятельную работу учащихся с учебником. со слайдами презентации, с таблицами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 036 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Маршрутная карта урока 6 класс "Касс двудольные. Семейства Мотыльковые, Розоцветные".
  • Учебник: «Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
  • Тема: § 43. Семейства класса Двудольные
  • 17.09.2020
  • 305
  • 2
«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред.  Пономарёвой И.Н.
Технологическая карта урока по биологии по теме: «Многообразие жизненных форм растений».
  • Учебник: «Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
  • Тема: § 2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений
  • 10.09.2020
  • 923
  • 54
«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред.  Пономарёвой И.Н.
  • 08.09.2020
  • 902
  • 36
«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред.  Пономарёвой И.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 681
    • DOCX 4.9 мбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алексеева Ирина Михайловна
    Алексеева Ирина Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4497
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек