Муниципальное
образование Ленинградский район
Краснодарского
края
Муниципальное
автономное образование для детей
межшкольный
учебный комбинат
станицы
Ленинградской
муниципального
образования Ленинградский район
Разработка
открытого урока
«Изготовление
перевязочного материала»
дисциплина
«Доврачебная помощь»
Разработала:
Кузьмина Л.С. учитель
МАОУ МУК
по профессии «Младшая
сестра милосердия».
ст.
Ленинградская
2013
г.
Тема
урока: Изготовление перевязочного материала.
Цели
урока:
1. Обучающая:
-расширение
знаний учащихся, овладение практическими навыками по изготовлению перевязочного
материала;
2.
Развивающая:
-
развить внимательность, способность четко и быстро мыслить; умение
самостоятельно выполнять манипуляции;
3. Воспитывающая:
-
профессиональные этические навыки;
-
трудолюбие, инициативность, взаимоотношение между коллегами (членами группы),
основанное на поддержке, взаимопомощи, доброте.
Оборудование:
раздаточный материал - бинты, вата, марля; экран, мультимедийный проектор,
презентация «Перевязочный материал», ножницы, доска.
Тип
урока - комбинированный
Применяемые
технологии - технология критического мышления (прием
«Кластер»), здоровьесберегающая, ИКТ, профориентации, технология практического
обучения.
Время
проведения – 40 минут.
Место
проведения –учебный класс, кабинет №10.
Список
используемой литературы:
1.Справочник
операционной и перевязочной сестры / Под ред. Б.Д.Комарова.- М.: Медицина,
2005, с. 480.
2.Тимофеев
Н.С., Тимофеев Н.Н. Перевязочная.- Л.: Медицина, 1987, с.490.
Ход
урока.
1.Орг.
момент.
Тема
урока: Изготовление перевязочного материала (учащиеся записывают в тетради).
2.План
работы: - повторение изученного
- изучение нового материала
- рефлексия
- домашнее задание
- выставление оценок
3.Повторение
изученного материала:
Ответьте на вопросы:
1) дайте определение ране;
2) перечислите, какие бывают раны;
3) дайте характеристику колотым ранам, как наиболее опасным;
4) чем опасны укушенные раны?
4.
Изучение нового материала (показ презентация, работа в тетради, выполнение
практических заданий).
А)
Актуальность темы: в любых медицинских учреждениях изготавливают перевязочный
материал для различных манипуляций, любая рана и травма закрываются
перевязочным материалом с фиксацией.
Б)
Учитель задает вопрос учащимся: Что же относиться к перевязочному материалу,
как Вы думаете? (ответы учащихся записываются в виде «Кластера» на доске и в
своих тетрадях).
В)
Объяснение: перевязочный материал изготавливают из куска марли на специальном
столе чистыми руками (обращаю Ваше внимание).
В
тетради запишите:
Правило
№1- перед изготовлением обязательно вымыть руки.
Правило
№2 при складывании перевязочного материала – обязательное подворачивание краев
марли внутрь, чтобы предотвратить попадание мелких нитей в рану.
Сейчас
Вы посмотрите презентацию «Перевязочный материал» и сравним Ваши высказывания,
которые написаны на доске и в тетради в виде «Кластера».
Просмотр
презентации «Перевязочный материал».
Пояснение к
презентации
Слайд
1
Перевязочный
материал
Слайд
2
Это материал,
применяемый при операциях и перевязках с целью осушения операционного поля или
раны, остановки кровотечения, для всасывания раневого отделяемого и при
лечении ран.
Слайд
3
К перевязочному материалу
предъявляют следующие требования:
1) хорошая всасывающая способность,
2) быстрое высыхание,
3) возможность стерилизации без ухудшения свойств,
4) отсутствие раздражающих свойств ткани,
5) эластичность,
6) дешевизна
Слайд
4
Перевязочному материалу относят: марля, вата, холст, фланель.
Слайд
5
Ретиласт-
сетчатый бинт применяют для удержания повязки на ране
Слайд
6
Эластичные
бинты применяют для фиксации конечностей с целью профилактики повторных вывихов
и растяжении связок.
Слайд
7
Вата
- применяется как гигроскопическая, так и серая, последняя только как
задерживающий тепло и подкладочный материал (согревающие компрессы, шинные и
гипсовые повязки). Обладая большой всасывающей способностью и быстро высыхая,
вата является очень ценным перевязочным материалом. Вата, накладываемая
поверх марли на рану, увеличивает всасывающие свойства повязки и защищает рану
от внешних вредных воздействий.
Бинты
употребляются
в качестве перевязочного материала, фиксирующего повязку. Бинты из гигроскопической
марли можно применять для тампонады ран. Они входят также в состав
неподвижных повязок—крахмальных, гипсовых.
Марлевые бинты
бывают разных размеров: 5х10 и 7х14.
Широкие бинты 7х14
используют для повязок, когда нужно закрыть большую раневую поверхность:
грудная клетка, бедро и т.д.
Слайд
8
Бинты 5х5-для
наложенияна небольшие поверхности, например на пальцы.
Слайд
9
Одним
из лучших материалов является марля, т. к. обладает мягкостью, гибкостью, не
засоряет рану, поэтому она является важнейшим и наиболее часто употребляемым
перевязочных материалов.
Из нее
изготовляются:
- салфетки—
различной величины малые, средние, большие. Главное требование к салфеткам,
чтобы нити были заправлены вовнутрь салфетки и не могли попасть в рану.
Салфетки могут быть в два или три сложения, в зависимости от применения.
-марлевые
шарики—комочки гигроскопической ваты, завернутые в марлю, служат для очистки
краев раны при перевязках.
-тампоны—
различной длины и различной ширины - полосы сложенной вдвое с загнутыми
краями марли. Употребляются для тампонады раневых полостей с целью остановки
кровотечения, для отсасывания гнойного и прочего отделяемого раны.
Из
ваты изготавливают:
- ватные шарики –
применяют для обработки поверхности тела перед инъекциями и другими
различными медицинскими манипуляциями;
-тупферы,
применяются для закладки лекарственных веществ.
Выполняем
гимнастику для глаз – 2-3 минуты.
1.
Пальминг –(отдых
для глаз) –сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза, а затем положите свои
руки, плотно сомкнув пальцы поверх глаз, чтобы не было щелочек. (можно локти
поставить на стол, но спина должна быть ровная, расслабленная).Дышите ровно.
Через 10-15 секунд откройте ладони и еще через 10 секунд откройте глаза.
2.
Положите
руки на заднюю поверхность шеи и сверху вниз по направлению к плечевому суставу
производите надавливание пальцами, двигаясь по надплечью в течение 1 минуты
– улучшит кровоснабжение сосудов глаз (улучшает кровоснабжение головы, в том
числе глаз).
3.
Сядьте
прямо, обопритесь на спинку стула, посмотрите прямо перед собой вдаль
(например, на стену, доску), глубоко и медленно вдыхая, переведите взгляд на
кончик носа, медленно выдыхая, переведите взгляд в исходное положение (на
стену), закройте глаза на 2-5 секунд. Время продолжения упражнения 1 минута.
Постепенно можно увеличивать задержку в верхним положении (через полгода до
несколько минут) (тренирует мышцы глаза).
4.
На
вдохе медленно поверните глаза направо (до упора, но без напряжений), на выдохе
верните глаза и посмотрите вперед, вдохните и поверните глазами налево (голова
остается неподвижной). Повторите это упражнение 3-4 раза (тренирует мышцы
глаза).
5.
Поставьте
указательные или средние пальцы рук у внешнего угла глаза и проведите вокруг
глаза – от наружного угла глаза к внутреннему по нижнему краю глаза и от
внутреннего к наружному по верхнему краю глаза, при этом нажимая на точки,
которые расположены у внутреннего и наружного угла глаза. Веки можно закрыть –
стимулирует кровообращение глаза, снимает усталость. Повторить 5 раз (улучшает
кровоснабжение головы в том числе глаз, снимает нервное напряжение).
6.
Потрите
ладошки и разотрите все пальцы, особое внимание уделите мизинцу и
безымянному на обеих руках – это благоприятно влияет на работу всего организма
в целом, нажмите большим пальцем на точку, которая находится в середине ладони
– это поможет снять усталость (на ладоне много активных точек, воздействуя на
них мы улучшаем работу всего организма, в том числе и глаз, особенно полезно
растирать мизинец, так как там проходит меридиан сердца).
7.
Сделайте
глубокий зевок и часто - часто поморгайте – стимулирует слезоотделение, снимет
сухость глаза, что необходимо при работе с компьютером.
8.
5. Работа с
кластерами на доске и в тетради: зачеркиваем неверные высказывания, другим
цветом дописываем недостающие.
6.
Рефлексия - практическая работа учащихся по
изготовлению перевязочного материала:
1.Вымыть
руки, выполнив социальный уровень обработки
рук.
2.Изготовление
перевязочного материала (показ учителя и повтор учениками):
-
марлевые салфетки бывают большие, изготавливаются из кусков марли 40х60
см, средние 37х30 см, малые 20х15 см. Принцип изготовления одинаков: первыми
подворачивают края больших сторон, так чтобы они заходили несколько друг на
друга, затем свободные концы меньших сторон заворачивают внутрь до
соприкосновения друг с другом и салфетку складывают пополам;
-
марлевые шарики: из кусков марли 11х10 или 11х5 см
1)
противоположные стороны марлевой салфетки загибают на 2 см, получая марлевую
полоску,
2)марлевую
полоску укладывают на ногтевые фаланги II
и III
пальцев правой кисти,
3)
свободные концы вкладывают один в другой, получая марлевый шарик;
-
ватные шарики: примерно одинаковые кусочки ваты набивают в руку,
сложенную в кулак, между I
и II
пальцами.
7. Домашнее задание:
изготовить салфетку, марлевый шарик и ватный шарик.
8. Выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.