Инфоурок Математика КонспектыРазработка урока на тему: "Показательные уравнения" (11 класс)

Разработка урока на тему: "Показательные уравнения" (11 класс)

Скачать материал

ТЕМА: Показательные уравнения. 11 класс.

Учитель: Сидякина Елена Анатольевна, СОШ № 48, г.Караганда

Тип урока: урок изучения нового

Форма проведения: самостоятельная работа

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, таблица оценивания.

Цель: формирование навыков решения показательных уравнений.

Задачи: а) ознакомиться с определением показательного уравнения, способами решения показательных уравнений, научиться различать типы показательных уравнений и выбирать способ решения; б) развитие аналитических способностей, памяти, вычислительных навыков; в) воспитание культуры учебного труда.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

 

Учитель поясняет, что в процессе урока каждому ученику предстоит справиться с заданиями, которые имеются на карточках. Выполнение заданий должно быть последовательным, т.е. ученик приступает к выполнению следующего задания только после того, как справиться с предыдущим, и учитель зафиксирует этот факт в таблице оценивания. Содержание первого задания и таблицу оценивания можно продемонстрировать с помощью интерактивной доски. В таблице отмечается выполнение заданий, но не ставятся оценки. Процесс оценивания в конце урока осуществляет каждый ученик самостоятельно: выполнены задания 1-3, оценка – «3», выполнены задания 1-5, оценка – «4», если же выполнены все задания, оценка – 5.

2.Изучение материала. Выполнение учебных заданий

 

Задание 1А. Определите по тексту, какие уравнения называются показательными. Выясните, каковы способы решения показательных уравнений.

 

Показательные уравнения.

1. Показательное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.

2.                 Простейшее показательное уравнение имеет вид: aх=b, где а>0 a≠1.

3.                 Наличие корней показательного уравнения зависит от числа b. А именно:

1) если b<0 или b=0, уравнение не имеет корней; 2) если b>0, уравнение имеет единственный корень.

4. Не все показательные уравнения имеют простейший вид. В следующей таблице приведены примеры показательных уравнений:

Простейшие уравнения

Уравнения, не являющиеся простейшими

2х=16; 3=54; 5х+1=126;

3х+1+·3х=18

2-5·2х+4=0; 2+8·6х+13·3=0;

5+()=0

 

5.                 Способы решения показательных уравнений.

 

Пример1. Решить уравнение  2х=64.

Для решения уравнений вида ax=b число b нужно представить в виде степени с основанием а.

Так как  64=26, запишем исходное уравнение иначе:   2х=26.

Так как основания степеней в левой и правой частях уравнения равны, то равны и показатели. Т.е. х=6 – корень уравнения.

 

Пример 2. Решить уравнение  3х=16.

Если в уравнении вида ax=b число b нельзя представить в виде степени с

основанием а, то корень записывают в виде х=logab.

То есть решением уравнения  3х=16 является корень  х=log316.

 

Пример 3. Решить уравнение   6х+1+35·6х-1=71.

Данное уравнение можно привести к виду ax=b с помощью алгебраических преобразований.

По свойству степени 6х+1=6х·61, а 6х-1=6х:61.

Получим: 6х·6+35·6х:6=71  или  6·6х+·6х=71.

Выносим 6х за скобки:     6х(6+)=71

                                            6х·=71

                                             6х=71:

6х=6, откуда х=1 – корень уравнения.

 

Пример 4. Решить уравнение   4х-5·2х+4=0.

Это уравнение вида Р(ах)=0, где Р(ах) – многочлен, заданный от степени числа а. Для его решения необходимо сделать замену ах=t, в результате получим уравнение 2-ой,  3-ей или других степеней.

В исходном уравнении  4х=(22)х  или  4х=2.

Получим уравнение: 2-5·2х+4=0; решаем его с помощью замены: 2х=t, тогда  22x=t2 ,

2-5·2х+4=0  заменим уравнением   t2-5t+4=0.

Корни данного квадратного уравнения  t1=1 и  t2=4.

Теперь, чтобы найти х, решаем показательные уравнения:

2х=1          и        2х=4

                                  х1=0                    х2=2.          Ответ: 0 и 2.

 

Пример 5. Решить уравнение    2-5·6х+4·3=0.

Это уравнение вида Р(ах, bх)=0, где многочлен задан от степеней с разными основаниями. Для его решения необходимо разделить уравнения на одну из степеней: ах или  bх.

Таким образом, делим обе части уравнения   2-5·6х+4·3=0  на выражение 3 (это наибольшая степень числа 3 в уравнении).

Получим:         -5·+4·=0

                         -5·+4=0

                        -5+4=0

Вводим замену: = t,   =t2   и решаем квадратное уравнение:

t2-5t+4=0.

Его корни    t1=1 и  t2=4.

Решаем показательные уравнения:        =1         и         =4

                                                                   х1=0                            х2=log2/34.

 

Задание 1Б

Заполните записную книжку

1. Показательное уравнение

- это уравнение ___________________

_________________________________

_________________________________

2. Виды показательных уравнений:

Способы решения показательных уравнений:

а) ax=b;

 

 

б) Р(ах)=0, где Р(ах) – многочлен, заданный от степени с основанием а;

 

 

в) Р(ах, bх)=0, где многочлен задан от степеней с разными основаниями.

 

 

 

 

 

Задание 2.

Найдите вид уравнения, соответствующий определению, и соедините стрелками.

 

 

Овал:       Р(х)=0 Овал:  ax2+bx+c=0
Овал: Синус х во второй степени равен косинусу х
Овал:      ax=b
Овал:      ax=b
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3

Примени нужный способ решения уравнения и заполни схему «Паучок» по образцу

                       1. 4х+1+4х=320.

Вынести ах за скобку, привести уравнение к виду ах=b.

           4х·4+4х=320

           4х(4+1)=320

           4х·5=320

           4х=64

           4х=4   

                 х=3.

2.  =27.

 

                           

                                      3.   9х-8·3х-9=0.

 

 

4.      5х+1=8х+1.

 

 

 

Способы решения:

1.       4х+1+4х=320.

Разделить обе части уравнения на одну из степеней.     (А)

2.   ()х=27.

Ввести замену ах=t и решить квадратное уравнение.     (Б)

3.    9х-8·3х-9=0.

Вынести ах за скобку, привести уравнение к виду ах=b. (В)

5.       5х+1=8х+1

Представить число b в виде степени с основанием а. (Г)

 

 

Овал: 2Овал: 3Паучок:

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4

Реши эти уравнения и определи, что между ними общего

1.   49х-8·7х+7=0.                                                    2.    5·2+3·10х=2·5.

 

 

 

Представь вывод в виде «Паучка»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 5.

Реши способом подстановки систему показательных уравнений, используя образец.

Образец:     а·b=-21,

                    a+b=4.

Выразим а через b во втором уравнении и подставим полученное выражение в первое уравнение:

a·b=-21,                a·b=-21,                 (4-b)b=-21,

a+b=4;      =>       a=4-b;       =>         a=4-b.    

Решим первое уравнение системы:   (4-b)b=-21

                                                         4b-b2=-21

                                                         -b2+4b+21=0

                                                          b2-4b-21=0

                                                     b1=-3, b2=7. Тогда а1=7, а2=-3. Ответ: -3 и 7.

Пример:                2х·3у=72,

                               2х+3у=17.

 

Задание 6.

Запиши соответствие между такими понятиями как

 

 


                          Семья                       

 

с помощью показательных уравнений.

В этом задании ученик может сам составить показательное уравнение, связывающее данные понятия.

3. Оценивание, подведение итогов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему: "Показательные уравнения" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок изучения нового материала проводится в форме самостоятельной работы учащихся, оценивание учащиеся производят самостоятельно в конце урока: выполнены 1-3 задания, оценка – «3», выполнены задания 1-5, оценка – «4», если же выполнены все шесть заданий, оценка – «5». В первом задании учащиеся определяют по тексту, какие уравнения называются показательными и выясняют, каковы основные способы их решения, по результату заполняют «записную книжку», заранее подготовленную учителем для каждого ученика, во втором задании с помощью кластера учащиеся устанавливают соответствие, цель данной работы – оценить уровень усвоенного в первом задании. Далее выполняются задания на применение полученных знаний, составляются схемы типа «паучок», решаются более сложные уравнения, и в последнем задании учащиеся с помощью показательного уравнения записывают соответствие между таким понятиями, как «Земля», «Семья», «Я». Ценность данного урока состоит в формировании ключевых компетенций через самостоятельную учебную деятельность учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2020 420
    • DOCX 44.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мокроусов Дмитрий Евгеньевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мокроусов Дмитрий Евгеньевич
    Мокроусов Дмитрий Евгеньевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82452
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 058 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 422 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 546 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 166 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 128 человек