Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Скачать материал

Разработка урока.

 

Тема:

Настроение, выраженное в стихах   Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

 

Тип урока:   открытие нового  знания.

 Цель: познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения.                                          

Задачи:                                                                                                                 

Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.                                                                                  

Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения,  умения слушать музыкальные произведения и соотносить их содержание с поэтическими сочинениями.                                 

Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, патриотизма, совершенствовать культуру младшего школьника.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,CD-проигрыватель с USB-входом, школьные словарики литературных терминов, технологическая карта урока, рисунки учеников на тему «Золотая осень», «Родная речь» учебник для 4 класса нач.шк. Сост. Климанова Л. Ф. и др.

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя.

 

2. Введение в тему урока.

 На дом было задано нарисовать на альбомном листе картину «Золотая осень». Представьте ваши работы, на доске организуем выставку ваших работ. А вернемся мы к ней чуть-чуть попозже.                                                А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Но вы сами ее назовете, когда послушаете песню  (слайд №2) – Н.Носков «Свеча горела».

- О чем она? Что вы почувствовали?                          - Понравилась вам эта песня? Слова к ней написаны великим русским поэтом. А фамилию его вы узнаете, когда декодируете этот шифр. Зачеркните все повторяющиеся буквы.

-Прочитайте это слово.

-Давайте сформулируем тему нашего урока и поставим цели.

Ученики вывешивают свои работы на доску.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают песню.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Дети разгадывают шифровку и называют фамилию поэта, называют тему урока и цели.

 

 

 

 

 

 

Аудиозапись,слайд №3

 

 

 

 

слайд №4

3. Работа  по теме урока.

1) Работа в группах по тексту биографии поэта.

2) Проверка работы учащихся.

 

 

Слово учителя:

 

 

 

 

 

 

                                       3) Словарно-лексическая работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Знакомство                                с произведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Чтение стихотворения по желанию учащимися.

 Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Текст у всех одинаковый, а вопросы у каждой группы свои (их вы видите на слайде). Каждая группа отвечает на свой вопрос.

 

 

-Выделите делегата от своей группы, который у доски прочитает получившийся текст.

 

 

  - Жизнь Бориса Пастернака была очень интересной, насыщенной, более подробно о ней вы узнаете в старших классах. Его творчество было не менее интересным. В русской поэзии он занимал особое место. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением «Золотая осень».                                                      А начнем мы наше знакомство со словарно -    лексической работы.      - Сейчас вы будете работать в парах. Откройте учебник на стр. 114. В тексте произведения вы видите слова красного цвета. Что с ними нужно сделать?                  -Прочитайте значение слов (чертог, флигель, каталог). Запишите их в словарики.                           Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.                   Флигель- вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы…             Каталог - В общем случае, это некий список информации об объектах,составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то признаку

- А сейчас я вам включаю аудиозапись стихотворения «Золотая осень», а чтобы вы прочувствовали это замечательное произведение как можно глубже, слушайте внимательно и смотрите на картину на слайде.             Чтение стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень» на записи.                                                                 -Что вы чувствовали, слушая его?

-Что вам понравилось?

-А давайте посмотрим на ваши работы.                                  - Можно их использовать в качестве иллюстраций к данному произведению?              

 

- Посмотрите перед вами картина «Осенняя песня» художника Виктора Борисова-Мусатова.                     -Какие ощущения вызывает у вас эта картина? Мы сейчас докажем, что эта картина может стать иллюстрацией к стихотворению Бориса Пастернака.                         -Кто желает прочитать произведение вслух и вложить в него все те чувства, которые вы сейчас чувствуете?

Вывод: подходит картина к стиху?

Дети по группам отвечают на вопрос и готовят рассказ о поэте.

 

1 человек от группы читает у доски текст и получается биография поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети открывают учебники и находят слова.

 

 

 

 

-Найти в словаре и объяснить их значение.

-Дети выполняют задание.

 

 

Ученики читают слова на слайде, находят их значение в словарях и записывают в словарики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают и отвечают на вопросы.

 

Дети подходят и смотрят выставку рисунков на доске.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

-Дети читают,  смотрят на картину и находят сходство.

 

-Да.

слайд №7

 

 

 

 

 

 

слайд №8,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд №11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд №11

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкульминутка.

- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю сделать физкультминутку, но сегодня она пройдет не совсем обычно. Раз уж мы окунулись в мир искусства, предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте представим, что мы с вами осенние листочки, и кружимся, кружимся.  Это звучит музыка ещё одного замечательного композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень».

Дети танцуют под музыку.

слайд №12

1.     Работа над текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А)фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Закрепление нового знания.

 

 

-Давайте вспомним, какие литературные приемы используют поэты в своих произведениях и для чего они это делают.

Эпитет- Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.

Олицетворение - Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.

Метафора-  Скрытое сравнение.

Сравнение - Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

 - Находим в стихотворении все литературные приемы.

«…сказочный чертог…» – метафора.

«…дорог, заглядевшихся в озера…» - олицетворение.

«Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин…» - метафора.

«Липы обруч золотой…» - метафора и эпитет.

Как венец на новобрачной…» - сравнение.

«Лик березы…» олицетворение

Подвенечной и прозрачной» - метафора.

«В желтых кленах флигеля,Словно в золоченых рамах» - сравнение.                                                    «И зари вишневый клей  Застывает в виде сгустка…» - метафора.                     «Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья…» - метафора.

«Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа» - метафора.                                            - В изображении природы с особой силой проявился стихийно-игровой дар Б.Пастернака, тяготеющего к моментальной и бурной смене впечатлений, сплетению разнокачественных образов и ассоциаций.

-Ребята, прочитайте тихонечко друг другу в парах стих.

-А теперь прочитайте его вслух всему классу с такой интонацией, какую вы почувствовали за время работы.

-Дети называют (эпитеты, олицетворение, метафора).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики объясняют значение используемых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

-Дети читают в парах друг другу.

 

 

 

 

-Дети читают классу.

слайд №13

7. Рефлексия.

-Что вам понравилось на уроке?

-Изменилось ли ваше настроение?

-Спасибо вам за работу, вы все хорошо работали, а оценки поставьте себе сами в карту урока.

Я надеюсь, что наш сегодняшний урок помог вам окунуться в мир высокой поэзии и искусства, творчество Бориса Пастернака оставило след в вашей душе и вам захочется почитать его произведения.                            

Ответы детей.

 

 

 

Дети оценивают себя сами.

 

слайд №15

 Домашнее задание:

-Подготовить выразительное чтение стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень», по желанию выучить.

 

Ученики записывают д/з в дневники.

слайд №16

 

   Список  литературы.

1.     Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2-х частях. Часть 1. Москва. «Просвещение». 2012г.

2.     Учебник «Родная речь», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, 2012г.

3.     Поурочные разработки, И.В.Персидская, Волгоград, 2011 г .

4.     Профессиональная педагогическая библиотека. Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. Москва .«Народное образование». 1998.

5.     Информационные  и  коммуникационные  технологии  в  образовании.  И.В.Роберт,  С.В.  Панюкова,  А.А.  Кузнецов,  А.Ю.  Кравцова;  под  ред.  И.В.  Роберт.  –  М.:  Дрофа,  2008  –  312с.

6.     Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Москва, Педагогика, 1989.

7.     Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

8.     http://school15.krasnoturinsk.ru/

9.     http://www.zavuch.info/

10. http://pedsovet.org/

Приложение.

Технологическая карта урока.

1.          Ф. и. учащегося___________________________________________

 

в

п

у

ш

к

у

д

ы

а

д

с

к

д

в

у

ы

в

т

е

ы

р

ы

ш

н

в

а

в

к

у

ш

у

ш

в

у

к

 

Ответ:________________________

 

2.     Задания для работы в группах.

Задание для 1 группы: Расскажите о месте рождения и учебы   Б.Пастернака.

Задание для 2 группы: Расскажите о  семье Б.Пастернака.

Задание для 3 группы: Расскажите о друзьях и увлечениях семьи Пастернак.

Биография поэта.

Борис Леонидович Пастернак русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии.

Он родился 10 февраля 1890 года в Москве.

Борис окончил гимназию с золотой медалью.   После ряда колебаний отказался от карьеры музыканта и композитора. В 1908 г. Поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. В1912 году изучал философию в Марбургском университете, в Германии.

Будущий поэт родился в творческой семье. Отец Леонид Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак – пианистка. У Бориса был брат Александр и сёстры Жозефина и Лидия.

Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками И.И.Левитаном, М.В.Нестеровым, В.Д.Поленовым, С. Ивановым, в доме бывали музыканты и писатели. В 13 лет, под влиянием композитора А.Н.Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался шесть лет и даже сохранились его музыкальные сочинения. 30 мая 1960 года после тяжелой болезни Б.Л.Пастернак скончался и был похоронен на Переделкинском кладбище.

 

3.     Словарно – лексическая работа в парах.

Чертог- ________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Флигель- ________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Катало'г- ________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.     Знакомство с произведением (работа по картине).

 

5.Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Чем вам понравились стихи Б.Пастернака?

- Изменилось ваше настроение по отношению к началу урока?

 

Домашнее задание:

-выразительно читать стихотворение Б.Пастернака «Золотая осень».

-учить по желанию.

 

 

Самооценка:________

 

 

 

 

Памятка раздается детям после того, как они назвали литературные приемы.

 

Памятка. Литературные приемы.

 

-Эпитет - Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.

-Олицетворение -  Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.

-Сравнение -  Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.

- Метафора - Скрытое сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.

Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения, умения слушать музыкальные произведения и соотносить их содержание с поэтическими сочинениями.

 

Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, патриотизма, совершенствовать культуру младшего школьника.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 026 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 628
    • DOCX 938.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смирнова Валентина Николаевна
    Смирнова Валентина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 12498
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек