Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработка урока на тему "Алюминий и его соединения"

Разработка урока на тему "Алюминий и его соединения"

Скачать материал

Открытый урок для учащихся

2 курса.

 

Тема урока: «Алюминий и его соединения»

 

Тип урока: применение знаний по теме.

 

Цели и задачи:

n Образовательная - выявление и оценка степени овладение системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементов и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;

n Развивающая – развития критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

n Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

 

Методы:

1.    Объяснительно-иллюстрационный (беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).

 

Методические приемы:

 

Логические:

- определение цели урока, оценка результатов;

- обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения;

- формулировка выводов.

 

Технические:

- выполнение задания на закрепление материала;

- работа с иллюстрированным материалом;

- записи в тетради.

Организационные:

- организация знаний;

- привлечение учащихся;

- постановка вопросов;

- опора на опыт и знания учащихся.

 

Межпредметные связи:

- с биологией;

- с черчением.

 

Формы организации учебной деятельности учащихся:

Сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.

 

Оборудование:  ПК, медиапроектор, алюминиевая фольга, проволока, алюминиевая банка, ложка и кружка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Данный урок может быть проведен с учащимися 2 курса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приемом технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Важными в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использовано как универсальная на примере многих тем курса химии.

Схеме урока:

1.Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях, составление рассказа, решении анаграмм с исключением лишнего, блеф-игры «Верите ли вы»;

 

2. Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств алюминия; работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; знакомство с природными соединениями алюминия с включением приема педтехники на развитие внимания;

 

3. Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, решение «Отсроченной отгадки», письменное задание - рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.

 

Ход урока:

 

1 стадия – ВЫЗОВ

 

1 задание – «Что объединяет изображения?»

(правильный ответ – алюминий).

 

      

 

2 задание – составить рассказ по известным картинкам.

 

3 задание – решить анаграммы и исключить лишнее.

- легуогд                                      - углерод

- нмийекр                                     - кремний

- иксолодр                                   - кислород

- ддрооов                                     - водород

- лйминиаю                                  - алюминий

Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы). Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с латинского – квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей).

 

 

4 задание – Блеф-игра «Верите ли Вы, что…»

1. Алюминий – один из 7 металлов древности?

( рука философа содержит изображения символов, обозначающих селитру (корона), медный купорос (звезда), нашатырь (Солнце), квасцы (фонарь), поваренная соль (ключ), ртуть и серу (рыба в огонь). По легенде некий изобретатель преподнес своему повелителю чашу из металла – легкого, но похожего на серебро. История закончилась плачевно: изобретателя казнили, поскольку владыка боялся, как бы новый металл не обесценил его серебро. Но скорее всего, эта история не более, чем красивая сказка. Алюминий не относится к металлам древности.

2. Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?

Объединяют не только одинаковые территории, но еще и бурые бокситы. Однако, Франция так и не стала главной бокситовой державой, зато Коми превратилась в сокровищницу для алюминиевой промышленности России.

3. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

(Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи).

4. Алюминиевая посуда – признак низкого достатка?

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.

А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон 3 устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки. Гости поприще удостоились обычными для императорского двора золотыми и серебреными приборами. К тому же, только у сына  Наполеона 3 была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка.

 

 

 

 

2 стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

 

Какова же тема урока? (Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения», а я хочу назвать урок «Номер 13! Счастливый или нет?»).

Почему же я дала такое название? ( Порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия).

Цель и задачи занятия – формулируют учащиеся (важно подчеркнуть необходимость самооценки и самоконтроля знаний с последующим составлением индивидуальной части домашнего задания).

 

АЛЮМИНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОРДСМЕНОМОМ ПО МНОГИМ ПАРАМЕТРАМ. (Перечислите их):

-плотность

-электропроводность

- пластичность

-распространенность в земной коре.

Какие химическими свойствами он обладает?

( смотреть презентацию).

Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличии от металлов? ( взаимодействие со щелочью).

Вывод: алюминий проявляет амфотерное свойство ( реагирует и с кислотами, и со щелочью).

«Амфос» - в переводе «и с теми, и с другими». При изучении разных наук вы встречались с такими названиями.

(Амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни – на суше и в воде, это же и вид транспорта, перемещающийся по суше и по воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал).

В каком виде встречается алюминий в природе – в  свободном или в  виде соединений?

Жизненная аналогия – алюминий – активный металл, подобно активным людям он не может находиться в окружающей среде без «взаимодействия» с кем-либо).

 

 

Чем хорош алюминий в строительстве?

В результате «мозгового штурма» приходим к выводу о том, что применение алюминия в строительстве обусловлено основными физико-механическими и технологическими свойствами этого металла.

(Высокая технологичность на всех стадиях передела: при изготовлении профилей, механической обработке, нанесение защитно-декоративно покрытий, сборке, монтаже и эксплуатации.

Высокая коррозийная стойкость: алюминий лучше, чем любой другой металл, обладает устойчивостью к коррозии, вызываемой агрессивностью внешней средой- дождями, снегом, жарой.

Долговечность: конструкции из алюминиевого профиля будут служить практически «вечно». Это делает его прекрасным капиталовлачением в ваш дом, избавляя от будущих расходов на ремонт. Алюминий не нуждается в утомительном и дорогостоящем обслуживании.

Архитектурная выразительность: алюминиевые конструкции могут быть смонтированы в любом типе строений – от коттеджей и классических городских жилищ до современных административных и торговых зданий. Результаты удовлетворят любой вкус по стилю и дизайну.

Малая плотность при удовлетворительной прочности: алюминий – легкий и прочный металл, что позволяет делать из него большие по размеру конструкции без применения дополнительных материалов.

Надежность работы при низких температурах: алюминию не грозит хрупкое разрушению при низких температурах (бич большинства строительных сталей, используемых при строительстве особенно  в северных регионах). Для некоторых конструкций этот фактор имеет не меньшее значение, чем коррозионная стойкость или малая масса.

Отсутствие искрообразования: Алюминий – единственный из применяемых в строительстве материалов, стопроцентное пожаробезопасность которого гарантирована.

Рециклинг: Благодаря своим физическим свойствам алюминий ценится как один из наиболее эффективных видов сырья для вторичной переработки. Экономическая выгода от этого по сравнению с другими конструкционными материалами несомненна).

3 стадия - РЕФЛЕКСИЯ

 

Графический диктант (+ -)

 

 

 

вопрос

ответ

1

Встречается в свободном виде

+

2

Легкий металл

+

3

Реагирует с кислотами, и со щелочами

+

4

Подвергается коррозии

-

5

Восстанавливает металлы из оксидов

+

 

Письменное задание:

Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопросы для интервью у алюминия.

 

 

 

 

Домашнее задание:

 

Обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия;

Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверке составьте перечень вопросов для работы дома.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему "Алюминий и его соединения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Данный урок может быть проведен с учащимися 2 курса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия построено на применении методических приемом технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Важными в данном занятии является самоконтроль и самооценка обучающихся, составление индивидуального задания. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.

Данный урок – второй при изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических и нестандартных задач).

Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использовано как универсальная на примере многих тем курса химии.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 506 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Практическая работа по химии "Решение экспериментальных задач по теме "Основные классы неорганических соединений", 8 класс
  • Учебник: «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
  • Тема: § 48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
  • 03.10.2020
  • 6164
  • 124
«Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 501
    • DOCX 88.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прокуда Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Прокуда Елена Анатольевна
    Прокуда Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9208
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 378 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе