Главная / Начальные классы / Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Пантелеев "Честное слово"(3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Пантелеев "Честное слово"(3 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Предмет: Литературное чтение.

Класс:3.

Тема урока: «Л.Пантелеев «Честное слово»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- определять жанр произведения.

Чтение

- предполагать содержание по заглавию;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (отзыв о мальчике).


2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник

- Рабочая тетрадь №2

- Приложение 1

Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (10 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

- Откройте учебники на стр.

- По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?

- А почему вы решили, что это рассказ?











- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?



- По заглавию и иллюстрации мы можем сказать, о чём будем читать в этом рассказе?







2. Постановка цели

- Прочитайте название рассказа.

- Какой вопрос вы хотите задать автору?



Что это за слово такое честное, честь?

- Как вы сами думаете?

Записывает мнения учащихся на доске.

1)Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

3) Почёт, уважение (честь по труду).

На доску выписываю слова: доброта, лживость, честность, честь, доброе имя.



- Посмотрите, мы пришли к одному мнению?

- Какую цель ставим?










- Мы будем читать рассказ.



- Нет рифмы, текст небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации.





Высказывают своё мнение.





Высказывают своё мнение.











- «Честное слово».

-Почему автор назвал рассказ «Честное слово»?



Высказывают своё мнение.















- Нет.

-Ответить на вопрос: Почему автор назвал рассказ «Честное слово»?









Определять жанр произведения.

Называть признаки сказки.















Предполагать содержание по заглавию.






















Проводить доказательство (Познавательные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).



С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).



Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время чтения (10 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).























2. Обобщающая беседа

Попробуем разобраться, почему же автор назвал свой рассказ «Честное слово».















- Какие чувства у вас вызвал мальчик?

- Объясните, почему.

- Почему мальчик не ушел с поста?

- Найдите в тексте слова, которые говорят о смелости мальчика.


Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

























Высказывают своё мнение.

















Называют свои чувства и объясняют.

Отвечают на вопросы.

Читают слова, подтверждающие смелость героя.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.



























Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Находить в тексте материал для характеристики героя.


Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).























Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).









Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Работа с текстом после чтения (15 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

Слезами горю не поможешь.

Не давши слова, крепись, а давши – держись!

У страха глаза велики.







2. Составление характеристики героя

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

1. Где встретил автор мальчика?

2. Почему мальчик не ушел с поста?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

Организует проверку.

3. Творческое задание.

-Дома запишите в рабочей тетради отзыв. Каким вы представляете мальчика? (с.68 упр.4)






Высказывают своё мнение










Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.


По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.










Формулировать главную мысль.













Находить в тексте материал для характеристики героя.













Создавать письменный текст (рассуждение).










Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).







Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).



С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- Смогли ли вы получить ответ на вопрос: Почему автор так назвал это произведение?


Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что …

Меня удивило ….

Мне захотелось ….


- « Честное слово»

- Леонид Пантелеев

- Высказывают своё мнение





На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.



Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).











ПРИЛОЖЕНИЕ

Леонид Пантелеев «Честное слово»

Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его мама и папа. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке. А на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.

Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся и не заметил, как наступил вечер.

Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.

Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.

Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. (От чьего имени идет повествование? Где происходили действия?) Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

Я свернул на боковую дорожку – там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах, какая-то будка или сторожка. А около её стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.(Что мы узнали о мальчике?)

Я подошел и окликнул его:

-Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:

-Ничего.

-Как это ничего? Тебя кто обидел?

-Никто.

-Что же ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

-Давай пошли,- сказал я ему.- Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

-Не могу.

-Что не можешь?

-Идти не могу?

-Как? Почему? Что с тобой?

-Ничего,- сказал мальчик.

-Ты что – нездоров?

-Нет, - сказал он, - здоров.

-Так почему ж ты идти не можешь?

-я – часовой, - сказал он.

-Как часовой? Какой часовой? ( Кто такой часовой?)

-Ну, что вы – не понимаете? Мы играем.

- Да с кем ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

-Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что наверное, мальчик все-таки болен и что голова у него не в порядке.

-Послушай, - сказал я ему.- Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?

-Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик…он маршал был…он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой…Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».

-Ну?

-Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».

-Ну и что?

-Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

-Так, - улыбнулся я. – А давно они тебя сюда поставили?

-Еще светло было.

-Так где же они?

Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

-Я думаю,- они ушли.

-Как ушли?

-Забыли.

-Так чего ж ты тогда стоишь?

-Я честное слово сказал.

Яуже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы не случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.

-Вот так история получилась! – сказал я ему – Что же ты будешь делать?

-Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.( Почему мальчик плакал? В какую ситуацию он попал? Как к этому отнесся рассказчик?)

Мне очень хотелось ему как–нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул и взяли с него честное слово, а сами убежали домой.Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек? Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.

А человек на часах стоит. В темноте. Голодный небось.

-Ты, наверное, есть хочешь? – спросил я у него.

-Да, - сказал он, - хочу.

-Ну, вот что, - сказал я, подумав. – Ты беги домой, поужинай, а я за тебя постою тут.

-Да, - сказал мальчик. – А это можно разве?

-Почему же нельзя?

-Вы же не военный.

Я почесал затылок и сказал:

-Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…

И тут мне в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо , значит, идти искать военного. Я ничего не сказал мальчику, только сказал : «Подожди минутку», - а сам, не теряя времени, побежал к выходу…( Какая мысль пришла в голову рассказчику? Что произойдет дальше?)

Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.

Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки – ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.

Я уже хотел несолоно хлебавши (ни с чем) возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке – защитную командирскую фуражку с синим околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу – к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон. Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

-Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор! Почему только военный мог снять мальчика с караула?

Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

-В чем дело?

-Видите ли, в чем дело, - сказал я. – Тут в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик…Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький…Он плачет…

Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

-При чем же тут я? – сказал он.

Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.

Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:

-Идемте. Идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали? Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять – но на этот раз очень тихо – плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

-Ну, вот, я привел начальника.

Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

-Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?

-Я – сержант, - сказал мальчик.

-Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

-А у вас какое звание? Я не вижу сколько у вас звездочек…

-Я – майор, - сказал командир.

И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

-Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост. Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.

И мальчик весело и с облегчением засмеялся. Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?

Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мальчику руку.

-Молодец, товарищ сержант, - сказал он.

- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свидания!» Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.

Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

-Может тебя проводить?- спросил я у него.

-Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет…Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.

И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.






















Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Пантелеев "Честное слово"(3 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок чтения построен в технологии продуктивного чтения. В целях урока точно и конкретно указан планируемый результат (воспринимать на слух художественное произведение, определять его жанр, вести диалог с автором по ходу чтения, оценивать поступки героя, высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному).

 

Создается учебная ситуация (проблема): что такое честь (дети высказывают свое мнение).Ситуацию создала с помощью вопроса и на доску  выписала ключевые слова.

 

Логика обнаружения незнания привела к обнаружению цели урока: почему же автор назвал рассказ «Честное слово».Проблемный диалог помог обнаружить цель урока.

 

Для самостоятельной работы предусмотрено творческое задание, нужно написать ответ на вопрос «Каким вы представляете себе мальчика» в рабочей тетради на печатной основе, который дети будут выполнять дома, опираясь на текст и работу в классе.

Подобранный учебный материал (высказывания мнений с полнотой и точностью, прогнозирование по заглавию, вопросы автору, извлечение информации из текста, пословицы)  адекватен для формирования данных УУД и способностей

Автор Овчарова Эльмира Маликовна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3091
Номер материала 58082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓