ТЕМА: Показательные уравнения. 11
класс.
Учитель: Сидякина Елена Анатольевна,
СОШ № 48, г.Караганда
Тип урока:
урок изучения нового
Форма проведения:
самостоятельная работа
Оборудование:
интерактивная доска, карточки с заданиями, таблица оценивания.
Цель:
формирование навыков решения показательных уравнений.
Задачи: а)
ознакомиться с определением показательного уравнения, способами решения
показательных уравнений, научиться различать типы показательных уравнений и
выбирать способ решения; б) развитие аналитических способностей, памяти,
вычислительных навыков; в) воспитание культуры учебного труда.
Ход
урока.
1.Организационный
момент.
Учитель поясняет, что в процессе урока
каждому ученику предстоит справиться с заданиями, которые имеются на карточках.
Выполнение заданий должно быть последовательным, т.е. ученик приступает к
выполнению следующего задания только после того, как справиться с предыдущим, и
учитель зафиксирует этот факт в таблице оценивания. Содержание первого задания
и таблицу оценивания можно продемонстрировать с помощью интерактивной доски. В
таблице отмечается выполнение заданий, но не ставятся оценки. Процесс
оценивания в конце урока осуществляет каждый ученик самостоятельно: выполнены
задания 1-3, оценка – «3», выполнены задания 1-5, оценка – «4», если же
выполнены все задания, оценка – 5.
2.Изучение
материала. Выполнение учебных заданий
Задание 1А. Определите по тексту, какие
уравнения называются показательными. Выясните, каковы способы решения
показательных уравнений.
Показательные
уравнения.
1. Показательное уравнение – это
уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
2.
Простейшее
показательное уравнение имеет вид: aх=b, где
а>0 a≠1.
3.
Наличие
корней показательного уравнения зависит от числа b. А именно:
1) если b<0 или b=0,
уравнение не имеет корней; 2) если b>0, уравнение имеет единственный
корень.
4. Не все показательные уравнения
имеют простейший вид. В следующей таблице приведены примеры показательных
уравнений:
Простейшие уравнения
|
Уравнения, не являющиеся простейшими
|
2х=16; 32х=54; 5х+1=126;
3х+1+·3х=18
|
22х-5·2х+4=0; 22х+8·6х+13·32х=0;
52х+()2х=0
|
5.
Способы
решения показательных уравнений.
Пример1.
Решить уравнение 2х=64.
Для решения
уравнений вида ax=b число b нужно
представить в виде степени с основанием а.
Так как 64=26, запишем
исходное уравнение иначе: 2х=26.
Так как основания степеней в левой
и правой частях уравнения равны, то равны и показатели. Т.е. х=6 – корень
уравнения.
Пример 2. Решить
уравнение 3х=16.
Если в уравнении
вида ax=b число b нельзя
представить в виде степени с
основанием а, то
корень записывают в виде х=logab.
То есть решением уравнения 3х=16
является корень х=log316.
Пример 3. Решить
уравнение 6х+1+35·6х-1=71.
Данное уравнение
можно привести к виду ax=b с помощью
алгебраических преобразований.
По свойству степени 6х+1=6х·61,
а 6х-1=6х:61.
Получим: 6х·6+35·6х:6=71
или 6·6х+·6х=71.
Выносим 6х за
скобки: 6х(6+)=71
6х·=71
6х=71:
6х=6,
откуда х=1 – корень уравнения.
Пример 4. Решить
уравнение 4х-5·2х+4=0.
Это уравнение вида
Р(ах)=0, где Р(ах) – многочлен, заданный от степени числа
а. Для его решения необходимо сделать замену ах=t, в
результате получим уравнение 2-ой, 3-ей или других степеней.
В исходном уравнении 4х=(22)х
или 4х=22х.
Получим уравнение: 22х-5·2х+4=0;
решаем его с помощью замены: 2х=t, тогда 22x=t2 ,
22х-5·2х+4=0
заменим уравнением t2-5t+4=0.
Корни данного квадратного
уравнения t1=1 и t2=4.
Теперь, чтобы найти х, решаем
показательные уравнения:
2х=1
и 2х=4
х1=0 х2=2. Ответ: 0 и 2.
Пример 5. Решить
уравнение 22х-5·6х+4·32х=0.
Это уравнение вида
Р(ах, bх)=0, где
многочлен задан от степеней с разными основаниями. Для его решения необходимо
разделить уравнения на одну из степеней: ах или bх.
Таким образом, делим обе части
уравнения 22х-5·6х+4·32х=0 на выражение 32х
(это наибольшая степень числа 3 в уравнении).
Получим:
-5·+4·=0
-5·+4=0
-5+4=0
Вводим замену: = t, =t2 и
решаем квадратное уравнение:
t2-5t+4=0.
Его корни t1=1 и t2=4.
Решаем
показательные уравнения: =1 и =4
х1=0 х2=log2/34.
Задание
1Б
Заполните
записную книжку
|
1. Показательное уравнение
|
- это уравнение ___________________
_________________________________
_________________________________
|
2. Виды показательных уравнений:
|
Способы решения показательных уравнений:
|
а) ax=b;
|
|
б) Р(ах)=0, где
Р(ах) – многочлен, заданный от степени с основанием а;
|
|
в) Р(ах, bх)=0,
где многочлен задан от степеней с разными основаниями.
|
|
Задание
2.
Найдите
вид уравнения, соответствующий определению, и соедините стрелками.
Задание
3
Примени
нужный способ решения уравнения и заполни схему «Паучок» по образцу
1. 4х+1+4х=320.
Вынести ах за скобку,
привести уравнение к виду ах=b.
4х·4+4х=320
4х(4+1)=320
4х·5=320
4х=64
4х=4
х=3.
|
2. =27.
|
3. 9х-8·3х-9=0.
|
4. 5х+1=8х+1.
|
Способы
решения:
1. 4х+1+4х=320.
|
Разделить обе
части уравнения на одну из степеней. (А)
|
2. ()х=27.
|
Ввести замену ах=t
и решить квадратное уравнение. (Б)
|
3. 9х-8·3х-9=0.
|
Вынести ах за скобку,
привести уравнение к виду ах=b.
(В)
|
5. 5х+1=8х+1
|
Представить число b
в виде степени с основанием а. (Г)
|
Паучок:
Задание
4
Реши
эти уравнения и определи, что между ними общего
1. 49х-8·7х+7=0.
2. 5·22х+3·10х=2·52х.
Представь вывод в
виде «Паучка»:
Задание
5.
Реши
способом подстановки систему показательных уравнений, используя образец.
Образец: а·b=-21,
a+b=4.
Выразим а через b
во втором уравнении и подставим полученное выражение в первое уравнение:
a·b=-21,
a·b=-21, (4-b)b=-21,
a+b=4; => a=4-b; =>
a=4-b.
Решим первое уравнение системы: (4-b)b=-21
4b-b2=-21
-b2+4b+21=0
b2-4b-21=0
b1=-3, b2=7. Тогда
а1=7, а2=-3. Ответ: -3 и 7.
Пример:
2х·3у=72,
2х+3у=17.
Задание
6.
Запиши соответствие между такими
понятиями как
Семья
с помощью показательных уравнений.
В этом задании
ученик может сам составить показательное уравнение, связывающее данные понятия.
3. Оценивание, подведение итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.