Сценарий урока МХК в 11 классе
учителя музыки и МХК МОУ СОШ № 2 г. ЛОБНИ
Момцелидзе Любови Анатольевны
Тема:
«Шедевры классицизма в архитектуре России»
Цель:
познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского
классицизма, показать их красоту и неповторимость.
Задачи:
1. Воспитание
устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.
2. Изучение
творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в
архитектуре Москвы и Санкт Петербурга
3. Развитие
культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования
необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.
Оборудование:
ПК, медиапроектор, учебное электронное пособие « Шедевры архитектуры», учебная
презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из книги
В.Никольского»История русского искусства», из энциклопедий «Искусство» и
«Архитектура».
Ход
урока
1. Организационный
момент
Учитель.
Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира»,
великая русская императрица Екатерина II
говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо
болезнь…»
О чем же сегодня пойдет речь? (об
архитектуре)
Слайд
1 (Тема)
Действительно, мы обратимся с вами к
русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному
и богатому барокко пришел классицизм.)
·
Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою
столицей померкла старая Москва»?
· Кто
из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?
· Какой
вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?
На эти и другие вопросы мы с вами будем
искать ответы в процессе нашего урока.
2. Актуализация
ранее полученных знаний.
Слайд 2(Классицизм)
Вспомним основные
черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у
вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных
вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)
У каждого ряда
свой текст и вопросы должны получиться разные.
Примеры возможных вопросов.
1 группа
· Временные
рамки классицизма? (17- начало 19 веков)
· Поясните
название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)
· Что
является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)
2
группа
Слайд 3 (схема ордеров)
· Дайте
определение ордера
· Назовите
вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)
· Основные
ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)
3
группа
· Приведите
примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.
· Назовите
выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..
Слайд 4 (Стихотворение)
Учитель.
Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать
на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт
Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А
мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко
отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый
путь!
Во время «экскурсии» группы выполняют
свои задания - выписать в творческую тетрадь:
1- Название
и автора шедевра
2- Цель
строительства
3- Интересные
факты и цифры
Рассказы
«гидов» сопровождаются показом презентации
№
слайда
|
Архитектурное
сооружение
|
Архитектор
|
Примечания
|
5
|
Таврический
дворец
!783-1789
|
Иван
Егорович Старов
|
Городская
резиденция князя Г.А.Потемкина
|
6
|
Адмиралтейство
(общий
вид)
|
Андреян
Дмитриевич Захаров
|
Длина
фасада – 406 м, высота 16м
|
7-8
|
Казанский
собор
|
Андрей
Никифорович Воронихин
|
Павел I и его
пожелания
|
9
|
Здания
Министерств и Главного штаба
|
Карл
Иванович Росси
|
Александр
I
Имперский
город
Ампир
(Высокий классицизм)
|
10
|
Александринский
театр
|
К.И.Росси
|
Театральная
площадь
|
11
|
Исаакиевский
собор
|
О.Монферран
|
1858-1858
|
12
|
Дом
Пашкова
|
Василий
Иванович Баженов
|
Отделка
рустом, арочная галерея окон, бельведер
|
13
|
Дворцовый
ансамбль в Царицыно
|
В.И
Баженов
|
Трудная
«судьба» шедевра
|
14
|
Примерные
вопросы для закрепления
|
|
|
4.
Архитектурный облик Москвы
Учитель. В старой
столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой
архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших
почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами
познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном
облике Москвы.
Вопросы для мини-
исследования.
- почему известный
русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и
Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической
судьбой?
- Выявите в
предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких
сооружениях они очевидны?
( на столах
учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )
Дети озвучивают
свои ответы.
4. Итоги
урока
Учитель. Итак,
сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.
- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал
о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?
-Назовите имена великих русских
архитекторов классицистического направления.
- Какие из архитектурных шедевров нашей
«экскурсии» призвели на вас большее впечатление?
6. Домашнее задание
Закончим наш урок тем, с чего начали. Если
великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома,
воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на
ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные
произведения.
И последнее. Если вы, когда-нибудь,
прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих,
вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение
сегодня не напрасным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.