Инфоурок Технология Другие методич. материалыРазработка урока на тему: «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)» (5 класс)

Разработка урока на тему: «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)» (5 класс)

Скачать материал

Урок: Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских.

Оборудование рабочего места (верстака).

 

Цель: раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения", научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.

 

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся 5 классов.

 

Ход урока:

 

I. Вводная часть

 

1. Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам.

2. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

3. Распределение обязанностей между учащимися

 

II. Изложение нового программного материала

 

Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения. Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины – технологии.

 

 Что же это за термин ?

 

Слово "технология" происходит от древнегреческого techne -"искусство, мастерство, умение" и латинского logos - "учение, наука".

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

 

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

 

 Как вы думаете, что это за технологии?

 

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое

 

Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?

 

Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др.

Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово "верстак" в переводе с немецкого означает "мастерская". Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.

 

Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

 

Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

 

Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4), переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

 

 

 Какие инструменты относятся к режущим?

 

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

 

Какие инструменты относятся к измерительным?

 

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

 

Как это проверить?

 

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

 

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

 Что для этого нужно делать?

 

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

Рис. 2.

 

 В какой?

 

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета)

 

Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.

 

·        Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами

·        Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака

·        Не ударять молотком по крышке верстака.

·        Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

·        По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

 

III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного верстака.  Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

 

IV. Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

 

V. Заключительная часть.

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Муниципальное образовательное учреждение Искровская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Шульпекова

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока на тему:

 

 «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских.

Оборудование рабочего места (верстака)»

 

 

 

Разработал учитель технологии Смольянинов Владимир Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему: «Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)» (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок: Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских.

Оборудование рабочего места (верстака).

 

Цель: раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения", научить  организовывать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.

 

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ обучающихся 5 классов.

 

Ход урока:

 

I. Вводная часть

 

1. Ознакомление обучающихся с правилами поведения и требованиями в школьных мастерских.

2. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

3. Распределение обязанностей между учащимися.

 

II. Изложение нового программного материала

 

Для повышения у обучающихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учеников  предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения. Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины – технологии.

 

 Что же это за термин ?

 

Слово "технология" происходит от древнегреческого techne -"искусство, мастерство, умение" и латинского logos - "учение, наука".

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

 

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

 

 Как вы думаете, что это за технологии?

 

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое

 

Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?

 

Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др.

Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово "верстак" в переводе с немецкого означает "мастерская". Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.

 

Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

 

Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

 

Столярный верстак   состоит из подверстачья, крышки с отверстиями, в которые вставляются клинья, лотка, переднего зажима, заднего зажима,   выдвижных и поворотных пальцев.

 

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия  с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке  размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Какие инструменты относятся к режущим?

 

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

 

Какие инструменты относятся к измерительным?

 

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

 

Как это проверить?

 

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

 

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

 Что для этого нужно делать?

 

 

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима.  Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

В какой?

 

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).

 

Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.

 

·        Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами

·        Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака

·        Не ударять молотком по крышке верстака.

·        Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

·        По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

 

III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного верстака.  Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту обучающихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

 

IV. Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

 

V. Заключительная часть.

 

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии к теме "Профессиональная деятельность"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: § 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
  • 30.09.2020
  • 702
  • 13
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
Презентация по технологии к теме "Предмет труда"
  • Учебник: «Технология. 10-11 класс», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.
  • Тема: Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Нормирование и оплата труда     
  • 30.09.2020
  • 2942
  • 261
«Технология. 10-11 класс», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 598
    • DOCX 205.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толкачева Светлана Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толкачева Светлана Леонидовна
    Толкачева Светлана Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 45943
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 68 регионов

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе