Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока на тему: Особенности природы океанов. Атлантический океан

Разработка урока на тему: Особенности природы океанов. Атлантический океан

Скачать материал

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

 «Мой лучший урок»

Направление «Естественно-научное»

 

 

Разработка урока

 

 

 

 «Особенности природы океанов.

Атлантический океан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Подготовила:

                                                                     Сокова В.П.

                                                                                  учитель  географии

                                                                              МБОУСОШ №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Успенское

2012год

                                                       

Тема урока: Особенности природы океанов. Атлантический океан

Цель: Сформировать у учащихся представления и знания о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане и  его значении для жизни людей.

Задачи:

1.Образовательные:

Учащиеся смогут определять и анализировать природные явления, происходящие в океане;

2.Развивающие. Учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умение работать с картами различного содержания, текстом, дополнительным материалом, критически оценивать географическую информацию из различных источников, уметь выступать перед аудиторией, воспитывать чувство сотрудничества

3.Воспитатывающие: ученики смогут задуматься об изменениях, происходящих в природе океана, о его значении для жизни человека.

Тип урока: Заочное путешествие-исследование

Методические приемы: словесный, объяснительно-иллюстрированный, создание ситуации успеха, похвала, оценка, самооценка.

Формы: групповая, поисковая, фронтальная, индивидуальная.

Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с карточками c текстом, ответы на вопросы, подготовка опережающих заданий.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся получат широкие знания об интересных природных явлениях, происходящих в океане, его экологическом состоянии, обогатят опыт общения, повысят свою самооценку

                                                   Сценарий урока.

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность учителя: Ребята, вы уже знаете, что на планете существуют четыре океана, и все они разные. (Подготавливаю учащихся  к продуктивной работе на уроке, создаю  положительный эмоциональный настрой)

2. Актуализация знаний: О каком океане пойдет  сегодня речь на уроке, вы узнаете из стихотворения

На  слайде  презентации  стихи об океане, физическая карта мира

Деятельность ученика: Учащийся зачитывает стихи.

Он прекрасный и большой, по величине второй.

В нем мощные течения и в этом нет сомнения.                                              

Море там Колумб открыл, про саргассы он не скрыл.

В нем высокие приливы, не найти такие в мире.

Много есть еще явлений, обнаружим без сомнений.

Деятельность учителя: Вы узнали океан? Верно. Атлантический. 

Обращаюсь к учащимся рассказать легенду о названии океана.

 ( на слайде название темы и цель урока)

Деятельность ученика: Рассказывает легенду о названии Атлантического океана  (опережающее задание)

Происхождение этого названия восходит к мифам античного времени. Сыновья богини Земли Геи, могучие титаны, восстали против Зевса и других обитателей Олимпа, но потерпели поражение. Всех постигла суровая кара. Один из титанов АТЛАС - был приговорен вечно держать на плечах небесный свод там, где он опускается к земле, на западе, на берегах океана, где конец света.

3.Изучение нового материала

А) стадия вызова (создаю условия для формирования цели, задач урока, вырабатываю мотивацию учащихся к деятельности)

Б) Стадия осмысления

Деятельность учителя: Сегодня мы с Вами совершим заочное путешествие - исследование, но в начале выясним границы океана.

(Предлагаю определить  границы океана на стр.2-3  в атласе. Один из учащихся показывает  границы океана у настенной карты,  остальные наносят границы на контурную карту.)

Обращаю внимание детей на заранее подготовленную таблицу и схему, .находящиеся у учащихся на партах, которые необходимо будет заполнить по ходу урока и  «проплыть» по маршруту, указанному на схеме.

Схема путешествия

(фрагмент карты атласа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Я знаю или предполагаю

Узнал(а)новое

1.Океан второй по величине

1.Океан расширяется  в районе Срединно – Атлантического хребта

2.В нем мощное теплое течение Гольфстрим

2.Причину образования Саргассова моря

3. Самые высокие приливы в заливе Фанди

3,Причину формирования самых высоких приливов в океане

4.Единственное море без берегов - Саргассово

4.Пересекает Северный тропик, поэтому там очень жарко

 

5.Океан, загрязненный, в основном нефтяной пленкой.

 

6.В нем находится « Бермудский треугольник»

 

Деятельность учителя: Помогут совершить путешествие- исследование  группы молодых ученых- климатологов, тектоников, океанологов, биологов, экологов. (Предлагаю обратить внимание ребят друг на друга, увидеть их в роли   «ученых»). 

Теперь, когда мы знаем, в  каких границах находится океан, можно отравляться в путешествие. Наш путь начинается от м. Рока - западной части Пиренейского п-ова,  в столицу острова свободы Кубы - Гавану с заходом в Канадский порт Сент-Джон.

Подплывая к Азорским островам, океан забурлил, напугал и нашему взору открылась удивительная картина - из морских пучин появился небольшой участок суши. Он вызвал интерес и попросил группу тектоников объяснить данное явление.

 (создаю  условия для осознанного усвоения учебного материала групповой работы)

Деятельность учеников:

Карточка 1.Группа тектоников - исследователей

 

Вопросы:

1.Сравнить карту «Строение земной коры» с физической картой мира и выяснить, какие природные процессы происходят в Атлантическом океане в районе Срединно-Атлантического хребта?

2.Происходили ли подобные явления в далеком прошлом?

(учащиеся используют в работе атлас на стр.2-3 и   стр.4-5)                                                           

- анализируя карты, можно сказать, что  в районе Срединно-Атлантического хребта  находятся литосферные плиты, которые подвержены растяжению, а с ними связаны  поднятия дна и подводные извержения.                                                     

-на второй вопрос о подобных явлениях в прошлом рассказал ученик, которому было дано опережающее задание

Деятельность ученика: По преданию  ученого древней Греции  Платона на месте Азорских островов и западнее Гибралтарского пролива находилась Атлантида, но океан ее поглотил 12 тыс. лет тому назад.

Деятельность учителя: Познакомившись с данным природным явлением, мы продолжим  свое путешествие, которое должно  нас привести в Канадский порт Сент-Джон. Но, что за чудо, подплыв  к порту , наш корабль не может  приблизится к берегу, т.к. он от нас находится  на большой высоте.

Ребята, что за странное явление возникло перед нами?

Карточка 2. Группа океанологов-исследователей

Вопросы:

1. Рассмотреть карту Мирового океана, и определить, в каких районах Атлантического океана наблюдаются самые высокие приливы?

2.Почему именно в этом заливе такие высокие приливы?

Учащиеся рассматривают карту на стр. 20-21, применяют знания курса 6 класса о движении вод Мирового океана

Деятельность ученика 1:. В Атлантическом океане наблюдаются самые высокие приливы в мире -  до 18 м..

Деятельность ученика 2:  Залив Фанди узкий, глубоко вдается в сушу, это и приводит к высокой воде.)

Деятельность учителя. Теперь, когда мы повернули на юг, можем смело двигаться дальше.

Деятельность ученика. Я по курсу вижу буровато – зеленую сушу, а ее на этой широте нет. Почему?

Деятельность учителя. Верно. Зададим этот вопрос биологам-исследователям.

На помощь пришли биологи-исследователи со своими объяснениями.

Карточка 3.Группа биологов-исследователей

Вопросы

1.С каким природным явлением столкнулись?

2.Как называется море, кто его впервые открыл? (текст учебника, дополнительный материал)                                                          

Деятельность ученика 1: это не суша, а  буровато- зеленые водоросли. Наполненные пузырьками газа, они поднимаются на поверхность океана и  создают иллюзию суши.

Деятельность ученика 2:Впервые они были открыты экспедицией Христофора Колумба, которая также была введена в заблуждение. Море было названо Саргассовым по названию водорослей.                                                               

Деятельность учителя. Наверно мы все рассмотрели  природные явления. Теперь спокойно доплывем до Гаваны  -  намеченной  нашей цели. Но, что это? Стрелка компаса заметалась. Мы попали в полосу белого тумана.

Деятельность ученика: Что это может быть? И не пропадет ли наш корабль?

Капитан- учитель. К сожалению, ребята, мы сейчас с вами проплываем Бермудский треугольник, который пользуется в мире «дурной славой» (схема Бермудского треугольника).  В нем исчезают корабли, пролетающие самолеты. Ученые бьются в догадках о данных явлениях, даже приписывают инопланетянам их исчезновения,  но, к сожалению, истинных причин никто не знает. Тем более, что таких мест на планете не мало. Просто  в этой части океан загружен торговыми путями и если пропадают корабли или самолеты, это становится сразу известно.

 

 

Схема Бермудского треугольника

 

 

Но вот, компас,  верно показывает курс на Гавану, туман рассеивается и мы поплывем дальше.

Деятельность ученика 1: Очевидно, наши приключения закончились, на горизонте показалась Гавана.

 Деятельность ученика 2:  Но почему стало так жарко? Откуда взялась это жара?

 Деятельность учителя: Думаю, время подошло побеспокоить климатологов – исследователей.

Карточка 4. Группа климатологов-исследователей.

Вопросы:

1.Почему  в районе острова Куба стоит высокая температура даже в сентябре месяце? (Карта климатическая мира)

2.Как называется параллель, где формируются высокие температуры на Земле?

Деятельность ученика 1: Мы находимся на широте северного тропика(23,5.гр).                                                        

Деятельность ученика 2:   А, как известно, на данной широте солнце находится высоко над головой, что приводит к высоким температурам круглый год.

Деятельность учителя:  А теперь послушаем экологов - исследователей. Они нам  расскажут,  с какими явлениями столкнулись по пути в Гавану

Карточка 5.Группа экологов-исследователей

Вопросы:

1. С какими экологическими явлениями встретились по пути следования в Гавану (карта Мировой океан и человек).

2. Как данные явления могут повлиять на жизнь людей, живущих на берегах океана и вдали от него?

 

Деятельность ученика 1: Среди всех океанов планеты Атлантический океан

самый загрязненный. Основной источник загрязнения - нефть, которая покрывает  верхний слой океана на пути движения танкеров.

Деятельность ученика 2:(опережающее задание) А в последнее время из-за утечки нефти из глубинной скважины во время аварии в Мексиканском заливе, ее стало настолько много, что это повлияло на изменения плотности воды в районе Северной Америке, а итогом явился распад Гольфстрима на отдельные рукава и движение его в центре океана. Значит, теплые воды Гольфстрима не будут как прежде обогревать Европу и Северную Америку, что отразится на жизни людей и их хозяйственной деятельности.                                                         

4. Cтадия рефлексии (обобщить и систематизировать знания, осознать

продуктивность работы на уроке.)

Вернитесь к нашей таблице. Смогли вы сегодня узнать, то, что вам было особенно интересно?

-СИНКВЕЙН-

-1 существительное (1)- (океан);

-2-прилагательное(2)-второй, загадочный;

-3-глагол (3)расширяется, охлаждается, загрязняется

-4- крылатая фраза-  Затерянный мир  Атлантиды

А)Самооценка и взаимооценка (формировать у детей способности к объективной оценки, самооценки своей деятельность). Наше путешествие закончилось, прикрепите магнит к следующим утверждениям:

1) понял все хорошо           ответили      24   учащихся

2)хочу знать больше           ответили       22  учащихся

5.Домашнее задание: познакомиться с параграфом 10, нанести на контурную карту глубоководные желоба (способствовать проявлению творческой активности учащихся). Совершить путешествие на выбор в других океанах планеты, используя учебник, атлас, интернет и др. источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Урок по теме «Особенности природы океанов. Атлантический океан представлен  в четвертом Естественно – Научном  направлении

 

Характеристика класса

В классе 7 «А» 24-  учащихся: 13-девочек, 11 –мальчиков. Многодетных семей-5

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями к урокам. Дети подвижны, жизнерадостны. Диагностика мотивации к обучению показала, что все желают учиться. Ребята -  креативные личности, с удовольствием откликаются на  различные формы, методы, типы уроков, импровизации на занятиях. Ребята исполнительны, воспитаны, что позволяет давать опережающие задания

Коллектив сплоченный, отвергнутых учащихся нет.

Ребята работоспособны. Успеваемость-100%, качество знаний 62 %.

Программа составлена на основе авторской программы по географии

 для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, Е.М. Домогацких, Москва «Русское слово, 2008

Учебник. География. Материки  и океаны Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский,

Раздел 1. «Планета, на которой мы живем».

 2 часа  в неделю 2012 год

Этапы урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4. Рефлексия

5.Домашнее задание

Методические приемы: словесный, объяснительно-иллюстрированный, создание ситуации успеха, похвала, оценка, самооценка.

 Используемая  литература:

 - «Педагогические технологии», Буланова М.В, Топоркова. Москва-Ростов – на Дону, 2004.

  - «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Е.С. Полат. Москва. 2003.

 - «Педагогика». Харламов И.Ф. Москва 2004.

 - «Современные образовательные технологии». Москва, «Народное образование»,1998.                                                          

 - «Методика обучения  географии в школе» под редакцией Л.М.Панчешниковой.  Москва. «Просвещение» 1997.

Формы обучения: кооперированно-групповая предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего задания;

Индивидуальная, поисковая, фронтальная.

Методические материалы, технические средства обучения:

-конспект урока, презентация;

-компьютер, мультимедийный проектор;

-раздаточный материал -  карточки с вопросами;

-сообщение детей;

-Карта «Физическая мира»;

-УМК: учебник География. Материки и океаны Е.М. Домогацских,

Н.И. Алексеевский. «Русское слово»,

Атлас для 7 класса

Анализ урока:

 Цель урока и задачи, поставленные перед учащимися класса, были выполнены.

На уроке учащиеся познакомились  и получили представление о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане. Была установлена связь, с темами, раннее изученными,  как этого года, так и предыдущего.

Материал подавался на достаточном уровне научности, с учетом возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем доступно, и логично.

В качестве средств наглядности были использованы физическая карта мира, карты атласа, учебник,  компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

На уроке применялись методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Ребята активно включались в работу в группах. Отвечали на вопросы, вошли в роль « ученых- исследователей», повысили свою самооценку.

 

 

 

Приложение

Описание педагогических идей и инициатив

Хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения уроков, который, как мне кажется, обеспечивает активную работу всех учащихся класса.

Эффективность таких уроков  в значительной мере зависит от подготовленности работать самостоятельно. Предпочитаю групповую форму работы  и уроки путешествия-исследования. Они особенно соответствуют  программе обучения в 6-7 классах.

Для этого веду подготовительную работу с учащимися, определяю степень сложности и самостоятельности учащихся на каждом уроке, привлекаю к систематической работе с картами различного содержания, продумываю связь нового материала с пройденным этапом.

Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на какие моменты учащимся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетом подготовленности каждого ученика. В каждой группе есть лидер, который регулирует ответы  членов группы. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, т. к. его ответ влияет на оценку всей группы.

При объяснении группой задания, другие учащиеся слушают и заполняют таблицу, заранее подготовленную. Уроки заочного путешествия - исследования в форме групповой работы более эффективны, т. к. развивают интерес к предмету, изучаемой теме, способствует сплочению коллектива, усвоению материала и развитию самоуправления в классе.

Для успешного проведения урока нескольким ученикам даю опережающее задание и дополнительный материал или сайты интернета.

Считаю, что данная форма работы способствует развитию самостоятельности, умение работать в коллективе, в группах, а значит к адаптации в последующей жизни.

При подготовке к уроку использовала технологии:

1. Развивающего обучения,  по З.И. Калмыковой, основными принципами которого являются:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

-формирование эврестических приемов умственной деятельности;

-оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.

2.Проблемного обучения по  мнению И.М.Базиной и Л.М Панчешниковой

проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемную ситуацию и организует поисковую деятельность к их разрешению.                                                           

Для развития самостоятельности и активности использую  методы креативный и деятельный.

творческий (креативный) и деятельный методы,  разработанные В.В.Давыдовым, предлагают максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Данные методы проявлялись в течение всего урока.

Урок сопровождался  показом презентации по теме. Использовался  мультимедийный проектор

 

Методики оценки эффективности урока:

      Стимулирующее введение урока, создание эмоционального и делового настроя;

-оптимальность целеполагания, ясность образовательных, развивающих и воспитательных задач;

     -кратковременность организационного момента, создание готовности класса и оборудования к уроку;

     -наличие логических переходов от одного этапа урока к другому, качество усвоения темы урока;

     -оптимальность использования методов, побуждений учебной активности учащихся;

     -психологическая готовность учителя: доброжелательный тон, уверенность четкость, организованность;

     -компетентность, тактичность, умение работать в группах;

     -умение осуществлять проверку и взаимопроверку учащихся;

     -создание учителем на уроке ситуации успеха, помощь учащимся в создании положительной самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

 

на урок  «Особенности природы океанов. Атлантический океан».

 

Урок по теме «Особенности природы океанов. Атлантический океан» был проведен в 7 «А» классе.

Перед учащимися была поставлена цель: Сформировать у учащихся представления и знания о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане и  его значении для жизни людей, а также задачи: образовательные, развивающие и воспитывающие.

Урок интересный, по типу заочного путешествия-исследования. Материал урока подобран грамотно. Применялись различные виды деятельности: карточки для групповой самостоятельной работы, фронтальная беседа, опережающее задание детей. 

Хорошо продуманы цель и методы обучения. Учащиеся  активно работали в течение всего урока, использовали карты атласа, учебник, с желанием отвечали на проблемные вопросы. Объяснение было наглядным, доступным, сопровождалось презентацией.

Закрепление материала проводилось заполнением таблицы и синквейном.

Вызвал  интерес рефлексии урока и творческий подход учителя к выполнению учащимися  домашнего задания.

В ходе урока были достигнуты цель и задачи урока.

 

 

 

 

    

 

 

 Зам. Директора по УВР                                            Вольнер И. В.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему: Особенности природы океанов. Атлантический океан"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Особенности природы океанов. Атлантический океан

Цель: Сформировать у учащихся представления и знания о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане и  его значении для жизни людей.

Задачи:

1.Образовательные:

Учащиеся смогут определять и анализировать природные явления, происходящие в океане;

2.Развивающие. Учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умение работать с картами различного содержания, текстом, дополнительным материалом, критически оценивать географическую информацию из различных источников, уметь выступать перед аудиторией, воспитывать чувство сотрудничества

3.Воспитатывающие: ученики смогут задуматься об изменениях, происходящих в природе океана, о его значении для жизни человека.

 

Тип урока: Заочное путешествие-исследование

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 890 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4718
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 494
    • DOCX 11.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сокова Вера Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сокова Вера Павловна
    Сокова Вера Павловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13596
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе