План-конспект
урока литературы в 8 классе с использованием ЭОР
В.Г.
Распутин. Сведения о писателе. «Уроки французского».
Отражение
в рассказе
трудностей послевоенного времени
Цели
урока:
образовательные:
познакомить с
жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки
французского».
Познакомить обучающихся
с главным героем рассказа; показать, под влиянием каких обстоятельств
формировался характер мальчика.
развивающие:
формировать умение
анализировать текст художественного произведения.
учить сжато
излагать повествовательный текст
развивать
коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие
способности.
продолжить работу
по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением обучающихся
воспитательные:
подвести обучающихся
к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость,
благородство, мужество, самоотверженность.
воспитывать у обучающихся
данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, обложки книг, учебник, информационная
карта, книжная выставка, иллюстрации.
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний
Форма
урока:
урок-размышление
Методы
урока:
1) словесный
(слово учителя, сообщения детей).
2) репродуктивный
(пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
3) наглядно-иллюстративный
(презентация, выставка книг, инсценирование).
4) частично-поисковый
(нахождение эпизодов в тексте).
5) практический
(чтение текста, работа с информативной картой).
Оформление:
Тема урока и
портрет – на центральной части доски, обложки книг – слева, ступеньки – справа.
Ход
урока
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового
номера)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
|
Деятельность обучающихся
|
Время
|
1
|
Организационный
момент.
|
|
Приветствует
гостей, обучающихся. Представляет своих помощников на данный урок.
Обеспечивает обстановку, необходимую для работы на уроке.
Проверяет
готовность обучающихся к уроку.
|
Здороваются
с гостями и учителем. Проверяют наличие учебных инструментов и материалов
для работы на уроке.
|
1 мин.
|
2
|
Актуализация
опорных знаний Постановка целей и задач урока.
Творческое
задание
|
ЭОР № 1.
Кроссворд
|
Контролирует
уровень владения обучающимися материалом предыдущего урока.
Сообщает
творческое задание: кроссворд, который обучающиеся должны заполнить в течение
урока.
|
Демонстрируют
опорные знания, показывают осмысление изученного литературного материала.
|
4 мин.
|
3
|
Работа над темой урока. Вступительное слово учителя
о писателе:
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
1
слайд. Песня «Дети войны»
|
Готовит
ЭОР к работе.
Произносит
вступительное слово о послевоенном детстве и творчестве В.Г. Распутина.
Психологически готовит обучающихся к общению.
|
Готовятся
к восприятию нового материала
|
1 мин.
|
4
|
Слово
ученика
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
2
слайд.
|
Помогает
организовать индивидуальное сообщение обучащегося.
|
Выразительно
читает высказывания писателя о рассказе «Уроки французского».
|
0,5 мин.
|
5
|
Слово
ученика
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
3
слайд
|
Помогает
организовать индивидуальное сообщение обучащегося.
|
Рассказывает
об основных вехах биографии В. Г. Распутине.
|
1 мин.
|
6
|
Представление
библиотеки
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
4
слайд
|
Предваряет
представление виртуальной библиотеки книг писателя
|
Выполняют
групповую работу: представляют наиболее значительные произведения В.Г.
Распутина
|
1, 5
мин.
|
7
|
Представление
изучаемого на уроке произведения
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
5
слайд
|
Координирует
индивидуальное сообщение обучащегося.
|
Представляет
рассказ «Уроки французского», информирует класс о прототипе главной героини.
|
1 мин.
|
8
|
Валеоминутка
|
|
Учитель
проводит физминутку для осанки и зрения обучащихся.
|
Принимают
активное участие.
|
1 мин.
|
9
|
Обращение
к информационной карте
|
ЭОР № 3
Информационная карта
(распечатка)
|
Демонстрируя
информационную карту, ставит проблемные задачи перед учениками.
Знакомит обучающихся с необходимым для понимания произведения
терминологическим инструментарием. Раскрывая основные понятия, учит детей
рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Обозначает
1 ступеньку развития характера героя: Начальная
ступенька (обложка книги «Уроки французского»)
|
Выполняют
поставленные учителем задачи, овладевают необходимой литературной
терминологией с целью понимания некоторых реалий послевоенного времени.
Обсуждают предложенные термины и понятия с точки зрения их употребления в
рассказе.
|
6 мин.
|
10
|
Инсценировка
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
6
слайд
|
Координирует
действия обучающихся, задействованных в инсценировке, ставит перед классом
проблемный вопрос: Являются ли автор и герой в рассказе одним и тем же
лицом?
Обозначает
2 ступеньку развития характера героя: Ступенька
«Учеба. Успех»
|
Двое
обучающихся участвуют в инсценировке, представляя героя-подростка и его же
,уже повзрослевшего.
Класс отвечает
на поставленный учителем вопрос.
|
2 мин.
|
11
|
Обсуждение
преодоления героем жизненных трудностей, возмужания, становления характера.
|
|
Совместно
с обучающимися выстраивает лестницу взросления главного героя
Ступенька «Самостоятельная жизнь.
Трудности. Преодоление»
Ступенька «Игра. Ловкость. Деньги»?
Ступенька «Самоконтроль»
Верхняя ступенька «Конфликт. Борьба за правду»
|
Работают
с текстом рассказа, отвечают на вопросы учителя, решают проблемные задачи,
делают выводы о переменах в характере героя, его взрослении.
|
20 мин.
|
12
|
Заключительное слово учителя. Проверка
творческого задания. Рефлексия.
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
7
слайд
|
Завершает
работу на уроке. Контролирует правильность выполнения творческого задания. Инициирует
рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на
уроке, взаимодействия с учителем одноклассниками.
|
Определяют
уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при
коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
|
2 мин.
|
13
|
Подведение итогов.
|
|
Дает
качественную оценку работы класса, отдельных обучающихся, помощников.
|
Выслушивают
оценку и объективный комментарий учителя и его помощников за работу на уроке.
|
3 мин.
|
14
|
Домашнее задание
|
ЭОР № 2.
Презентация к уроку
8
слайд
|
Обеспечивает
понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Мотивирует
деятельность обучающихся по выполнению домашнего задания.
Инструктирует
обучающихся по выполнению домашнего задания.
Прощается
с обучающимися и гостями.
|
Воспринимают
полученную информацию и записывают задание.
|
1 мин.
|
Источники
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/04/razrabotka-uroka-literatury-6-klass-po-teme-obraz-uchitelya-v
http://www.proshkolu.ru/contest/lit-academia/file2/4574482
http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-5979
http://www.myshared.ru/slide/40883/#
http://www.openclass.ru/node/211282
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.