Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока истории для 10 класса "Древнерусская культура"

Разработка урока истории для 10 класса "Древнерусская культура"

Скачать материал

Культура Древней Руси.

 

Вступительное слово:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный  тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

И слова простые эти

Сквозь века дошли до нас.

Слайд №1.

В начале XII века в Киеве при Владимире Мономахе создается тот единственный дошедший до нас в оригинальном виде летописный свод, который был назван «Повесть временных лет». В одном из списков сохранилась памятка, что ее написал «Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского».

 

Что такое летопись? Запись событий по летам.

 

«Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» - такой подзаголовок предпослал своему труду Нестор. Мы обращаемся к нашим истокам, временам Киевской Руси, временам Руси изначальной, былинной.

А постижение истории своего Отечества легче всего осуществлять через знакомые вам памятники культуры, культурные ценности нашего народа. Тема урока – культура  Древней Руси.

Цель урока: обратиться к бесценным творениям русских мастеров, прояснить подробности бытового и духовного мира наших предков, понять огромное воздействие древнерусской культуры на жизнь современных людей.

Мир, который нас окружает мы можем представить в виде схемы:

 

                        Природа    ---     Человек    ---    Общество

 

Природа – естественная среда обитания человека.

Человек – высшее творение природы, наделенное сознанием.

Общество – обособившаяся от природы часть мира, сознательно преобразующая окружающий мир.

Человек создает вторую природу, называемую культурой.

Что означает понятие «культура»?

 Слайд 2. Это слово произошло от латинского  «cultura» - «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание» - совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных благах.

Принято разделять культуру на материальную  и духовную культуру.

Что относится к материальной культуре?

Вещи, предметы быта, орудия труда.

Что относится к культуре духовной?

Обычаи и традиции, верования, письменность и литература, просвещение, искусство.

Человек может своей деятельностью разрушать естественную среду, и  может жить в гармонии с ней, воспевать ее в поэзии, в музыке, в живописи, может создавать архитектурные памятники естественно вписываются в окружающую среду.

Это все проявления человеческого разума, человеческого гения. Прав Владимир Солоухин: «Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти!». Из души киевского, новгородского, суздальского, ярославского человека. Человек, который не только добывал себе пропитание в тяжких трудах, не только воевал за власть и богатства, но пытался выразить свое представление о красоте и гармонии, пытался передать своим потомкам то, что для него являлось главными ценностями в жизни: книги, храмы, иконы, ремесленные изделия, свои мысли и представления о жизни. Хотя имена создателей этих произведений нам почти не известны.

Древнерусской культурой называют культуру нашего народа с древнейших времен до конца XVII века, то есть культуру средневековой Руси. Мы обратимся с вами к Руси изначальной, к событиям, овеянными легендами, к былинным временам.

Мы  рассматриваем культуру двух периодов:

1.     Культура Киевской Руси  IX-XI вв.,

2.     Культура периода раздробленности домонгольского периода XII- первая треть XIII веков.

Культура в разные эпохи развивается не сама по себе, на нее влияет целый ряд факторов: и политическая жизнь страны, и уровень развития экономики, и события, имеющие место быть, память о которых надолго сохраняется в сознании народа. И, конечно сама природа служит источником вдохновения.

Слайд №3.

Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.

Менталитет – от латинского слова «mentis» - ум, мышление, рассудок.

Это - совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой- либо общности людей; состояния ума,  склад мышления,  особенности национального характера, духовного склада того или иного народа.

1 фактор: разнообразие природы и климата.

Давайте обратимся к такому литературному источнику как «Слово о погибели Русской земли»:

 

Слайд №4.

«О светло светлая и красно украшенная

земля Русская! И многими красотами

удивлена еси: озеры многими удивлена

еси, реками и кладезями местночестными,

горами крутыми, холмами высокими,

дубравами чистыми, полями дивными,

зверями различными, птицами

бесчисленными, городы великими, селы

дивными…»

 

Эта ширь, раздолье, все это многообразие вдохновляли наш народ в его художественном творчестве.

2 важнейший фактор – это объединение восточнославянских племен и образование древнерусского государства – Киевской Руси, которое по своим размерам и значению заняло одно из ведущих мест в тогдашней Европе. Митрополит Илларион в своем произведении «Слово о законе и благодати» писал, обращаясь к князьям, что они правят ни в какой-то неведомой земле, а на Руси, которая «ведома и слышима во всех концах земли».

В каком веке произошло, и с какими событиями связано образование древнерусского государства?

862

882

После распада СССР в 1991 г. и образования суверенных государств, на Украине появилась такая трактовка: Киевская Русь – это начало истории украинского государства. Действительно, Киев – матерь русских городов, стольный град, резиденция великого князя. Но стоит обратить внимание на высказывание историка Б.Д.Грекова:

«История Киевского государства – это не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии».

Так подчеркивается идея единства братских славянских народов. Мы все вышли из истории Киевской Руси.

Древнерусская культура – это синтез языческой культуры восточных славян и православной культуры.

В основе процесса формирования культуры древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточных славян, а  с другой стороны, - христианская культура Византии.

Задание: составить план ответа на вопрос: Влияние христианства на развитие культуры.

Слайд 5.

Языческая культура славян.

Что такое язычество?

От церковно-славянского «языцы» - «народы-иноземцы» - дохристианская религия, связанная с поклонением силам природы и многобожием.

Языческая культура славян оказывала влияние на всю культуру средневековья, а в некоторых элементах она дошла и до нашего времени.

Сообщение: Языческая культура восточных славян.

Восточные славяне были земледельческим народом, и их жизнь была тесно связана с природной средой.  Культ природы определял мироощущение древних славян. Каждый лес, ручей, колодец, даже отдельное дерево представлялись славянам одушевленными, т.е. наделенными душой. Боги славянского пантеона олицетворяли добрые и злые силы природы:

Перун – страшный бог грозы, самый главный из богов;

Солнце известное под различными именами (Даждьбог, т.е. бог,подающий благо, Сварог – от слова «свар» - жар; Ярило);

Велес или Волос – бог скота;

Макошь или Мокошь – богиня ткачества и водной стихии.

Особенно почитаемой считалась Мать сыра земля, богиня плодородия, мать всего земного. Эта богиня у славян называлась Берегиней, Житной бабой, Роженицей. В представлении древних художников, она изображалась в виде женщины, голова которой укращена либо венком из цветов, либо сияющими лучами. В руках она то держит солнечные диски, то руки ее постепенно переходят в молодое зеленеющее дерево или в туловище птицы. Искусствоведы обратили внимание на то, что в вышивках и полотенцах, сделанных руками архангельских или вологодских вышивальщиц, красными и черными нитками на белом фоне был запечетлен тот же образ женщины с воздетыми вверх, к солнцу,  руками. И этот образ Богородицы Оранты, изображенный в храме Святой Софии Киевской, является одним из почитаемых в восточном христианстве. Когда на Руси появилось христианство, оно не смогло полностью вытеснить славянские языческие верования. Долгое время существовало двоеверие. Многие языческие божества перешли в христианство:

Волос (Велес) – Власий;

Перун – Илья Пророк;

Макошь – Параскева Пятница.

Сохранились такие праздники как масленица (встреча весны), прилет птиц ознаменовался обрядовым печением – хозяйки пекли из теста жаворонков, встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки,  пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви.

О каком событии идет речь в отрывке:

Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда и сюда:

«Настала, как есть христианам беда,

Приехал Владимир креститься!

Слайд №6.

В лето 6496 г. от сотворения мира поход князя Владимира Святославича в Крым, на византийскую крепость Херсонес и принятие  христианской веры.

Как перевести дату от сотворения мира в современное летоисчисление?

 

Проверка выполнения задания: Влияние христианства на развитие культуры.

Слайд №7.

Влияние христианства на культуру:

- начало каменного зодчества (церкви, монастыри);

- распространение общеславянского алфавита (кириллица, глаголица);

- распространение грамотности, «учения книжного»;

- появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики;

- смягчение нравов, царящих на Руси;

- укрепление международных  связей Руси, культурный обмен.

 

В связи с введением христианства, «повелел Владимир  рубить церкви и ставит по тем местам, где прежде стояли кумиры… Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же этих детей плакали по ним как по мертвым».

 

Почему была такая реакция на действия князя Владимира?

 

Следующий фактор: культурное влияние Византии.

Русь и Византия.

Что вы знаете о взаимоотношениях Руси с Византией?

Византийская империя или империя Ромеев, так называли себя сами византийцы, была наиболее могущественной и богатой державой мира. У Киевской Руси связи с Византией были наиболее действенными.

Вспомните, походы князя Олега и Игоря, первые торговые договоры Руси с Византией. Именно из рук Византии Русь приняла христианство.

Слайд №8.

«У греков мы взяли Евангелия и предания,

но не дух ребяческой мелочности и

словопрений. Нравы Византии никогда не были

нравами Киева»

                                                                     (А.С.Пушкин).

«По сравнению с византийским искусством

русское искусство несравненно демократичнее.

В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…»    

                                                                     (В.Н.Лазарев).

Древнерусская культура не была подражательной, для нее характерна преемственность от культуры античной через Византию, и самобытность, уникальность.

Из Византии на Русь пришла художественная система, принципы строительства. Самой знаменитой из Византийских церквей, конечно, был храм Святой Софии,

« чудо из чудес», как его называли современники. Храм был построен во времена  императора Юстиниана. В храме был воплощен идеал гармонии и порядка, возникающих по законам Божественной Премудрости, по-гречески «Софии».

Слайд №9.

Храм Святой Софии в Константинополе (532-537гг.)

Над постройкой этой церкви в течение 5 лет непрерывно трудились десять тысяч рабочих. Золото, серебро, драгоценные камни были употреблены в огромном количестве на ее украшение. Со всех концов огромной империи доставлялись в Константинополь колонны и глыбы из самых ценных пород мрамора. Император Юстиниан пожелал, чтобы этот храм превзошел величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире. Длина храма – более 70 метров, купол поднят на 50-метровую высоту, диаметр его превышает 31 метр. Купол – это замечательное достижение зодчих. Они возвели его на 4 столбах при помощи треугольных сводов напоминающих надутые паруса.

Под влиянием чужой мусульманской символики изменился внутренний и внешний облик храма – появились минареты.

В связи, с какими событиями храм изменил свой облик?

В 1453 г.  Константинополь пал под натиском турок-османов. Византийская империя перестала существовать. Но не померк факел византийского искусства. Еще задолго до падения Константинополя его подхватила Древняя Русь.

Но вернемся к временам процветания империи. По словам современника, писателя Прокопия, этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря.

Слайд №10.

Входящий в него сразу чувствовал, что это не создание людского могущества, а скорее творение самого божества.

40 окон, прорезанных в основании купола, в толще стен и ниш, заливали светом,  украшенный мозаиками храм. Благодаря этому казалось, что купол свободно парит над храмом. Живописное пространство храма венчает фигура Христа Пантократора  (Вседержителя), изображенная в куполе. А в апсиде (округлой выступающей части храма), над алтарем мать этого божества – царственно восседающая на троне с младенцем на руках. А на сводах храма выстраиваются в строгом порядке архангелы, апостолы, мученики, святые. Словом, неслучайно, храм произвел на послов князя Владимира такое огромное впечатление: «Мы видели там такую великую красоту, какую язык наш передать не может. Нас обуяла какая-то радость, и мы сами не знали, на земле ли  находимся или на небе».

После принятия Русью христианства, мастера-греки, так называли на Руси всех византийцев, так как они говорили на греческом языке, приезжали на Русь целыми артелями, они привезли не только технические навыки, но и художественную системукрестово-купольную конструкцию православных храмов, которая сложилась в Сирии в IX веке, а через Византию попала на Русь.

Объясните, почему она получила такое название.

Работа со схемой: «Устройство крестово-купольного храма».

Проверка задания. Слайд 11, 12.

Назвать основные архитектурные элементы храма.

Купол – обозначал небесную сферу и подчеркивал связь земного и небесного.

Барабан со световыми окнами – венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую или многогранную форму и несущая на себе купол  (главу).

Столбы – опоры, находящиеся внутри храма.

Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю.

Алтарь  (от латинского «высокий жертвенник») - место для священнодействия в восточной части храма, отделенное алтарной перегородкой.

Апсиды (от греческого «свод») – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря.

Закомары - полукруглые покрытия церковных сводов.

Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон.

Конха (от греческого «раковина») – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания: ниш, апсид.

Лопатка - вертикальное утолщение стены храма.

Пилястра –  лопатка более сложной конструкции.

Аркатурный пояс – горизонтальное членение храма, состоящее из небольших арок, колонок, который опоясывает широкой лентой все тело храма.

Объясните, почему христианский храм называется крестово-купольным.

Над храмовым зданием сооружался главный купол, с которым могло соседствовать от 4 до 12 меньших куполов. Центральную главу поддерживал барабан со световыми окнами, опирающийся на 4 главных столба. Обширное подкупольное пространство становилось центральной частью здания. Таким образом, прямоугольное здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма – подкупольное пространство между 4 главными столбами.

 

 

Зодчество Киевской Руси – яркая страница мировой архитектуры. Хотя скандинавские источники называют Русь страной городов – Гардарикой, основная масса жителей обитала в сельских поселениях. В письменных источниках встречаются несколько названий поселений эпохи Киевской Руси – село, сельцо, деревня, погост, становище, двор. Городское население составляло 2-3 % всех жителей. Однако городов для того времени было много.  К X веку – 20 городов, к XI – 32, к концу XII  существовало 238 городских поселений. По мнению большинства ученых, древнерусские города возникали:

- из сельских поселений;

- из княжеской резиденции;

- из промысловой слободы;

- из торгово-ремесленного ряда;

- из центра сельской общины (погоста);

- из посада возле монастыря;

- из приграничной крепости.

 

Выбор места для строительства города диктовался военными соображениями. Крепость обычно располагалась на холме, в некотором отдалении от реки.

Как называлась центральная, защищенная часть города?

Детинец.

Как называлась торгово-ремесленная часть города?

Подол.

С конца X века возникают городские посады – предградья.

 

Почему на Руси бытовало выражение «срубить город»?

Основным строительным материалом на Руси было дерево. Из него строили жилые дома, городские укрепления, княжеские дворцы, церкви. Городские укрепления состояли из срубов, наполненных землей, которые приставлялись друг к другу образуя кольцо укреплений.

 

Крепостные стены Белгорода. Реконструкция.

Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами, мельницами и колодцами. Деревянное зодчество, несмотря на его недолговечность, было весьма распространеноС XI века распространяется каменное зодчество. Для строительства храмов на Русь приезжали греческие зодчие, как наиболее искусные и прославленные во всем христианском мире. Но под влиянием местных традиций, отвечая вкусам заказчиков и находясь в постоянном общении с русскими мастерами, им помогавшим, они несомненно пошли навстречу устремлениям русского народа.

 

Укажите города, существовавшие в IX-XI веках (работа с таблицей).

Задание №2.

 

Укажите русские города, существовавшие в X-XII вв.

 

 

Город

Период Киевской Руси X-XII

Киев

 

Иваново

 

Липецк

 

Ростов

 

Москва

 

Ярославль

 

Тула

 

Суздаль

 

Смоленск

 

Изборск

 

Мурманск

 

Новгород

 

Чернигов

 

Владивосток

 

 

Какая самая ранняя из известных каменных построек на Руси?

Церковь Богородицы в Киеве, именуемая обычно Десятинной церковью. Она была построена в 989-996 гг. византийскими мастерами и была разрушена во время осады Киева монголами в 1240 году.

Три крупнейших собора Киевской Руси были посвящены именно Святой Софии. Это было знаком родства, преемственности великой Византии и Киевской Руси.

В каких городах древней Руси существовали храмы святой Софии, Премудрости Божией?

Киев, Новгород и Полоцк.

 

«Музыка, застывшая в камне» - называю архитектуру. Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности и по берегам рек.  И поныне существуют памятники  и города, созданные в древнерусский период.

Мы с вами мысленно побываем в трех городах,  связанных со становлением древнерусского государства – Киеве,  Новгороде и Владимире.

«Киев – матерь русских городов».

Киев в те далекие времена был окружен земляным валом с бревенчатыми стенами. В город вели ворота, главными из которых были Золотые ворота. Ворота с подобными названиями были в Константинополе и Иерусалиме. Огромная арка, закрытая подъемной решеткой – герсой, а над ней надвратная Благовещенская церковь с позолоченным куполом (может быть от него и произошло название ворот).  Со времени нашествия Батыя ворота оказались значительно разрушены и запущены. Сейчас ворота восстановлены, но подлинно древние руины оказались спрятаны в новом сооружении, как в громадном футляре.

Проблема: отношение к  реставрации и реконструкции старинных памятников. Нередко в результате ремонта зданий появляется новострой, не имеющий ничего общего с подлинником, разбирается старая кладка, что приводит к безвозвратной утрате памятника.

Главным храмом Киева, конечно, был Софийский собор.

С какими событиями связано его строительство?

Он был заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром на месте, где были разбиты печенеги. В «ПВЛ» под 1037 г. об этом сказано так: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златые врата; заложил и церковь Святой Софии».

Как вы думаете, о чем говорит тот факт, что главный Киевский храм назван так же, как и храм в Константинополе?

Киев как бы провозглашал свое равенство со столицей Византийский империи. В XI  веке храм был 13-купольным (главный купол  символизирует Иисуса Христа, остальные  - 12 апостолов). 4 главы, ближайшие к центральному куполу, напоминали о 4-ех евангелистах – Матвее, Марке, Луке и  Иоанне.

 Увы, внешний вид собора значительно изменился в результате реставраций и достроек XVII-XVIII веков в стиле барокко. О первоначальном виде храма мы можем судить по его реконструкции. Очень напоминает Константинопольский храм, согласитесь. А вот особую ценность представляют росписи  храма  11 века – 260 кв.м мозаик и 3000  кв.м. фресок.

Мозаика – изображение из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.

Фреска – росписи на стенах храма по сырой штукатурке.

Над головой молящихся в главном куполе – Христос Вседержитель, а в центральной апсиде – Богоматерь с воздетыми к небу руками – Оранта. Опускаясь перед ней на колени, русский человек узнавал в ее образе великую языческую Берегиню. Богоматерь представлялась заступницей, защищающей каждого человека и всей своей мощью ограждающей его страну от многочисленных врагов.

В росписи храма встречались и изображения земных владык. Портрет самого Ярослава в росписи не сохранился, но сохранилось изображение 4-х его дочерей, выступающих в ряд со свечами в руках. Так утверждался авторитет великокняжеской власти.

И еще один памятник, дошедший до нас с тех времен. Это мозаика Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве – Дмитрий Солунский, один из святых воинов, прославляемых церковью.

Господин великий Новгород.

В.Г.Белинский видел в Новгороде «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни».

Особая судьба у этого города.

В чем состояли особенности развития Новгорода?

- первая столица Руси;

- удаленность от Киева, как затем и, от участия в княжеских раздорах;

- густые леса и болота, его окружавшие, спасали от набегов кочевников с юга. В известной мере спасли и от монголо-татарского нашествия;

- прямой водный путь  в Финский залив и Балтийское море способствовали оживленной торговле с Западной Европой;

 Вспомним, в чем состояли особенности управления Новгородом в период феодальной раздробленности?

Вечевой строй, Новгородская боярская республика.

Какие события привели к установлению республики в Новгороде?

В 1136 г. новгородцы «указали путь из города» князю Всеволоду Мстиславичу, внуку великого Мономаха. «Не блюдет князь смердов, - гласил приговор, - ищет чужих владений, первый бежал с поля битвы».

Все это развивало у новгородцев привычку к самостоятельности, развивало дух свободы и одновременно предприимчивость и удальство.

И.Э.Грабарь дал точную характеристику новгородского искусства: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода, достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного… но себе на уме… В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья…

Идеал новгородца – красота силы.

Сообщение о Новгороде и Софии Новгородской. Чем при совпадении архитектурных элементов Софийский собор в Новгороде отличался от Киевского Собора?

Новгород – Новый город. В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков реки Волхов расположено так называемое Рюриково городище. С начала XII века оно известно в Новгородских летописях как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе становления вечевой республики. Есть основания полагать, что именно по отношению к этому поселению, передвинувшийся к северу город получил название «Новый город». Как и многие города древней Руси, Новгород был преимущественно деревянным. С 1044 г. по приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен Кремля – Детинца. Год спустя в новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии. Строился он 5 лет (с 1045- по 1050 гг.). «Где Святая София, там и Новгород», - говорили в старину. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем «За святую Софию!» Собор сложен из плинфы (плоского камня) розоватого цвета за счет добавления в раствор кладки  мелкотолченого кирпича. Позднее храм был оштукатурен, его стены приобрели белый цвет. Новгородская София выглядит строже, монолитнее. В отличие от 13-ти купольной Софии Киевской, храм пятиглавый. Пять мощных куполов высоко подняты над  кубическим храмовым зданием. Его стены массивны. Почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. Собор в полтора раза выше Киевского. Общие черты храма:

- вертикальное расчленение фасадов,

- полукружия закомар;

- узкие ассимитрично расположенные окна;

- купола на барабанах.

Фасад здания украшали бронзовые врата немецкой  работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей.

Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен оккупантами. Многие его фрески, к сожалению, безвозвратно погибли.

В 1951 г. под руководством археолога А.В.Арциховского в Новгороде были предприняты раскопки, которые продолжались не одно десятилетие. Они позволили собрать богатейший материал. Дело в том, что новгородская почва (влажная и при этом непроницаемая для воздуха) дала возможность прекрасно сохраниться деревянным постройкам, настилам уличных мостовых. И здесь ученых ждало одно из самых значительных археологических открытий XX века – это находка берестяных грамот.

Как была найдена первая грамота?

26 июля 1951 г., всего через 2 недели после начала раскопок молодая работница Нина Акулова нашла прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя пластами настила, плотный свиток берестяной грамоты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. В настоящее время их найдено более 600. Почему они оказались прямо на мостовой? Ответ на этот вопрос дал профессор В.Л.Янин в книге «Я послал тебе бересту»: «большинство из них сохранилось в обрывках. Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвем и выбрасываем ненужные или использованные бумаги». Ценность их в том, что это живые голоса истории, обрывки живой речи или деловой записи, отражающие какие-то нужды, чувства, решения, пожелания, расчеты, споры, досады и радости людей того времени.

Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Это икона «Ангел Златые власы» - архангел Гавриил (хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге), написанный в конце XII века.

Икона XII века «Спас нерукотворный».

Владимир.

Раздробленная Русь… Ослабленная, разобщенная братоубийственными княжескими распрями. Новым центром Руси становится город  Владимир на реке Клязьме,  названный так в честь его основателя Владимира Мономаха. Именно в этот город перенес свою резиденцию сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.

В результате каких событий это произошло?

В 1169 г. владимиро-суздальские полки взяли штурмом Киев и предали его страшному погрому. По свидетельству летописца, победители не пощадили ничего и никого – ни храмов, ни жен, ни детей. Приведенные победителями половцы подожгли даже Киево-Печерский монастырь. И это свершилось по приказу русского князя. Но став великим князем Андрей Боголюбский не поехал в Киев, а пожелал править из Владимира. Владимир и Суздаль по праву занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых памятниками мирового значения.

Памятники Владимиро-Суздальской Руси.

Золотые ворота Владимира (1164 г.) – единственно сохранившееся до нашего времени из белокаменных ворот, одновременно служили городу и как оборонительное сооружение и как торжественный въезд. Надвратная церковь – Положения риз Богоматери. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде, Первые повреждения они получили еще в 1238 г. во время штурма города татарами. Именно в  этом соборе находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери.

Успенский собор Владимира (1158-1161гг.)

Самое крупное сооружение Владимира, выполнен по заказу Андрея Боголюбского, был главным кафедральным собором Руси. Именно здесь находилась величайшая русская святыня – икона владимирской Богоматери. В 1408 году собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Сохранились лишь отдельные фрагменты их росписи.

 

Храм Покрова на Нерли.

Какому архитектурному памятнику, посвятила свое стихотворение И. Снегова?

 

Свечой на ладони на голом лугу-

Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.

Мерцает в излучине, будто из туч,

Сквозит к нему некий единственны  луч.

Пропорций бесспорность иль магия лет? –

Струящийся в небо единственный  свет!

И сколько б ни шел ты назад   допоздна,

Идет за тобою его белизна. 

 Какая гармония с окружающей природой!                                           

Во всей древнерусской архитектуре, давшей миру много непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического чем церковь Покрова на Нерли. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания.

История создания храма (сообщение).

Место для строительства храма указал князь Андрей Боголюбский. Мастера не отказались от рискованного заказа, несмотря на то, что в половодье вода поднималась почти на три метра. Для устойчивости храма с инженерной точностью был заложен сложный фундамент, насыпан искусственный холм. Усилия мастеров оправдали себя: храм простоял почти восемь столетий. Церковь была сооружена в честь победоносного похода Андрея Боголюбского на волжских булгар. По легенде камень для постройки возили из покоренного государства. Одновременно храм был возведен 

в память о горячо любимом сыне Андрея Изяславе, погибшем в этом походе. Посвящен празднику – Покрова Богородицы. Отныне «царица небесная» покровительствовала Владимирской земле.

Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, чудесно вырастает над их простором.

В 1784 году произошло событие, в результате храм мог быть уничтожен. Из-за малой доходности этой заброшенной тогда церкви игумен    Боголюбова монастыря получил разрешение владимирского епископа разобрать церковь на строительный материал. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене. А в народе родилась легенда. Когда крестьяне взобрались на купол. Чтобы начать разборку храма, один из них был ослеплен частицами позолоты, осыпавшейся с креста. Ослепленного спустили на землю и тогда он прозрел. Это сочли «великим чудом», и крестьяне отказались разбирать церковь.

Дмитриевский собор(1194-1197).

Был сооружен для князя Всеволода Большое Гнездо в честь святого мученика Дмитрия. Это сравнительно небольшой одноглавый храм, он был дворцовым храмом князя Всеволода. Это самый богатый по убранству храм. По высоте храм  как бы делится на три яруса. Нижний – самый высокий – почти лишен убранства, его оживляет лишь пятно перспективного портала – входа в храм.

Второй ярус – это аркатурный пояс – горизонтальное членение храма, состоящее из небольших арок, колонок, который опоясывает широкой лентой все тело храма. И верхняя часть храма – самая насыщенная каменной резьбой.

Резьба занимает почти половину стены храма, она  начинается от колон пояса, поднимается вверх, заполняя собой пространство между узкими и высокими окнами, до закомар – полукруглых завершений фасадов. А затем восходит вверх по барабану. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены в орнаментальную ткань. Здесь скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные мотивы, высеченные из белого камня. Кажется, что перед нами драгоценный ларец, сработанный искусным ювелиром.

Нельзя объять необъятное. Многое осталось за рамками нашего урока : можно много говорить о древнерусской иконописи, древнерусской литературе и устном народном творчестве, о ювелирном искусстве Руси, о быте и нраве.

Мне хотелось, чтобы урок побудил вас читать книги, изучать русскую культуру разных периодов, знакомиться с ее памятниками.

Как вы считаете, какое значение имеет культура Древней Руси для всех нас?

- это наши истоки, наши корни, наши традиции;

- она имеет важное значение для воспитания духовности и духовного возрождения России;

- она учит нас искать гармонию с природой, с окружающими, с самим собой.

Вопросы для викторины.

1.     В центре Москвы, около старой площади, стоит памятник двум братьям- византийцам, уроженцам города Салоники. Оба брата отличались ученостью, знали славянские языки и разработали общеславянскую азбуку. Назовите их имена.

Кирилл и Мефодий.

2.Основным материалом для письма в древней Руси служил…

Пергамент – специально обработанная телячья, козлиная или баранья кожа.

3.     Что такое граффити?

Это надписи, нацарапанные на стенах храмов.

4.     В 1051 году собор русских епископов по приказу князя Ярослава Мудрого и без согласия константинопольского патриарха выбрал митрополитом именно этого человека. Он был не только митрополитом, но и выдающим писателем своего времени. Назовите имя этого человека и его произведение.

Илларион «Слово о законе и благодати».

5.     Этим сыновьям Владимира Красное Солнышко посвящены жития, они стали первыми русскими святыми. Назовите их имена.

Борис и Глеб.

6.     Как назывались кусочки цветного непрозрачного стекла из которых составлялись мозаики древнерусских храмов?

Смальта.

7.     Почему икона Владимирской Божией Матери считается чудотворной? Какая легенда с ней существует?

Подведение итогов урока.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока истории для 10 класса "Древнерусская культура""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка темы "Древнерусская культура" может быть использована для проведения двух уроков в 10 классе: "Культура Киевской Руси" и "Культура периода феодальной раздробленности".

Цель урока: познакомить учащихся с достижения древнерусской культуры, факторами влияющими на ее формирование. Показать, что культура Руси формировалась как синтез  языческой культуры славян и христианской культуры Византии. Показать учащимся самобытность древнерусской культуры и ее огромное влияние на фомиривание национального самосознания.

Использовать на уроке презентацию с ключевыми понятиями темы и иллюстративным материалом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 505
    • DOCX 938.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ерощева Инна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ерощева Инна Васильевна
    Ерощева Инна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 158088
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе