Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока: «Многообразие и значение Простейших».

Разработка урока: «Многообразие и значение Простейших».

Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока: «Многообразие и значение Простейших»."

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПРОСТЕЙШИЕ

    1 слайд

    ПРОСТЕЙШИЕ

  • амёба-протей,    дизентерийная амёба,              эвглифа,...

    2 слайд

    амёба-протей, дизентерийная амёба, эвглифа, арцелла, панцирная амёба
    диффлюгия.
    Почему эти организмы называются простейшими?

  • парамеция
(инфузория-туфелька),      блефаризма,           эвплотес,...

    3 слайд

    парамеция
    (инфузория-туфелька), блефаризма, эвплотес, подофрия, инфузория -
    трубач.
    Почему эти организмы называются простейшими?

  • Вольвокс.                                               Эвгле...

    4 слайд

    Вольвокс. Эвглена зеленая. Лямблия.
    Почему эти организмы называются простейшими?

  • Цели урока. 

 1. Систематизировать и обобщить знания  о многообразии простей...

    5 слайд

    Цели урока.

    1. Систематизировать и обобщить знания о многообразии простейших.
    2. Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.
    3. Отметить каково значение простейших в природе и жизни человека?

    Зачетный урок по теме
    "Многообразие и значение простейших"

  • Карточка индивидуальной критериально-оценочной деятельности .

    6 слайд

    Карточка индивидуальной критериально-оценочной деятельности .

  • 1. Почему клетка простейших  является самостоятельным организмом?Амёба-протей.

    7 слайд

    1. Почему клетка простейших является самостоятельным организмом?
    Амёба-протей.

  • 1.Какие свойства характеризуют простейших как самостоятельные организмы:...

    8 слайд

    1.Какие свойства характеризуют простейших как самостоятельные организмы:
    а) наследственность,
    б) обмен веществ,
    в) раздражимость?

  • 2. В каких средах обитают простейшие? Почему наличие воды   
          являет...

    9 слайд

    2. В каких средах обитают простейшие? Почему наличие воды
    является обязательным условием их существования?

  • 3. Назовите органоиды, выполняющие функцию движения. Какие способы движения с...

    10 слайд

    3. Назовите органоиды, выполняющие функцию движения. Какие способы движения существуют у одноклеточных?
    4.Как специфика органоидов движения повлияла на названия классов простейших?

  • 2. На какие виды раздражений реагируют и направленно двигаются простейшие? а)...

    11 слайд

    2. На какие виды раздражений реагируют и направленно двигаются простейшие?
    а) химические,
    б) звуковые,
    в) световые,
    г) механические?

  • 5.Охарактеризуйте способ питания и  процесс...

    12 слайд

    5.Охарактеризуйте способ питания и процесс
    выделения у амебы.

  • 6. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой.

7. Какие ос...

    13 слайд

    6. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой.

    7. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают эволюционное положение эвглены зеленой на границе царства растений и животных?

  • 8. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? Поя...

    14 слайд

    8. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиковых? Поясните на примере вольвокса.

  • 9. Как проявляется более сложное, чем у других  
  простейших, строение инфуз...

    15 слайд

    9. Как проявляется более сложное, чем у других
    простейших, строение инфузории-туфельки в
    процессах питания и выделения?
    Питание инфузории-туфельки.

  • 3. Чем отличается инфузория-туфелька от амебы и эвглены?
            а) нал...

    16 слайд

    3. Чем отличается инфузория-туфелька от амебы и эвглены?

    а) наличием ложноножек,
    б) ресничек,
    в) хлоропластов,
    г) рта,
    д) двух ядер?

  • 4. Какие органеллы клетки выполняют пищеварительную функцию у простейших?...

    17 слайд

    4. Какие органеллы клетки выполняют пищеварительную функцию у простейших?
    а) пластиды,
    б) рибосомы,
    в) лизосомы,
    г) аппарат Гольджи?

  • 10. Какими способами размножаются простейшие?    
              Кратко охарак...

    18 слайд

    10. Какими способами размножаются простейшие?
    Кратко охарактеризуйте эти способы.

  • 11. Почему важное биологическое значение имеет половой...

    19 слайд


    11. Почему важное биологическое значение имеет половой
    процесс в жизни инфузории-туфельки?

  • 13. Какую роль играют простейшие в природе и жизни человека?
    14.Назов...

    20 слайд

    13. Какую роль играют простейшие в природе и жизни человека?
    14.Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими
    организмами и меры предупреждения этими заболеваниями.

    Дизентерийная амёба.
    Представители подтипа жгутиковых –лямблия и трипаносома.
    Возбудитель сонной болезни трипаносома гамбийская, возбудитель лейшманиоза лейшмания

  • 5. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека?...

    21 слайд

    5. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека?

    а) эвглена зеленая,
    б) радиолярия,
    в) дизентерийная амеба,
    г) трихомонада.

  • 15. Назовите представителей простейших, обитающих в морской  среде. Какую рол...

    22 слайд

    15. Назовите представителей простейших, обитающих в морской среде. Какую роль они играют в природе?

  • Первые фораминиферы появились ещё в докембрии; в карбоне они достигли расцвет...

    23 слайд

    Первые фораминиферы появились ещё в докембрии; в карбоне они достигли расцвета. Раковины фораминифер образовали значительные массы известняка; в каждом кубическом сантиметре породы их до 20 000.

  • Раковины глобигерин – источник голубого ила. Солнечники.

    24 слайд

    Раковины глобигерин – источник голубого ила.
    Солнечники.

  • Ответы тестовых заданий:1 –а), б), в)

2 – а), в), г)

3 –б), г), д)
  
4 - в...

    25 слайд

    Ответы тестовых заданий:
    1 –а), б), в)

    2 – а), в), г)

    3 –б), г), д)

    4 - в)

    5 – в), г)

  • 26 слайд

  • 27 слайд

  • Критерии оценки:Каждый «+» в графе «отметка за устные ответы» - один балл.

К...

    28 слайд

    Критерии оценки:
    Каждый «+» в графе «отметка за устные ответы» - один балл.

    Каждый правильный ответ в промежуточном тестовом задании - один балл.

    Каждая правильно указанная и названная клеточная структура в 1 задании по карточке - один балл.

    Каждая правильно названная систематическая группа во 2 задании – один балл.

    Оценка компьютера учитывается по пятибальной системе.

  • Суммируйте все подсчитанные баллы.
Выставите себе итоговую оценку за урок из...

    29 слайд

    Суммируйте все подсчитанные баллы.
    Выставите себе итоговую оценку за урок из расчета:
    45 – 55 баллов – «отлично».
    38 - 44 баллов – «хорошо».
    27 – 37 балов – «удовлетворительно».





Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


 

 

Тип урока – обобщающий контроль знаний – зачет по теме:«Многообразие и значение простейших».

Продолжительность – 40 минут

 

Класс – седьмой

 

Учебник биологии  «Животные», авторы Латюшин, Шапкин. Третья линейная программа, утвержденная Министерством образования.

 

Учитель – Купряшёва Елена Викторовна

 

Школа: МОУ « Гимназия №1»

 

Город – Астрахань

 

Использовались мультимедийные продукты: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Медиатека по биологии».

 

Задачи урока.

 

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по изучаемой теме.
  • Проверить качество усвоения школьниками знаний по данной теме.
  • Закрепить у учащихся основные понятия компьютерной графики, побудить их к анализу достоинств и недостатков, стимулировать развитие логического мышления.

 

Предлагается выполнить следующие задания:

 

  1. Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.
  2. Составить сравнительную характеристику основных Классов Типа Простейших. Отметить значение простейших в природе и жизни человека.
  3. Описать симптомы заболевания малярией.
  4. Доказать, что инфузории являются наиболее прогрессивным Классом среди Простейших.
  5. Доказать, почему Простейшие выделены в подцарство?
  6. Описать способы передвижения амебы, эвглены-зеленой, инфузории-туфельки.
  7. Выяснить, какова роль инфузорий в пищеварении жвачных?

 

Данный урок направлен на выявление и закрепление умений учащихся  систематизировать и обобщить знания по теме: «Многообразие и значение Простейших». Необходимость иллюстрации объектов, закономерностей, лежащих в основе строения и жизнедеятельности, Простейших в точности определяет специфику преподавания данной темы. Учащиеся должны в результате  содержательно-оценочной деятельности проверить качество усвоения знаний. Интеграция  с ИКТ направлена на  закрепление  основных понятий компьютерной графики, побуждает их к анализу достоинств и недостатков, стимулирует развитие логического мышления. Для создания урока были использованы информационные объекты ВШКМ. Особенно целесообразно применение таких информационных объектов на заключительном или промежуточном обобщающем уроке, где с их помощью можно проверить знание учащихся за короткий отрезок времени.

 

Этапы урока:

 

1. Мотивация: 

 

 

 - Какие  животные изображены?                            

 

Учащимся объявляется  тема обобщения:

 

«Многообразие и значение простейших».

 

 

 (Тема и домашнее задание записываются в тетради).

 

 

Затем учащимся предлагается самостоятельно назвать основные цели обобщения по теме.                                        

 

Целеполагание происходит в виде уточнения целей урока, предложенных учащимися; записи целей  урока появляются поочередно на втором слайде презентации.

 

Перед каждым учеником на столе заранее разложены: карточка индивидуальной критериально-оценочной деятельности; вариант с проверочным материалом, напечатанным на листе, к которому стиплером прикреплен вчетверо сложенный лист с правильными ответами и критериями оценки.

 

 

 

Ученики сначала заполняют первые две графы карточки индивидуальной критериально-оценочной деятельности:

 

Ход урока

 

Актуализация знаний.

 

После заполнения каждым учеником карточки учета ЗУН, в презентации демонстрируются слайды. Слайды включают вопросы, графические рисунки, анимации, тесты.

 

Ученикам предлагается прокомментировать, пояснить, дать определение. Ответивший правильно, получает «+» в соответствующую графу карточки..

 

 

На третьем слайде поочередно появляются вопросы для обобщения и уч-ся отвечают устно, получая за правильный ответ «+» в графу «отметка за вопросы». Все отметки в карточке ЗУН выставляются  уч-ся самостоятельно.

 

 

 

Опрос проходит с элементами соревнования, так как не все отвечают  правильно. Комментарии и установки при выставлении отметки осуществляет учитель            

 

 

 

 

 

-Почему Простейшие выделены в отдельное  подцарство?

 

 

Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.    

 

 

Опишите способы передвижения амебы, эвглены, инфузории.  

 

  Описать симптомы заболеваний, вызываемых болезнетворными простейшими.

 

 

 Каждый раз после устного ответа одного из учеников, появляется тестовое задание для промежуточного контроля. Учащиеся должны выписать в первую часть графы карточки ЗУН «промежуточный контроль» буквы, соответствующие правильному ответу.

 

Учитель, видя, что все записали ответы, называет правильные варианты в конце презентации. Ученики ставят в той же графе «+», ответив правильно или «- », ответив  неправильно. Проверка осуществляется красной пастой, заранее приготовленной каждым учеником.

 

 

 

Затем класс делится на две группы по 12-13 человек, ориентированно на количество компьютеров.

 

 

Первая группа выполняет за компьютерами тест по теме: «Простейшие» по вариантам №1, №2.

 

Отметки, данные компьютером, выставляются в соответствующую графу карточки индивидуальной критериально-оценочной деятельности

 

 

Вторая группа выполняет письменную работу по карточкам,  регламентировано, в течение 8-10 минут, а затем каждый отрывает вчетверо сложенный листок с правильными ответами и критериями оценки и сам себя оценивает. Оценка выставляется в соответствующую графу карточки ЗУН.

 

 

 

 

Задание по карточкам.

 

 

 

 

1.На рисунках простейших запишите цифры, обозначающие названия  клеточных структур.

 

                    2. Под обозначениями простейших: А), Б), В) укажите их систематику:

 

 

 Подцарство: ------  Тип: ---------   Класс: --------     Вид: -----------

 

                    

 

 

 

                                     Названия клеточных структур:

 

 

                     1. Оболочка                  7. Пищеварительная вакуоль

 

                     2. Цитоплазма              8. Сократительная вакуоль

 

                     3. Ядро                          9. Ротовое отверстие

 

                     4. Ложноножка            10. Порошица

 

                     5. Жгутик                      11. Хлоропласты

 

                     6. Реснички                  12. Светочувствительный глазок.

 

 

 

 

 

 

                Тест по теме: «Простейшие», по вариантам №1, №2.

 

 

 

(MicrosoftOfficeExcel)

 

 

 

Выполнив задания, группы меняются.

 

Затем выставляется итоговая отметка; суммируются все баллы, и выставляется общая количественная отметка, которая округляется по пятибалльной системе оценки знаний.

 

 

 

 

    Рефлексия:

 

  - Кто получил пятерки?

 

  -Сколько четверок и троек?

 

  -Соответствуют ли итоговые отметки предварительным отметкам?

 

 

Выводы:

 

Советы обратить внимание на недочеты и ошибки.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 887
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1248
    • PPTX 14.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купряшева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купряшева Елена Викторовна
    Купряшева Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 31
    • Всего просмотров: 25791
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе