Открытый урок для учащихся
2 курса.
Тема урока: «Алюминий и его соединения»
Тип урока: применение знаний по теме.
Цели и задачи:
n
Образовательная - выявление и оценка степени овладение
системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементов и их
соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять
полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и
оперативную корректировку учебного процесса;
n
Развивающая – развития критического мышления,
самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
n
Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения,
правильной самооценки и чувства ответственности.
Методы:
1.
Объяснительно-иллюстрационный
(беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).
Методические
приемы:
Логические:
- определение цели
урока, оценка результатов;
- обобщение на основе
анализа, синтеза и сравнения;
- формулировка
выводов.
Технические:
- выполнение задания
на закрепление материала;
- работа с иллюстрированным
материалом;
- записи в тетради.
Организационные:
- организация знаний;
- привлечение
учащихся;
- постановка
вопросов;
- опора на опыт и
знания учащихся.
Межпредметные
связи:
- с биологией;
- с черчением.
Формы организации
учебной деятельности учащихся:
Сочетание групповой,
индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.
Оборудование: ПК, медиапроектор, алюминиевая фольга,
проволока, алюминиевая банка, ложка и кружка.
Пояснительная записка.
Данный урок может быть проведен с учащимися 2 курса по любой авторской
программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических
приемом технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме
учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого
содержания. Важными в данном занятии является самоконтроль и самооценка
обучающихся, составление индивидуального задания. Такой подход к обучению
позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию,
ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти
разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный
материал и задания для работы учащихся.
Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения
нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания
на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений
(структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и
памяти, решение логических и нестандартных задач).
Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний
может быть использовано как универсальная на примере многих тем курса химии.
Схеме урока:
1.Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в
изображениях, составление рассказа, решении анаграмм с исключением лишнего,
блеф-игры «Верите ли вы»;
2. Усвоение знаний
– работа с информационной
моделью химических свойств алюминия; работа с деформированными текстами по
составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на
развитие внимания;
3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение
«Отсроченной отгадки», письменное задание - рекламное объявление об алюминии
или вопрос для интервью у алюминия.
Ход урока:
1 стадия – ВЫЗОВ
1 задание – «Что объединяет изображения?»
(правильный ответ –
алюминий).
2 задание – составить рассказ по известным картинкам.
3 задание – решить анаграммы и исключить лишнее.
- легуогд -
углерод
- нмийекр -
кремний
- иксолодр -
кислород
- ддрооов -
водород
- лйминиаю -
алюминий
Правильный ответ –
алюминий (остальные элементы
– неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе
с латинского – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей).
4 задание – Блеф-игра «Верите ли Вы, что…»
1. Алюминий –
один из 7 металлов древности?
( рука философа
содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос
(звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренная соль (ключ), ртуть и
серу (рыба в огонь). По легенде некий изобретатель преподнес своему повелителю
чашу из металла – легкого, но похожего на серебро. История закончилась
плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл
не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая
сказка. Алюминий не относится к металлам древности.
2. Есть то, что
одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?
Объединяют не только
одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала
главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для
алюминиевой промышленности России.
3. Алюминий не
пропускает солнечные и тепловые лучи?
(Фольга на окнах
отражает тепловые, но пропускает световые лучи).
4. Алюминиевая
посуда – признак низкого достатка?
Алюминиевую посуду
называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию
старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий
частично переходит в организм, где и накапливается.
А в 19 веке на
императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон 3
устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые
ложки и вилки. Гости поприще удостоились обычными для императорского двора
золотыми и серебреными приборами. К тому же, только у сына Наполеона 3 была
очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка.
2 стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Какова же тема урока?
(Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения», а я хочу назвать урок «Номер 13!
Счастливый или нет?»).
Почему же я дала
такое название? ( Порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны
суеверия).
Цель и задачи занятия
– формулируют учащиеся (важно подчеркнуть необходимость самооценки и
самоконтроля знаний с последующим составлением индивидуальной части домашнего
задания).
АЛЮМИНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ
РЕКОРДСМЕНОМОМ ПО МНОГИМ ПАРАМЕТРАМ. (Перечислите их):
-плотность
-электропроводность
- пластичность
-распространенность в
земной коре.
Какие химическими
свойствами он обладает?
( смотреть
презентацию).
Вопрос к
учащимся: Какое свойство
в этой схеме характерно для алюминия в отличии от металлов? ( взаимодействие со
щелочью).
Вывод: алюминий
проявляет амфотерное свойство ( реагирует и с кислотами, и со щелочью).
«Амфос» - в переводе
«и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими
названиями.
(Амфибия –
земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и в воде, это же и вид
транспорта, перемещающийся по суше и по воде; амфора – сосуд, совмещающий
кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).
В каком виде
встречается алюминий в природе – в свободном или в виде соединений?
Жизненная аналогия –
алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в
окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).
Чем хорош алюминий
в строительстве?
В результате
«мозгового штурма» приходим к выводу о том, что применение алюминия в
строительстве обусловлено основными физико-механическими и технологическими
свойствами этого металла.
(Высокая
технологичность на всех стадиях передела: при изготовлении профилей,
механической обработке, нанесение защитно-декоративно покрытий, сборке, монтаже
и эксплуатации.
Высокая
коррозийная стойкость: алюминий
лучше, чем любой другой металл, обладает устойчивостью к коррозии, вызываемой
агрессивностью внешней средой- дождями, снегом, жарой.
Долговечность: конструкции из алюминиевого профиля будут
служить практически «вечно». Это делает его прекрасным капиталовлачением в ваш
дом, избавляя от будущих расходов на ремонт. Алюминий не нуждается в
утомительном и дорогостоящем обслуживании.
Архитектурная
выразительность: алюминиевые
конструкции могут быть смонтированы в любом типе строений – от коттеджей и
классических городских жилищ до современных административных и торговых зданий.
Результаты удовлетворят любой вкус по стилю и дизайну.
Малая плотность
при удовлетворительной прочности: алюминий – легкий и прочный металл, что позволяет делать из него
большие по размеру конструкции без применения дополнительных материалов.
Надежность работы
при низких температурах: алюминию
не грозит хрупкое разрушению при низких температурах (бич большинства
строительных сталей, используемых при строительстве особенно в северных
регионах). Для некоторых конструкций этот фактор имеет не меньшее значение, чем
коррозионная стойкость или малая масса.
Отсутствие искрообразования: Алюминий – единственный из применяемых в
строительстве материалов, стопроцентное пожаробезопасность которого
гарантирована.
Рециклинг: Благодаря своим физическим свойствам алюминий
ценится как один из наиболее эффективных видов сырья для вторичной переработки.
Экономическая выгода от этого по сравнению с другими конструкционными
материалами несомненна).
3 стадия - РЕФЛЕКСИЯ
Графический диктант (+ -)
|
вопрос
|
ответ
|
1
|
Встречается в свободном виде
|
+
|
2
|
Легкий металл
|
+
|
3
|
Реагирует с кислотами, и со
щелочами
|
+
|
4
|
Подвергается коррозии
|
-
|
5
|
Восстанавливает металлы из оксидов
|
+
|
Письменное
задание:
Составьте текст
рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопросы для интервью у
алюминия.
Домашнее
задание:
Обязательная часть –
составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;
Индивидуальная часть
– на основе самоконтроля и самопроверке составьте перечень вопросов для работы
дома.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.