Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРазработка урока МХК на тему "Шедевры классицизма в архитектуре России" (11 класс)

Разработка урока МХК на тему "Шедевры классицизма в архитектуре России" (11 класс)

Скачать материал

Сценарий урока МХК в 11 классе

учителя музыки и МХК  МОУ СОШ № 2 г. ЛОБНИ

Момцелидзе Любови Анатольевны

 

Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

Цель: познакомить  учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость.

Задачи:

1.     Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям  русского искусства.

2.     Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

3.     Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

Оборудование: ПК, медиапроектор, учебное электронное пособие « Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из книги В.Никольского»История русского искусства», из энциклопедий «Искусство» и «Архитектура».

Ход урока

1.     Организационный момент

Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

Слайд 1 (Тема)

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)

·        Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?

·       Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?

·       Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

2.     Актуализация ранее полученных знаний.      

                                                                         Слайд 2(Классицизм)

Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого  из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

Примеры возможных вопросов.

1 группа

·       Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

·       Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

·       Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

2        группа               

                                                                Слайд 3 (схема ордеров)                                                

·       Дайте определение ордера

·       Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

·       Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

3        группа      

·       Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

·       Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..

Слайд 4 (Стихотворение)

Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!

Во время «экскурсии»  группы выполняют  свои задания -  выписать в творческую тетрадь:

1-    Название и автора шедевра

2-    Цель строительства

3-    Интересные факты и цифры

Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации

 

слайда

Архитектурное сооружение

Архитектор

Примечания

5

Таврический дворец

!783-1789

Иван Егорович Старов

Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

6

Адмиралтейство

(общий вид)

Андреян Дмитриевич Захаров

Длина фасада – 406 м, высота 16м

7-8

Казанский собор

Андрей Никифорович Воронихин

Павел I и его пожелания

9

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Александр I

Имперский город

Ампир (Высокий классицизм)

10

Александринский театр

К.И.Росси

Театральная площадь

11

Исаакиевский собор

О.Монферран

1858-1858

12

Дом Пашкова

Василий Иванович Баженов

Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

13

Дворцовый ансамбль в Царицыно

В.И Баженов

Трудная «судьба» шедевра

14

Примерные вопросы для закрепления

 

 

 

4. Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова -  мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

- почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической  судьбой?

- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )

Дети озвучивают свои ответы.

4.     Итоги урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» призвели на вас большее впечатление?

6. Домашнее задание

Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока МХК на тему "Шедевры классицизма в архитектуре России" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок мировой художественной культуры для 11 класса по программе Г.И.Даниловой.

Почему А.С.Пушкин писал, что "перед новою столицей померкла старая Москва"? Кто из русских и иностранных зодчих создавал строгий стройный вид Петербура? - с этих вопросов начинается актуализация знаний учащихся.

Благодаря распределению класса на творческие группы, использованию заготовленных учителем "туристических буклетов", ребята к концу урока составляют программу заочной экскурсии по Северной столице с выявлением особенностей стиля классицизм в России, творчества знаменитых архитекторов и их шедевров  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 512 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1195
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1036
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 861
    • DOCX 56 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Момцелидзе Любовь Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Момцелидзе Любовь Анатольевна
    Момцелидзе Любовь Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 11760
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 390 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек