Конспект урока информатики и
ИКТ в 8 классе по теме
«Устройство компьютера»
учителя информатики Башуровой Гульназ Разифовны
I.
Организационный момент
Сообщение
темы урока. (Слайд №1)
«Устройство
компьютера»
Постановка
целей урока. (Слайд №2)
Цели
урока:
1.
Познакомиться с устройством компьютера;
2.
Освоить основные характеристики устройств
компьютера.
II.
Актуализация и систематизация опорных знаний
Какие
информационные процессы нам известны? (Получение, обработка, хранение,
передача). Компьютер создавался как устройство, помогающее человеку
обрабатывать информацию.
С
давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались
различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Из
истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел
в природе. Как вы думаете, например самолет создавался по подобию чего? (Птицы).
Липучки на одежде? (Репейник). Катафоты? (Кошачий глаз).
Устройство
компьютера человек списал с самого себя. Только человек постарался передать
компьютеру не свои физические, а свои интеллектуальные способности, т.е.
возможность работы с информацией. По своему назначению компьютер – это
универсальное техническое средство для работы с информацией. По принципам
своего устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.
Какие
свои функции человек использует для работы с информацией? (Органы чувств,
мозг, голос).
Назовите
устройства ПК, которые выполняют аналогичные функции? (Процессор, память,
микрофон, клавиатура, мышь, сканер)
III.
Изучение нового материала.
Схема
устройства компьютера впервые была предложена в 1946 году американским ученым
Джоном фон Нейманом. Дж. фон Нейман сформулировал основные принципы работы ПК,
которые во многом сохранились и в современных компьютерах.
(3
слайд) Основные принципы:
1.
Процессор (обработка информации)
2.
Память (хранение информации)
◦
постоянная память
◦
оперативная память
◦
долговременная память
3.Устройства ввода-вывода информации
Рассмотрим
все перечисленные устройства подробнее.
(Слайд
№4) 1. Процессор
– это электронная схема, выполняющая обработку данных
в соответствии с заданной программой.
Но
нельзя сравнивать «ум компьютера» с умом человека.
Вопрос:
В чем состоит отличие мозга человека от процессора компьютера? (Человек
способен сам принимать решения, придумывать новые способы работы с информацией,
а компьютер действует так, как в него было заложено.) Действительно, важное
отличие в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него
программе, человек же сам управляет своими действиями.
(Слайд
№5) Программа – это последовательность команд, выполняемых компьютером при
обработке данных.
Данные
– это информация, представленная в компьютере в виде двоичного кода.
2.
Память
Главным
хранилищем информации ПК является память. (Слайд №6) Оперативная память
служит для хранения информации во время ее непосредственного использования или
обработки. После выключения компьютера информация в оперативной памяти
стирается. (Слайд №7) Постоянная память служит для первичного запуска
компьютера, проверки наличия и работоспособности всех основных узлов и
настроек. (Слайд №8) Внешняя (долговременная) память служит для
хранения информации на долгие сроки. После выключения компьютера информация в
долговременной памяти не стирается. Для долговременного хранения информации
используются носители.
(Слайд
№9) В основе записи информации на носители лежат три основных принципа: (Слайд
№10)
1.
Магнитный принцип записи считывания
информации (винчестер, дискета).
2.
(Слайд №11) Оптический принцип записи
считывания информации (CD, DVD,
...).
3.
(Слайд №12) Запись на микросхемах (flash-память).
Мы
рассмотрели основные компоненты ПК, как вы думаете, а что связывает все эти
устройства и заставляет их работать как единое целое? (материнская плата)
(Слайд №13)
Магистрально-модульный
принцип
Внутреннее
устройство современных ПК основано на магистрально-модульном принципе. Этот
принцип позволяет пользователю самому комплектовать нужную ему конфигурацию
компьютера и производить при необходимости ее модернизацию.
(Слайд
№14) Системная магистраль (шина) – набор электрических линий, связывающих
воедино устройства ПК и передающее сигналы между центральным процессором и
периферийными устройствами, представляющими собой отдельные модули компьютера.
Данная схема позволяет заменять модули подобными с целью модернизации или
ремонта.
(Слайд
№15) Данные по шине могут передвигаться от процессора к любому устройству.
Таким образом, осуществляется: чтение данных с устройств ввода, из оперативной
памяти, пересылка данных на устройства вывода и запись на накопители.
3.
Устройства ввода-вывода
(Слайд
№16) Назовите устройства ввода информации в компьютере: (учащиеся называют устройства
ввода)
1.
Клавиатура (ввод текстовой и числовой
информации)
1.
Мышь, джойстик
2.
Сканер (ввод графической информации)
3.
Видеокамера
4.
Микрофон (ввод звуковой информации)
Устройства
вывода: (учащиеся называют устройства вывода)
1.
Монитор (вывод информации, которую можно
представить наглядно)
2.
Проектор иногда заменяет монитор
3.
Принтер - устройство вывода информации на
бумагу (матричные, струйные, лазерные)
4.
Звуковые колонки (вывод звуковой информации)
(Слайд
№17) IV. Самостоятельная работа
2.2 на 50 странице учебника
(Слайд
№18) V. Домашнее задание
Знать
принципы построения ПК, схему устройства компьютера. Дополнить конспект
списками устройств ввода/вывода информации. П. 2.2, вопросы.
VI.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
(Слайд
№19) Вопросы по изученному материалу:
•
Перечислите основные группы устройств
компьютера. (Процессор; память – оперативная, постоянная, долговременная;
устройства ввода и вывода)
•
Что такое магистрально-модульный принцип
построения компьютера? (Все устройства представляют собой отдельные модули,
соединенные друг с другом через магистраль)
•
Перечислите принципы записи на носители
информации. (Магнитный, оптический, флеш)
(Слайд
№20) Итоги урока. Выставление отметок.
Спасибо.
Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.