Сценарий урока мужества
«
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
Цели: воспитывать у учащихся чувство
патриотизма, гордости за Отчизну, сформировать образ истинного патриота
и защитника Родины, познакомить учащихся с историей страны и края; способствовать формированию у учащихся активной
жизненной позиции. Обогащение эмоционального мира детей нравственными
переживаниями и формирование нравственных чувств; способствовать моральному
развитию учащихся и их творческих способностей.
(презентация о Великой
Отечественной войне)
1Вед.: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот
уже 70 лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят
похоронкам, и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя
тем, кто вернулся с войны, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в
живых, потому что кто-то погиб за меня". И тела погибших давно стали
землёй, и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат
тысячи сердец!
2Ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10
человек. Из каждой сотни 18-летних юношей, с войны вернулся только один.
1Ведущий:
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы - память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит.
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит, и пасть не
может.
(Д.Самойлов – «Я зарастаю памятью»)
2 вед: Течёт река времени. Минуло
уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь
распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор.
Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые
поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как
роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой
Отечественной войны нашего народа.
Я помню страны позывные,
Они
раздавались везде –
На
пункты идти призывные,
Отечество
наше в беде.
Живыми
вернуться просили,
Живыми
вернуться не все.
Вагоны
идут по России,
По
травам её, по росе.
И
брат расставался с сестрою,
Покинув
детей и жену.
Я
юностью связан с войною,
И
я ненавижу войну.
Я
знаю, я понял, как важно
Веслом
на закате грести,
Сирени
душистой и влажной
Невесте
своей принести.
Я
видел и радость и горе,
И
я расскажу молодым,
Как
дым от пожарища горек
И
сладок Отечества дым. (Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»)
1 вед: Войны остаются в памяти поколений
главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал,
ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.
2 вед: Нашей земле
готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам достаточно разгромить
русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица
земли эту страну и уничтожить её народ».
Я недавно смотрел старый фильм о
войне
И не знаю, кого
спросить,
Почему нашим людям
и нашей стране
Столько горя
пришлось пережить?
Почему сыновья не
вернулись домой,
Сколько жен
потеряли мужей?
Отчего красны
девицы ранней весной
Шли гулять без
любимых парней?
Дети детство узнали
в руинах домов,
Эту память вовек не
убить,
Лебеда – их еда и
землянка – их кров,
А мечта – до Победы
дожить. (С.Самушенков «Старый фильм»)
1 вед: Война – явление страшное, жестокое.
Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны,
которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям
свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей
Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея
жизни, свое Отечество.
2 вед: в русском народе живет убеждение, что истинный
человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине,
преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее
интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.
Получают
мальчики повестки.
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке
«горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руки:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше.
Все
они уходят в мир иной...
А сынок в граните
остается,
Остается вечно молодой!
1-й вед. Эти проникновенные стихи
написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
2-й вед. Каждая женщина, провожая в
армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено
сбыться.
афганистан
(видео С. Михайлова)
1-й ведущий. Десять страшных лет
продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением
интернационального долга». С чего все началось? Прежде всего, русские пошли
помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России.
Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном peгионе не жалели средств.
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат,
осколками свинца,
Ты заревом окутан,
весь в огне,
Страданиям и болям
нет конца.
Афганистан!
Ты наша боль и горе,
Крик матерей
доносится сюда,
Горючих слез уж
выплакано море,
Пожалуй, хватит их
на все года.
И
снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули
поднимают пыль.
Афган! Зачем же
раньше сроку
Суровую всем
открываешь быль.
Историю
не повернуть вспять,
Сполна мы за
Россию заплатили,
Но память
возвращает нас опять
В Афганистан –
туда, где мы служили.
2-й вед. Против нас была
объявлена информационная воина, к то-то «добренький» стал щедро осыпать афганских моджахедов
«благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные
средства ПВО -тогдашние «стингеры». Стрелковое и
тяжелое вооружение, средства минной
войны...
1-й вед. Но главное - деньги. доллары, афгани
.. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. cjiobho время повернулось вспять -
буквально за каждое
ухо убитого советского воина, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить, и платили щедро.
2~й вед. На «бешеных» деньгах множились
солдаты удачи А чтобы бизнес у «духов» шел успешнее, их обучали в диверсионных школах на
территории соседнего Пакистана. . Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда.
1-й вед. Наконец наших солдат
вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто
посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и
оставшимся в живых:, что тa война была ошибкой... Значит, все было зря?
Мы шли пружинисто и дружно:
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои.
Взмывали соколы орлами
И соловьями -воробьи.
Земля сама под шаг просилась
–
Десантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.
И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман...
И мы тогда еще
не знали
Словца мудреного «душман».
2-й ведущий. Ребята, прошедшие испытание
Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и,
не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.
1-й ведущий. Тех, кто служил в Афганистане, мы
узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по
спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы
иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет
места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о
боевом товариществе.
2 вед: Несмотря
на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается
достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга,
присяги.
1 вед: Пройдут годы. Многое со временем, возможно,
забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и
попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой
трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о
силе духа и мужестве солдат.
Давно ушли мы из Афгана,
Почти забыли запах дыма и огня,
Но помню: было там все без обмана,
А здесь все фальшь преследует меня.
А здесь повсюду мелочность,
нечестность,
Которую встречаю я в штыки,
И вспоминается в песке и пыли местность
У той далекой и чужой реки.
Не каждый ведь сейчас поймет,
А кто поймет, не испытать ему,
Как наши парни шли вперед
Земля горела вся в дыму.
От жажды трескалися губы,
Горело горло, как в огне,
Но парни стискивали зубы,
Глоток воды свой отдавали мне
Сейчас мне стыдно, что я раненый
Просил и бредил о воде,
Глоток, которой там был равен
Порою жизни всей цене.
Как братья были люди там,
Ценой безмерной за все платили.
2 вед: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай
по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим
хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем
пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
1 вед: Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько
пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо столько и пройдет.
2 вед : Очень
верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не
продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет. Прежде чем сказать слово о тех,
кто воевал в Чечне, хочется сказать спасибо всем тем, кто исполнял свой
воинский и патриотический долг в Афганистане Низкий поклон им за мужество и
героизм.
чечня
(видео С. Михайлова)
1 вед: Все новые и
новые «горячие точки» вспыхивают на карте… и среди них боль России – Чечня.
2 вед: Давно закончилась та война. Так
почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
Не был я на чеченской проклятой
войне.
Понимаете, не был, ребята.
Пока вас снайпера прибивали к броне,
Я сидел в нашей школе за партой.
Пока нас распинали живых на крестах
Бородатые чёрные звери
И потом предавали на самых верхах,
Всё молча о реальных потерях...
И терялся в ночи скорбный плач
матерей
Под гудёж бесноватой столицы,
И смотрели на нас в глубине алтарей
Убиенных парней наших лица.
Страшен взгляд сих оболганных,
преданных душ,
В этом мире проклятом забытых.
О, какая ж в сердцах наших чёрная
глушь,
Если мы предадим их, убитых!
Предадим их, не взяв в руки праведный
меч,
Ложь срубающий истины словом!
Тот, кто душу свою здесь захочет
сберечь,
Потеряет её перед Богом.
2 вед: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы
знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя
такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они
хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны
и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
1 вед: Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память».
Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне,
других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их
товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об
этом помним.
2 Вед.
Я считаю, у
каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед
страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…
1 Вед. Долг? А если сердце человека не согрела любовь к
ближнему, к Родине, если сердце не знает тёплого слова «отчизна»? Если совесть
заплыла жиром, а на близких наплевать... Как быть тогда?
2 Вед. Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к
которому веками стремился наш народ, а на другую - лень, равнодушие, сытость, словом, наш
современный эгоизм. Что перетянет?
Но жизнь пройдёт, рассеявшись, как
дым.
Предсмертный миг оставит мне в
подарок
Дар мужества - примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия -
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с
бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей - душевную сердечность.
1 Вед : Нам не страшны любые непогоды:
Есть у родной страны надежный щит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.
2 Вед : Друг! Современник. В молодые годы
Преодолеешь ты наук гранит,
Пока на страже мира и свободы
Солдат Российской армии
стоит.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.