План открытого урока музыки
Тема урока: «Звучи моя домбра»
Цель урока: Формировать представления детей об
изобразительных возможностях инструментальной , домбровой музыки.
Задачи:
1.Образовательная:
Расширять знания
детей о казахском музыкальном инструменте- домбре, ее тембровых особенностях; знакомить с
музыкальным жанром «Кюй» и музыкальным титулом «кюйши».
2. Развивающая.
Развивать тембровый слух, память;
развивать ассоциативное мышление учащихся; активизировать мыслительную
деятельность детей на уроках музыки.
3. Воспитывающая.
Воспитывать культуру слушателя,
исполнителя; воспитывать любовь к Родине, любовь к музыке, через яркие
музыкальные примеры.
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок-игра.
Форма проведения: работа в группах.
Методы и
премы : Словесный,
наглядный, практический, игровой, интегрированный практикум.
Прогнозируемый результат:
Приобретение опорных знаний в
области музыкальной культуры казахского народа.
Комплексно-методическое обеспечение:
Компьютер, экран, проектор,СД
носители, слайдовая презентация, сигнальные карточки.
Музыкальный ряд: Народный кюй
«Кенес», Кюй-легенда «Аксак кулан»(мультипликационный фильм), «Елтанбасы елимнiн»-исполнение.
План урока:
1 . Организационный момент.
а) Вход в класс под музыку.
б)Музыкальное приветствие.
2. Подготовка учащихся к осознанному восприятию
нового материала.
а) Речевая,ритмическая разминка:
«Хорошо быть казахстанцем».
б) исполнение песни: «Елтанбасы
елимнын»
в) Мои ассоциации со словом
«Родина» -беседа с учащимися.
3 . Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего
задания.
(игра «знатоки музыки»)
4 . Работа по теме урока «Звучи
моя домбра»
а) Кюй-жанр
инструментальной музыки.
б) Слушание кюя
«Кенес» в исполнении уч-ся шг№41.
в) Творческая
работа учащихся: полихудожественная игра «Рисуем музыку»
г) Просмотр
мультипликационного фильма «Аксак кулан»
д) Кюйши-автор и
исполнитель кюев.
е) Закрепление
основных понятий. Вопросно-ответная беседа.
5 . Итог урока. Подсчет баллов.
6 .Рефлексия «Букет знаний»
7. Информирование учащихся о
домашнем задании.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1.Звучит музыка
«Аксак - кулан», под которую дети входят в класс.
2.Музыкальное
приветствие: Здравствуйте ребята!
2. Введение
в тему.
У: Предлагаю
настроиться на мажорный лад и вспомнить музыкально-речевую ритмическую
разминку:
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
(Исполнение песни «Елтанбасы елимнiн»)
Беседа о Родине Казахстан ,о
своем родном крае.
У: Ребята, расскажите о своих
ассоциациях со словом Родина
(Дети отвечают) Природа Казахстана,
ее бескрайние степи, горы, президент…… музыка, домбра.
У: Конечно же и инструмент,который называют
душой казахского народа.Ему мы и посвятим сегодня наш урок.
Тема нашего урока «Ты звучи моя домбра!»
3 . Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Но прежде чем наша домбра
зазвучит- мы проверим насколько хорошо мы знаем этот инструмент.Я давала вам
задание самостоятельно собрать сведения об этом инструменте.
Предлагаю поиграть в игру:
«Знатоки музыки)
(правила игры: Класс делится на 4 команды по следующему принципу:
1стол занимают дети,которые получили эмблемы с целой длительностью ноты;
2стол- четвертные ноты;
3стол-восьмые ноты; 4стол-половинные ноты.
Учащиеся выполнят семь заданий,равное колличеству нот. За каждое
правильно выполненое задание они получают ноту,которую должны правильно
расположить на нотном стане. В случае ,если представитель команды неправильно
расположил ноту на нотном стане, команда теряет балл.Отличные оценки получает
только та команда,которая ни разу не ошибется.)
У: (под
музыку рассказывает легенду о домбре)
« Однажды Батыр сражался с врагами и очень устал.
Решил отдохнуть. Присел у оврага в тени, вырезал кусок дерева, натянул конский
волос и попытался извлечь звук, но инструмент молчал. Положив инструмент рядом
с собой, Батыр заснул. Когда он проснулся, то с удивлением заметил деревянный
брусочек, кем-то подложенный под струны. Батыр решил, что это проделки шайтана.
Но инструмент с тех пор стал «душой казахского народа».
1.Задание: Ребята все видели и слышали домбру?
Давайте проверим –узнаете ли вы ее голос?( звучат три фрагмента,из которых только
1-висполнении домбры) Дети должны выбрать один из вариантов.
За правильно выполненое задание
дети получают ноту-до и пишут ее на нотном стане.
2. А теперь проверим сможете ли вы ее найти
среди множества музыкальных инструментов.( дети должны узнать ее и назвать под
каким номером она изображена на картинке)
Нота-ре.
3.Сколько струн у этого инструмента?(
варианты)..Проверим..(слайд)
Нота-ми.
У: Вот тут мы предоставим слово нашему музыковеду:( По
ходу урока музыковед дает дополнительные сведения,по теме урока.)
С помощью археологии было доказано
древнее происхождение домбры, различают два вида: западная и восточная. Оказывается
–домбра бывает двух видов. Различные формы были обусловлены особенностями двух
исполнительских традиций. Для исполнения быстрых кюев, нужно было, чтобы левая
рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. По этому гриф западных
домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при
исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры
инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем
громче домбры. Звук извлекался на обеих струнах кистевыми взмахами, мягкими
щипковыми переборами пальцев. Таким образом, между устройством домбр и кюями,
которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть
двухструнной и трехструнной. Трехструнная, сохранилась в Семипалатинской
области.
4. Найди общее и различное:(Слайд с
изображением 2х домбр- западной и восточной.
Нота-фа.
5.Каким инструментом является домбра:
струнно-смычковым, духовым, ударным, струнно-щипковым,Медно-духовым.Обьясни
почему.
Нота-соль.
6. Следующее задание: Узнай домбру
по грифу.( дети проверяют насколько они наблюдательны) Назвать под каким
номером расположен гриф,принадлежащий домбре.
Нота-ля.
7. Как
называется музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на
народном инструменте-домбре.
Менуэт, кюй,
вальс,этюд, жар-жар.
Нота-си.
У: Молодцы! Вы справились со всеми
заданиями. Пришло время зазвучать нашей домбре.
4. Работа по теме урока.
а) Сегодня у нас в гостях ученики нашей
школы, которые занимаются в кружке «Домбра». Они исполнят для нас кюй «Кенес».А
что такоек кюй?
Слово нашему музыковеду:
Кюй-это инструментальная пьесса
для домбры,длительностью от 1.5 до 4х минут. Раньше перед тем как исполнить кюй
–музыкант рассказывал о его содержании.Только потом произносил: «А теперь
послушаем как расскажет об этом домбра..»
У: Мы поопробуем представить о чем расскажет
нам кюй .Я пока не буду сообщать вам его название,позже вы поймете почему.
(Исполнение кюя группой школьных домбристов.)
б) Творческая работа учащихся.
Выполнение коллективной
работы. Дети выражают свои впечатления, чувства, которые произвела на них
музыка , в рисунке.
в) Защита своей работы.(на этом этапе
учительсообщает название произведения. Дети видят насколько близко они подошли
к содержанию кюя)
У: Вы отлично справились с этим
заданием.
г) Кюй-легенда «Аксак кулан»
Сейчас мы можем немного
расслабиться и сесть поудобней, потому,что у меня для вас есть интересный
мультипликационный фильм о жестоком хане Чингисхане, о хромом кулане и домбре.эта
казахская легенда познакомит вас с еще одной историей домбры.
( просмотр мультипликационного
фильма)
Ребята ,вы внимательно смотрели
мультфильм. Давайте ответим на след. вопросы:
·
Что такое кюй?
·
Кто донес до Чингисхана трагическую весть о смерти его сына?
·
Как называется кюй,кот исполнил кюйши?
·
Что произошло с инструментом?
·
Почему плачет Джучи хан под звуки домбры?
Кетбуга-имя
музыканта-кюйши ,который не побоялся и исполнил кюй:
Музыковед:
Полководец, бий и кюйши Кетбуга жил и творил во времена Чингис хана и остался в казахской истории весьма знатной фигурой. Дошедший из XIII века древнейший памятник искусства кюй "Ақсақ құлан" был широко распространен от Алтая до Атырау.
д) Закрепление новых понятий:
Кюй- инструментальное произведение для
домбры.
Кюйши- автор и исполнитель кюев.
5 этап . Итоги урока:
Подсчитываем баллы. По условиям нашего урока 5
получают те,кто набрал наибольшее кол-во.
6этап . Рефлексия:
Давайте встанем в круг и соберем букет знаний:
(дети передают по кругу цветы и называют то, что узнали за урок).
7.Домашнее ззадание: Нарисовать домбру.
произведение, которое длится 1,5-4
минуты. Встречается в культуре почти всех тюркских мен, в том числе у казахов и киргизов. Исполняются на
разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве
случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов.
III этап. Новая тема о
домбре.
Народ не только
слагает песни, но и создает музыкальные инструменты. Какой музыкальный
инструмент является ведущим в Казахстане?
1. Стих Джамбула Джабаева
«Песня об искусстве» (читает ученик).
Чтоб гордо запела
родная домбра,
А песня звенела
нежней серебра,
Удачи случайной,
певец, не лови,
Ты струны певуньи
– домбры обнови.
Прислушайся к
голосу каждой струны,
Как старый рыбак
к переливам волны.
Но много ли может
домбра рассказать
Тому, кто на ней
не умеет играть?
Тому, кто ее не
умеет держать?
Кто песни для
кюев не может слагать
Такие, чтоб
струны, вплетаясь в слова,
Могли заповедники
чувств открывать?
Искусство нежнее
ребенка, певец,
Искусство –
горение наших сердец,
Искусство –
могучая сила батыра,
Искусство –
чудесное детище мира,
Искусство
свободно, как взлет соколиный,
Искусство
прекрасно, как пруд лебединый,
И грациозно, как
поступь оленя.
Оно упоительней
всех наслаждений.
2. Структура домбры.
Из чего состоит домбра?
Самый распространенный
казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте, она
относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов казахов. С
помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры, различают два
вида: западная и восточная. Различные формы были обусловлены особенностями двух
исполнительских традиций. Для исполнения быстрых кюев, нужно было, чтобы левая
рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. По этому гриф западных
домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при
исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры
инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем
громче домбры. Звук извлекался на обеих струнах кистевыми взмахами, мягкими
щипковыми переборами пальцев. Таким образом, между устройством домбр и кюями,
которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть
двухструнной и трехструнной. Трехструнная, сохранилась в Семипалатинской
области.
IV этап. Легенда о
домбре (рассказывает ученица).
Кюй
– легенда «Аксак - Кулан»
В степи сын Джучи-хана
был убит на охоте раненым куланом. О смерти рассказала домбра, после чего было
залито отверстие расплавленным свинцом. Но от этого домбра стала петь еще звонче
и проникновеннее.
V
этап. Слушание.
Кюй – легенда
«Аксак - Кулан».
Вопросы:
а) Какой жанр
музыки звучал?
б) Что данный
жанр изображает? Трагизм, гибель или радость?
в) Слышится ли
топот лошадей?
г) Почему плачет
Джучи-хан под звуки домбры?
VI этап. Современные
музыканты.
Домбра не только
рассказывает древние легенды, но и о современном мире на домбре поют песни о
природе, о героизме, о гибели, о праздниках.
Кюйши – музыкант, который
играет на домбре кюи.
Абильтаев Шамиль.
Домбрист, композитор, кюйши. Родился в Атырауской области в 1948 году. Окончил
Алма-Атинскую консерваторию имени Курмангазы. Особенно популярные кюи:
«Заман-ай», «Шакшак Жанибек», а также песни-толгау: «Кюй Ата», «Ансау».
Косанова Айгуль. Домбристка.
Родилась в 1974 году в Мангистауской области. Закончила Алма-Атинскую
консерваторию имени Курмангазы по классу народное пение на домбре. Лауреат
первой премии Республиканских конкурсов имени Кашаубаева.
«Отрар-Сазы». Казахский
государственный фольклорный - этнографический оркестр народных музыкальных
инструментов. Создан в 1980 году как ансамбль при Казахской филармонии,
руководитель Тлендиев Н.А. Музыкальные произведения исполняются на казахских
национальных инструментах.
VII этап. Закрепление темы,
вывод.
Вопросы:
а) Что нового узнали Вы
на этом уроке?
б) Что нового узнали Вы
об инструменте?
г) Какова структура
инструмента?
д) Перескажите услышанную
Вами легенду.
VIII этап. Домашнее
задание.
Нарисовать рисунок домбры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.