Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока на тему "Служебные части речи"

Разработка урока на тему "Служебные части речи"

Скачать материал

Разработка урока по русскому языку на тему «Служебные части речи»

Тема: Служебные части речи
Цели урока: 
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи. 
2. Доказать значимость служебных частей речи. 
3. Совершенствовать устную и письменную речь. 
Задачи урока: 
1. Организовать работу в деятельном режиме. 
2. Исследовать тему и обосновать выводы. 
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы. 
Тип урока: урок-путешествие в страну «Морфологию» 
Ход урока 
1.Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. 
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение: 
Они неделимы и целы, 
Корней и приставок в них нет, 
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? 
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные. 
Запишите тему урока: «Служебные части речи» 
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. 
1.Станция «Домашняя» 
2.Проверка д\з 
Задание: Укажите слова, в которых 
1 вариант – букв больше, чем звуков (солнце, дочь, учитель) 
2 вариант – звуков больше, чем букв (ярмарка, ёлка, дающий) 
Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель 
2.Станция «Служебная» 
3. На путевых листах дано стихотворение найдите в нем служебные части речи. 
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? 
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» и выпишите все служебные части речи в таблицу: 
предлог союз частица 

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод, 
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ. 
Без них обойтись невозможно, 
И знают об этом они. 
Всегда и во всем осторожны: 
Нигде не гуляют одни. 
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут, 
Здесь свяжут, а рядом разделят, 
Укажут и силу дадут. 
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? 
Какова их роль в предложении? 
3.Станция «Загадочная» 
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки. 
В предложении на службе 
С падежом всегда он в дружбе, 
На него показывает 
И слова все связывает. 
Это? (предлог) 
Объединять и связывать стараюсь 
Я равных и неравных в нужный час. 
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз. 
Это? (союз) 
Могу оттенки придавать значеньям, 
Могу усилить их без напряженья. 
Могу помочь я форм образованью, 
Когда Глагол на службу призовёт, 
Могу вообще подвергнуть отрицанью 
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. 
Это? (частицы) 
Используя полученные знания о служебных частях речи, рассмотрим таблицу на путевых листах 
Служебные части речи. 
Предлог Союз Частица 

4.Станция «Рабочая» 
4. Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски 
Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи 
5.Станция «Литературная» 
5. На путевых листах дано стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева. 
Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р. 

На Алатау вечен белый снег, 
Как вечен дней 
Неторопливый бег. 
Стоит он в недоступной синеве, 
Как аксакал 
С чалмой на голове. 
К нему на грудь садятся облака. 
Как с равным, 
С ним беседуют века. 
С его необозримой вышины 
Любые дали явственно видны. 
Он подпирает солнце в небесах, 
Он держит звезды 
На своих плечах, 
Что освещают нам пути во мгле. 
Он людям 
Реки дарит на земле. 
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я. 
Что мы ему - родные сыновья! 
7. Работа с учебником упр. 258 устно 
-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.) 
8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. 
Вечер …ночи собирался; 
…ночлег собрался; 
Вдоль… улице идет, 
Ест картошку … поет. 
… он поля достигает 
Руки … боки подпирает 
… … прискочкой … пан, 
Боком входит … балаган. 
Все по-прежнему стояло, 
… коней … … бывало; 
… игрушка-горбунок 
… его вертелся ног. 
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения. 
– Восстановите текст, используя слова для справок. 
– Можно ли обойтись без служебных частей речи? 
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости. 
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? 
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. 
6.Станция « Мозговой штурм.» 
Умеете ли вы разгадывать шарады? 
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) 
Какой предлог является нотой? (до) 
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) 
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) 
7.Станция «Неожиданная» 
Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр. 259 с. 120) 
Итог урока 
-Для чего служат предлоги и союзы в речи? 
-Какую роль играют частицы в речи? 
Рефлексия 
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - ) 
- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке 
Домашняя работа: упр. 257 с. 118 
По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. 
Выставление оценок 
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему "Служебные части речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по русскому языку на тему «Служебные части речи»

Тема: Служебные части речи
Цели урока: 
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи. 
2. Доказать значимость служебных частей речи. 
3. Совершенствовать устную и письменную речь. 
Задачи урока: 
1. Организовать работу в деятельном режиме. 
2. Исследовать тему и обосновать выводы. 
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы. 
Тип урока: урок-путешествие в страну «Морфологию» 
Ход урока 
1.Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. 
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение: 
Они неделимы и целы, 
Корней и приставок в них нет, 
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? 
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные. 
Запишите тему урока: «Служебные части речи» 
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. 
1.Станция «Домашняя» 
2.Проверка д\з 
Задание: Укажите слова, в которых 
1 вариант – букв больше, чем звуков (солнце, дочь, учитель) 
2 вариант – звуков больше, чем букв (ярмарка, ёлка, дающий) 
Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель 
2.Станция «Служебная» 
3. На путевых листах дано стихотворение найдите в нем служебные части речи. 
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? 
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» и выпишите все служебные части речи в таблицу: 
предлог союз частица 

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод, 
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ. 
Без них обойтись невозможно, 
И знают об этом они. 
Всегда и во всем осторожны: 
Нигде не гуляют одни. 
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут, 
Здесь свяжут, а рядом разделят, 
Укажут и силу дадут. 
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? 
Какова их роль в предложении? 
3.Станция «Загадочная» 
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки. 
В предложении на службе 
С падежом всегда он в дружбе, 
На него показывает 
И слова все связывает. 
Это? (предлог) 
Объединять и связывать стараюсь 
Я равных и неравных в нужный час. 
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз. 
Это? (союз) 
Могу оттенки придавать значеньям, 
Могу усилить их без напряженья. 
Могу помочь я форм образованью, 
Когда Глагол на службу призовёт, 
Могу вообще подвергнуть отрицанью 
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. 
Это? (частицы) 
Используя полученные знания о служебных частях речи, рассмотрим таблицу на путевых листах 
Служебные части речи. 
Предлог Союз Частица 

4.Станция «Рабочая» 
4. Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски 
Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи 
5.Станция «Литературная» 
5. На путевых листах дано стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева. 
Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р. 

На Алатау вечен белый снег, 
Как вечен дней 
Неторопливый бег. 
Стоит он в недоступной синеве, 
Как аксакал 
С чалмой на голове. 
К нему на грудь садятся облака. 
Как с равным, 
С ним беседуют века. 
С его необозримой вышины 
Любые дали явственно видны. 
Он подпирает солнце в небесах, 
Он держит звезды 
На своих плечах, 
Что освещают нам пути во мгле. 
Он людям 
Реки дарит на земле. 
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я. 
Что мы ему - родные сыновья! 
7. Работа с учебником упр. 258 устно 
-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.) 
8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. 
Вечер …ночи собирался; 
…ночлег собрался; 
Вдоль… улице идет, 
Ест картошку … поет. 
… он поля достигает 
Руки … боки подпирает 
… … прискочкой … пан, 
Боком входит … балаган. 
Все по-прежнему стояло, 
… коней … … бывало; 
… игрушка-горбунок 
… его вертелся ног. 
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения. 
– Восстановите текст, используя слова для справок. 
– Можно ли обойтись без служебных частей речи? 
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости. 
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? 
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. 
6.Станция « Мозговой штурм.» 
Умеете ли вы разгадывать шарады? 
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) 
Какой предлог является нотой? (до) 
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) 
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) 
7.Станция «Неожиданная» 
Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр. 259 с. 120) 
Итог урока 
-Для чего служат предлоги и союзы в речи? 
-Какую роль играют частицы в речи? 
Рефлексия 
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - ) 
- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке 
Домашняя работа: упр. 257 с. 118 
По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. 
Выставление оценок 
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 023 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 856
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 590
    • DOCX 16 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сарсенова Асия Жалгасовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сарсенова Асия Жалгасовна
    Сарсенова Асия Жалгасовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1905
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе